«Почему ребенка с трудным поведением не нужно вести к психологу»

Многолетняя практика работы с обращениями родителей детей с трудным поведением к психологу, показывает интересную картину. Ситуация с поведением некоторых детей  качественно не меняется длительный период, а сопровождается лишь вспышками улучшений, а у других устойчивые качественные изменения. Любящие родители и у тех, и у других. Почему колоссальная разница в результатах?

Причина проста: одни родители для исправления ситуации приводят к психологу ребенка, другие – посещают сами, вместо ребенка. Для качественных изменений проводить коррекционную работу с детьми трудного поведения важно через совместную работу с родителем, а не отдельно педагогом-психологом с ребенком.  Так как  при работе психолога только с ребенком, над его проблемным поведением, специалист способен добиться только временных,  результатов, по причине того, что ключевыми звеньями, которые формируют влиятельную атмосферу, являются родители, и любое поведение ребенка является прямой реакцией на ту атмосферу, в которую он помещен в семье. Именно родителю важно научиться, не запрещать проблемное поведение ребенка, а уметь читать его, чтобы вовремя и правильно реагировать в моменте, и влиять на протяжении дня. А из кабинета психолога ребенок, получив помощь, снова возвращается в атмосферу взаимодействия, в прежние ситуации, стили воспитания,  вызвавшие в нем проблемное поведение и он снова подвержен тем же факторам риска. В итоге, любые результаты в поведении ребенка, которые достигнет психолог без вовлечения  родителей, в скором времени обнулятся.

Реально повлиять на изменение поведения ребенка способны только ключевые звенья, управляющие атмосферой, в которой находится ребенок в течение всего времени. Такой формат, кроме устойчивых результатов в поведении ребенка, позволит:

o      Родителям умело управлять атмосферой в семье и поведением детей, повысить свой авторитет и компетенции

o      Состояние растерянности, заменить на твердую уверенность за свои меры, методики воспитания

o      Сформировать внутреннее ощущение «я хороший» родитель (что приносит колоссальную удовлетворенность, и снижает напряжение во всех других сферах)

o      Ребенку получать своевременную поддержку от родителя и иметь уверенность, что тот не накинется с критикой, не сделает еще хуже, а выслушает и поищет способ помочь


Подготовила педагог-психолог МАУ «ЦРН «Единство» Кулабухова О.А.                                                    г. Хабаровск