«Стыд как инструмент воспитания»
«Ай-яй-яй! Как тебе не стыдно?!» – чаще всего именно этот вопрос задают родители ребенку, когда тот не убрал свои игрушки, разбил бабушкину вазу, громко смеялся в общественном месте. Пристыдить ребенка проще всего. И, кажется, это работает. Но на самом деле ребенок дошкольного возраста еще не умеет рефлексировать и отделять стыд от вины и страха, поэтому только боязнь родительского гнева удерживает его от подобных поступков. Есть ли смысл? Стыдить ребенка, который нехорошо поступил, бесполезно. Стыд вызывает желание «провалиться сквозь землю», и никак не учит ребенка другому поведению. Задача родителя состоит в том, чтобы научить ребенка навыкам, умениям, передать знания, показывать, как правильно поступать. Чувство стыда – это тупик, из которого нет выхода. Ребенок даже не может извиниться, потому что, во-первых, извинение – это про вину, а не про стыд, а во-вторых, он еще не понимает, чего от него хотят. Совесть, кстати, более или менее формируется у ребенка лишь к 7 годам, поэтому требовать от такого малыша послушания через чувство стыда не только не эффективно, но и вредно для неокрепшей психики. Нужна ли «публичная порка»? Часто, чтобы повлиять на поведение ребёнка, родители стыдят его прилюдно. По мнению специалистов, такая тактика бесперспективна и очень опасна для психики ребёнка. Когда на публику выносятся личные переживания, то ребенок чувствует обиду, унижение, злость и неуверенность в себе. Мало того, что такое воспитание может вызвать у ребенка депрессию и желание отдалиться от людей, но и разрушит доверие к родителям. Восстановить этот важный канал связи с ребёнком очень тяжело, а порой и невозможно. Поможет ответственность Вместо деструктивного чувства стыда формируйте у ребенка ответственность за свои поступки, обязательно учитывая при этом возрастные особенности. Когда человек чувствует ответственность, он способен воспринимать информацию и осознавать собственные эмоции. Ребенок способен понять фразу «Мама расстроена, потому что ты не собрал разбросанные игрушки». Здесь нет обесценивания через стыд! Здесь есть конструктивный диалог на чувственном уровне. «Извини, мам, я сейчас исправлю» — согласитесь, что именно такого ответа вы и хотите добиться от ребенка в подобных ситуациях. Всегда помните: что бы ребенок ни совершил, он остается хорошим человеком, вашим любимым ребенком. Поступок может быть нехорошим, ребенок – нет. Поступок может казаться вам неправильным, может вас расстраивать, злить, вызывать в вас вопросы или недоумение, но ребенок при этом остается хорошим. Филаткина Наталья Владимировна, педагог-организатор МАУ ЦРН «Единство» г. Хабаровск |