«Человек, не знающий самоиронии, часто выглядит глупо»…
«Человек, не знающий самоиронии, часто выглядит глупо»… считает известный артист театра и кино Алексей Гуськов, который не так давно принял участие в очередной «вылазке» популярных актёров в рамках ежегодного дальневосточного фестиваля «Амурская осень». Буквально каждую мысль, высказанную актёром театра и кино, можно растаскивать по цитатам. Он – думающий, цельный, грамотный. Потому и фильмы, которые он продюссирует и в которых играет, – это не только возможность рассказать о том, что накопилось у него на душе. Встреча с представителями средств массовой информации краевого центра для популярного артиста стала предлогом поделиться своими размышлениями по поводу созданной им в содружестве с авторами сценария Евгением Шелякиным (он же режиссёр – постановщик), Павлом Усачёвым, Павлом Виноградовым, Вячеславом Омутовым картины фильма «Вечная жизнь Александра Христофорова». Сюжет не страдает особой новизной. Где - то, в другой жизни, популярный актёр, а сейчас просто исполнитель роли римского легионера в курортном парке аттракционов, живёт одним днём... Единственный сын отказывается с ним встречаться, бывшая жена считает его опасным для общества, да и с работы бедолагу увольняют. Но однажды судьба делает ему подарок в виде любимой женщины и шанса измениться. Он оказался участником комедии о смысле жизни и любви. Это не о самом актёре. В личной жизни у Алексея Геннадьевича всё благополучно, потому её и не афиширует. И всё же пресс-конференция с актером и продюсером фильма «Вечная жизнь Александра Христофорова» Алексеем Гуськовым не стала просто плановым общением длиною в сорок минут. Официоза в общении не было, практически всем представителям СМИ довелось плодотворно пообщаться с популярным артистом, героем сериалов и просто коммуникабельным человеком. Удалось это сделать и корреспонденту «СН». – Алексей Геннадьевич, в одном из интервью вы назвали этот кинофильм комедией, которая продлевает жизнь… – Совершенно верно. «Вечная жизнь Александра Христофорова» – это и на самом деле комедия о смысле жизни и любви, фильм хорошего настроения. Мы сделали моего героя актёром, хотя могли изобразить кем угодно. Мне очень хотелось иронии, в том числе и над собой. Герой смеётся над несмешными, в общем, вещами. Он однажды задаёт себе вопрос, что останется после него. Такой момент наверняка у всех наступает, когда ты спрашиваешь себя, что после тебя останется. – … Египетская пирамида или сломанный мопед для сына, согласно сюжету фильма? – Мы постарались ответить на эти вопросы с юмором. У нас отличный актёрский состав. Я, как продюсер, этим горжусь. Роли персонажей исполняют замечательные артисты. В их числе Оксана Фандера, Игорь Угольников, Лидия Веледжева, Станислав Любшин, Игорь Гордин, Полина Пушкарук, Сергей Походаев, Роман Курцын и другие. – Советский и российский актёр театра и кино, продюсер, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года, Народный артист Российской Федерации (2007) Алексей Геннадьевич Гуськов родился в городе Бжег Польской Народной Республики, где служил его отец, военный лётчик… – И это правда, как модно сейчас говорить в популярных передачах. Мне исполнилось шесть лет, когда наша семья переехала в Киев. А через год отец, боевой офицер, погиб «при исполнении служебных обязанностей». О подробностях говорить не стану. Потом были средняя школа, Московское высшее техническое училище имени Баумана, которому отдал почти пять лет. Но в 1979 году ушёл оттуда и поступил на актёрский факультет Школы-студии МХАТ (курс театрального педагога и режиссёра Виктора Карловича Монюкова), который окончил в 1983 году, получив высшее образование по специальности «Актёр драматического театра и кино». Работал в Московском драматическом театре имени Александра Пушкина, Театрах на Малой Бронной, театра «Детектив», Театра имени Гоголя. В 1994 году стал президентом анимационной студии «Ф. А. Ф. Интертейнмент» («Ф. А. Ф.» – это аббревиатура словосочетания «Фабрика анимационных фильмов»). Четыре года преподавал актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ… Сыграл более семидесяти ролей в кино. В том числе, «Личное дело судьи Ивановой», «Плюмбум, или Опасная игра», «Дикий