«Человек, не знающий самоиронии, часто выглядит глупо»…

      «Человек, не знающий самоиронии, часто выглядит глупо»… считает известный артист театра и кино Алексей Гуськов,   который не так давно принял участие  в очередной «вылазке» популярных актёров в рамках ежегодного дальневосточного фестиваля «Амурская осень».

      Буквально каждую мысль, высказанную актёром театра и кино, можно растаскивать по цитатам. Он  – думающий, цельный, грамотный. Потому и фильмы, которые он продюссирует и в которых  играет, – это не только возможность рассказать о том, что накопилось у него на душе. Встреча с представителями средств массовой информации   краевого центра  для  популярного артиста   стала предлогом   поделиться своими размышлениями по поводу созданной им в содружестве с авторами  сценария Евгением Шелякиным  (он же   режиссёр – постановщик),  Павлом Усачёвым, Павлом Виноградовым, Вячеславом Омутовым  картины фильма «Вечная жизнь Александра Христофорова». 

      Сюжет не страдает особой новизной. Где - то,  в другой жизни,  популярный актёр, а сейчас просто исполнитель роли римского легионера в курортном парке  аттракционов, живёт одним днём... Единственный сын отказывается с ним встречаться,  бывшая жена считает его  опасным для общества, да и с работы бедолагу  увольняют. Но однажды судьба делает ему подарок в виде любимой женщины и шанса измениться. Он оказался участником комедии о смысле жизни и любви. Это не о самом актёре. В личной жизни у Алексея Геннадьевича  всё благополучно, потому её и не афиширует. И всё же пресс-конференция с актером и продюсером фильма «Вечная жизнь Александра Христофорова» Алексеем Гуськовым не стала просто плановым общением длиною в сорок минут. Официоза в общении не было, практически всем представителям  СМИ  довелось плодотворно  пообщаться  с популярным артистом, героем сериалов и просто коммуникабельным человеком. Удалось это сделать и корреспонденту «СН».

      –  Алексей Геннадьевич, в одном из интервью  вы назвали  этот кинофильм комедией, которая продлевает жизнь…

      –  Совершенно верно. «Вечная жизнь Александра Христофорова»       – это и на самом деле  комедия о смысле жизни и любви, фильм хорошего настроения. Мы сделали моего героя актёром, хотя могли изобразить кем угодно. Мне очень хотелось иронии, в том числе и над собой. Герой смеётся над несмешными,  в общем, вещами. Он однажды задаёт себе вопрос, что останется после него. Такой момент наверняка у всех наступает, когда ты спрашиваешь себя, что после тебя останется.  

      – …  Египетская пирамида или сломанный мопед для сына, согласно сюжету фильма?

       – Мы постарались ответить на эти вопросы с юмором. У нас отличный актёрский состав. Я, как продсюсер, этим горжусь. Роли  персонажей исполняют замечательные  артисты. В их числе Оксана Фандера, Игорь Угольников, Лидия Веледжева, Станислав Любшин, Игорь Гордин, Полина Пушкарук, Сергей Походаев, Роман Курцын и другие.

       – Советский и российский актёр театра и кино, продюсер, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года, Народный артист Российской Федерации (2007) Алексей Геннадьевич Гуськов родился в городе Бжег  Польской Народной Республики, где служил его  отец,  военный лётчик…

      – И это правда,  как модно сейчас говорить в популярных передачах.  Мне  исполнилось шесть лет, когда наша  семья переехала в Киев. А через год  отец, боевой офицер,  погиб «при исполнении служебных обязанностей». О подробностях говорить не стану. Потом были средняя школа, Московское высшее техническое училище имени  Баумана, которому отдал почти пять лет.  Но в 1979 году ушёл оттуда и поступил на актёрский факультет Школы-студии МХАТ (курс театрального педагога и режиссёра Виктора Карловича Монюкова), который окончил в 1983 году, получив высшее образование по специальности «Актёр драматического театра и кино». Работал в Московском драматическом театре имени Александра  Пушкина, Театрах на Малой Бронной театра «Детектив», Театра имени Гоголя. В  1994 году стал президентом  анимационной студии «Ф. А. Ф. Интертейнмент» («Ф. А. Ф.»  –  это аббревиатура словосочетания «Фабрика анимационных фильмов»). Четыре года преподавал актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ… Сыграл более семидесяти ролей в кино.В том числе,  «Личное дело судьи Ивановой», «Плюмбум, или Опасная игра»,  «Дикий пляж», «Жертва для императора»,  «Волкодав»,  «Дорога в рай»,  «Золотое дно», «Классик»,  «Мусорщик», «Дневник убийцы», «По ту сторону волков» «Участок» и другие.

