ТАМ, ГДЕ ТЕЧЕТ ТУЮН

Станцию Этыркэн построила Куйбышевская (ныне Самарская) область

Восточный участок БАМа насчитывает 12 станций, и последняя из них по сроку прибытия строителей – Этыркэн. «КуйбышевБАМстрой» приступил там к работам в октябре 1981 года, когда «Укрстрой»,

«ХабаровскстройБАМ» и другие шефские подрядные организации завершали выполнение производственной программы.                                                                     

Первыми же на 197-м километре от районного центра, вблизи реки Туюн и хребта Туран, высадились подразделения железнодорожных войск. Механизаторы готовили насыпь главного хода БАМа, путейцы укладывали рельсы и шпалы, продвигаясь к границе Хабаровского края и Амурской области. Полки и батальоны помогали куйбышевцам, чем могли.

Автоцистернами доставляли в Этыркэн воду. Делились свежеиспеченным хлебом. Ток поступал со станции Ульма, на которой стояли вагоны с дизель-генераторами и распределительным устройством. Необходимость в них отпала в декабре 1984 года, когда заработала линия электропередачи Комсомольск – Ургал – Этыркэн.                                                                         

СЕМЕЙНЫМ – КОТТЕДЖИ                                                                       

Поселок строителей начинался с улицы Куйбышева, которая не сохранилась, как и общежития строительно-монтажного управления. Семейным предоставляли двухквартирные коттеджи. Завтраками, обедами и ужинами всех обеспечивал котлопункт, в связке с которым появилось овощехранилище. За вводом котельной последовало открытие бани с двумя отделениями, и они не пустовали. Для подрастающего поколения в жилмассиве «КуйбышевБАМстроя» распахнули двери детсад и школа-восьмилетка.                                                                    

В.Г. Бабичев, А.И. Барцев, П.И. Захарченко, П.А. Рыбачок, Г.В. Повод, В.Г. Смирнов… Это фамилии прибывших в составе пионерного отряда, предоставленные архивом Верхнебуреинского района. А вот информация из аналогичного учреждения Самарской области: «В первом эшелоне отправились на восток не менее 80 рабочих. Среди них плотники, водители, каменщики, сварщики. Эшелон включал в себя 50 вагонов с техникой и механизмами».                                                                

Генеральный план и проект комплексной застройки Этыркэна разработал институт «Куйбышевгражданпроект».                                                                      

УПРАВА НА МЕРЗЛОТУ                                                                     

«Куйбышевцы! Построим поселок Этыркэн самым красивым и современным!» – этот призыв на транспаранте встречал участников митинга, состоявшегося в день прибытия «КуйбышевБАМстроя». Выслушав приветствия у главного хода, волжане направились к месту возведения первоочередных объектов. Хруст льда на застывших лужицах бездорожья под ногами оживлял. В тот же день механизаторы, взбодренные таежными запахами и снегом на вершинах Турана, приступили к земляным работам.                                                               

Бурильщик Павел Бушило приехал в Этыркэн позднее, когда началось возведение поселка железнодорожников.                                                             

– Учитывалась непредсказуемость вечной мерзлоты, – рассказывал он.                                                             

– Грунтовая подушка достигала восьмиметровой отметки. Механизаторы свою задачу выполнили и уступили фронт работ нам, бурильщикам. Наши смены начинались в 8 и 17 часов. В пробуренные скважины опускался каркас – арматура круглого диаметра. Он заливался бетоном. Таким образом создавались свайные фундаменты – основа для кладки стен и монтажа панелей.                                                                   

– Зарабатывал до 600 рублей в месяц – в несколько раз больше того, что получал до БАМа, – не скрывал Павел Павлович.                                                                     

Действительно, за туманом и за запахом тайги ехали не все. Были и материальные стимулы: северные надбавки в 50 процентов, районный коэффициент 1:7, доплаты за разъездной характер работы в 40 процентов. Через три года бамовцы получали возможность приобрести дефицитные тогда «Жигули» или «Москвич» в любой точке Советского Союза.                                                                  

…РАЗРЕШИТЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ                                                                   

Участок от Герби до Этыркэна протяженностью 250 километров обслуживала Зинаида Ленковец, молодой специалист Верхнебуреинского узла связи. Фургон автомобиля ГАЗ-66 выполнял функции почтового отделения, принимавшего и отправлявшего посылки, бандероли и письма.                                                                      Два года Зинаида с напарницей мотались по частям железнодорожных войск. Ведь как только приступал к работе строительно-монтажный поезд, в его жилмассиве открывалась почта. Так было в Новом Ургале, Алонке, Сулуке – везде, включая Этыркэн.                                                                  

– В районном узле связи договорились с «КуйбышевБАМстроем» о выделении вагончика. В одной половине я занималась приемкой-выдачей почты, в другой половине жила, – с улыбкой вспоминала Зинаида Евгеньевна.                                                                

Строительно-монтажное управление состояло в основном из мужчин, которые сразу обратили внимание, что в Этыркэне появилась пятая по счету представительница прекрасного пола. Приходили не за почтовым отправлением, а посмотреть на девушку, заговорить с ней, дождаться ее улыбки.                                                                        

Скоро Зинаида знала не только о том, что на промышленной базе запустили пилораму и столярку. Она познакомилась с Бабичевыми – четой, которая первой в «КуйбышевБАМстрое» узаконила супружеские отношения. Ей показали спящего в коляске Антошку Данилова – первого этыркэнца.                                                                         

Не было принято скрывать и неприятности. Не хватало землеройной техники и запчастей к ней, из-за чего план 1982 года оказался невыполненным.                                                                      

Но сколько было радости, когда выросла первая улица поселка железнодорожников!. . Ее назвали Советской – в честь предстоящих выборов в местные советы. Со временем на ней, кроме многоквартирных домов, возвели детсад и школу, а также общественно-торговый центр, в котором нашлось место клубу, библиотеке и пунктам бытового обслуживания. Пуск ретранслятора позволил принимать программы центрального телевидения.                                                                 

НА ОРБИТУ ВНИМАНИЯ                                                                    

«КуйбышевБАМстрой» завершил производственную программу. К новым местам службы переводились подразделения железнодорожных войск. Оказалась бесхозной автодорога, по которой этыркэнцы выбирались в цивилизацию районного масштаба.                                                                    

Не летал вертолет, который в экстренных случаях вызывался командиром батальона, дислоцированного у Туюна. Расформирование Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, как и сокращение грузопотока в 1990-е годы, обернулось для Этыркэна утратой дома отдыха локомотивных бригад и медицинской амбулатории. Был упразднен пункт транспортной милиции, размещавшийся на вокзале. Свернули кинопоказ, работу аптеки и банка.                                                                        

В 2001 году, когда поселку исполнилось 20 лет, местная власть решила вернуть традиции бамовской поры. Было организовано чествование молодоженов Агарышевых и Максимки Лактионова, появившегося на свет в юбилей. Спонсорами торжеств выступили местные лесозаготовительные предприятия.                                                                        

Администрация взялась за восстановление квартир, брошенных при передаче ведомственного жилфонда в муниципальную собственность. Была создана ветеранская организация поселения. Баскетбольная и волейбольная команды приступили к тренировкам в спортзале общественно-торгового центра. Художественная самодеятельность заявила о себе на районном конкурсе в Чегдомыне.                                                                     

На муниципальные средства обновили детский сад: там заменили кровлю, установили пластиковые окна, утеплили наружные стены. Школа в Этыркэне носит имя С.Н. Пальчука, полковника железнодорожных войск, командира мостового полка, Героя Социалистического Труда.                                                                           

Подтверждением того, что БАМ снова в орбите внимания, как и его поселки, стало появление в 2021 году передвижного комплекса «РЖД-Медицина». Это состав с оборудованием для проведения УЗИ, флюорографии, маммографии, ЭКГ сердца. Последний раз медицинский поезд был в Этыркэне прошлым летом. Прием вели терапевт, офтальмолог, отоларинголог и гинеколог.                                                                   

Этыркэн в переводе с эвенкийского – дедушка. Правда, архив Верхнебуреинского района предупреждает: в написании возможны варианты.

 

Михаил КАРПАЧ

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 26 (8415)  2024 года

г. Хабаровск