       - Алексей Геннадьевич, в конце 2000 года любители «душевного» кино» каждый вечер льнули к телеэкранам, чтобы следить за развитием увлекательного сюжета многосерийного фильма «Граница. Таежный роман». Вы снялись  в одной из своих самых известных и ярких ролей, создали далеко не простой облик  офицера-контрабандиста Никиты Голощёкина. Тогда же  стали одним из продюсеров этой картины. Вас бы ненавидеть надо как героя, порой неординарного, с полусумасшедшим взглядом, а зрителю вы почему - по стали по душе. … Ревнивый собственник, добросовестный служака и …   любящий муж…

      – В 2002 году за  роль в телевизионном  многосерийном  художественном фильме «Граница. Таёжный роман» я удостоился  звание  лауреата  Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Он и на самом деле пользовался успехом. В нём были задействованы популярные актёры, но скажу о себе. Сюжет крутился вокруг классического любовного треугольника. Капитан Никита Голощекин человек волевой и амбициозный, поэтому существование только на зарплату про –  вариант не для него. Никита связывается с контрабандистами и за вознаграждение помогает им переправлять через границу наркотики. Голощекин привык побеждать, но в личной жизни он терпит крах: его жена Марина абсолютно не питает к нему никаких чувств, более того, предпочла успешному офицеру молодого лейтенанта Ивана (Марат Башаров). Фильм «Граница. Таежный роман» касается судеб многих жителей отдалённых  гарнизонов, в том числе дальневосточных. Эта тема близка вашей окружной газете. Спасибо, что несколько номеров вы подарили мне. Не ожидал, что она у вас такая современная и актуальная. Тем более, в период прохождения стратегических учений «Восток – 2018».

        Я сейчас не делаю из себя героя.  Режиссёр картины  Александр Митта и до того известен своими работами «Друг мой, Колька!», «Звонят, откройте дверь» и «Гори, гори, моя звезда».  Сколько серий понадобилось ему, чтобы рассказать занимательную историю о жизни гарнизонного городка? Всего восемь, а общая продолжительность смонтированного материала составила 450 мин. Оператором картины стал Сергей Астахов (участвовал в проектах «Брат 1, 2» Алексей  Балабанова), а над музыкальным сопровождением трудились Максим Дунаевский и Игорь Матвиенко. Наконец, продюсерами выступили такие широко известные личности, как Анатолий Максимов и Константин Эрнст, совместно подюсировавшие «Ночной Дозор», «Участок» и многие другие фильмы. Получается, а здесь при чём?

        – Алексей, если откровенно.    У вас  достаточно «характерная» внешность:  темные,  небольшие, но выразительные глаза, острые черты лица, низкий голос. Может быть, потому подавляющее большинство режиссеров предлагают вам отрицательные роли?

        –  Среди прочих  достоинств героя Никиты Голощёкина можно отметить решительность, целеустремленность и несгибаемую волю. Но  офицер Голощёкин  не просто жесткий, он по-настоящему жестокий. Его любовь к жене сводится лишь к стремлению полностью ее подчинить и пользоваться женщиной как вещью, когда ему только заблагорассудится. С соперниками мой герой Никита тоже долго не возится.  Он устраняет их даже не подлостью – убивает в порядке вещей. Эта самонадеянность и сыграла с Голощекиным злую шутку. Попытка очередного убийства заканчивается его собственной смертью. Хотя по фильму этот факт тоже находится под вопросом. Но затем и впрямь произошло самое странное, ко мне, отрицательному герою,  многие отнеслись как  к страдальцу. Ведь жена довела.

      - А каким - то образом сюжеты из личной жизни сказались на создании вполне определённого образа?

      - Оленька, мы же договорились, у меня в личной жизни всё хорошо… Я просто артист. И,  наверное, способный.

       – Алексей,  хочется верить, без этой правдивой понятливости вам  не удавались бы роли, созданные с такой пронзительной искренностью, любовью и закономерной иронией… Если учесть, что они всё же в большей степени положительные.

       – Дополню к тому. Я всегда уважал талант Евгения Александровича Евстигнеева и его самого. Он любил говаривать: «Как бы ты не расправлял крылья, всё равно надо чуть - чуть над собой улыбнуться. Путь к себе идёт только через иронию».

       Вот вам и «ирония». В актёрской коллекции Алексея Гуськова   –  орден Дружбы «За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность», приз «Золотой меч» за лучшую главную мужскую роль на IX международном фестивале военного кино имени Ю. Н. Озерова в Рязани   за роль капитана Калмыкова в военной художественной драме «4 дня в мае», приз за лучшую мужскую роль на ХХ фестивале русского кино в Онфлёре (Нижняя Нормандия)  за роль капитана Калмыкова в военной художественной драме «4 дня в мае», приз за лучшую мужскую роль на фестивале «Амурская осень» в Благовещенске — за роль Трофима Русанова в художественном фильме «Находка», главный приз «За лучшую мужскую роль» на IX российском открытом кинофестивале «Мужская роль» имени И. И. Мозжухина в Пензе  за роль Трофима Русанова в художественном фильме «Находка».

        Будем ожидать от характерного, талантливого  артиста театра и кино новых ролей и новых с ним встреч на дальневосточной земле.

 

Гребенюк Ольга Григорьевна - постоянный корреспондент газеты "Суворовский натиск" 

Фото автора