пляж», «Жертва для императора», «Волкодав», «Дорога в рай», «Золотое дно», «Классик», «Мусорщик», «Дневник убийцы», «По ту сторону волков» «Участок» и другие. - Алексей Геннадьевич, в конце 2000 года любители «душевного» кино» каждый вечер льнули к телеэкранам, чтобы следить за развитием увлекательного сюжета многосерийного фильма «Граница. Таежный роман». Вы снялись в одной из своих самых известных и ярких ролей, создали далеко не простой облик офицера-контрабандиста Никиты Голощёкина. Тогда же стали одним из продюсеров этой картины. Вас бы ненавидеть надо как героя, порой неординарного, с полусумасшедшим взглядом, а зрителю вы почему-то стали по душе. … Ревнивый собственник, добросовестный служака и … любящий муж… – В 2002 году за роль в телевизионном многосерийном художественном фильме «Граница. Таёжный роман» я удостоился звание лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Он и на самом деле пользовался успехом. В нём были задействованы популярные актёры, но скажу о себе. Сюжет крутился вокруг классического любовного треугольника. Капитан Никита Голощекин человек волевой и амбициозный, поэтому существование только на зарплату про – вариант не для него. Никита связывается с контрабандистами и за вознаграждение помогает им переправлять через границу наркотики. Голощекин привык побеждать, но в личной жизни он терпит крах: его жена Марина абсолютно не питает к нему никаких чувств, более того, предпочла успешному офицеру молодого лейтенанта Ивана (Марат Башаров). Фильм «Граница. Таежный роман» касается судеб многих жителей отдалённых гарнизонов, в том числе дальневосточных. Эта тема близка вашей окружной газете. Спасибо, что несколько номеров вы подарили мне. Не ожидал, что она у вас такая современная и актуальная. Тем более, в период прохождения стратегических учений «Восток – 2018». Я сейчас не делаю из себя героя. Режиссёр картины Александр Митта и до того известен своими работами «Друг мой, Колька!», «Звонят, откройте дверь» и «Гори, гори, моя звезда». Сколько серий понадобилось ему, чтобы рассказать занимательную историю о жизни гарнизонного городка? Всего восемь, а общая продолжительность смонтированного материала составила 450 мин. Оператором картины стал Сергей Астахов (участвовал в проектах «Брат 1, 2» Алексея Балабанова), а над музыкальным сопровождением трудились Максим Дунаевский и Игорь Матвиенко. Наконец, продюсерами выступили такие широко известные личности, как Анатолий Максимов и Константин Эрнст, совместно подюсировавшие «Ночной Дозор», «Участок» и многие другие фильмы. Получается, а здесь при чём? – Алексей, если откровенно. У вас достаточно «характерная» внешность: темные, небольшие, но выразительные глаза, острые черты лица, низкий голос. Может быть, потому подавляющее большинство режиссеров предлагают вам отрицательные роли? – Среди прочих достоинств героя Никиты Голощёкина можно отметить решительность, целеустремленность и несгибаемую волю. Но офицер Голощёкин не просто жесткий, он по-настоящему жестокий. Его любовь к жене сводится лишь к стремлению полностью ее подчинить и пользоваться женщиной как вещью, когда ему только заблагорассудится. С соперниками мой герой Никита тоже долго не возится. Он устраняет их даже не подлостью – убивает в порядке вещей. Эта самонадеянность и сыграла с Голощекиным злую шутку. Попытка очередного убийства заканчивается его собственной смертью. Хотя по фильму этот факт тоже находится под вопросом. Но затем и впрямь произошло самое странное, ко мне, отрицательному герою, многие отнеслись как к страдальцу. Ведь жена довела. - А каким-то образом сюжеты из личной жизни сказались на создании вполне определённого образа? - Оленька, мы же договорились, у меня в личной жизни всё хорошо… Я просто артист. И, наверное, способный. – Алексей, хочется верить, без этой правдивой понятливости вам не удавались бы роли, созданные с такой пронзительной искренностью, любовью и закономерной иронией… Если учесть, что они всё же в большей степени положительные. – Дополню к тому. Я всегда уважал талант Евгения Александровича Евстигнеева и его самого. Он любил говаривать: «Как бы ты не расправлял крылья, всё равно надо чуть-чуть над собой улыбнуться. Путь к себе идёт только через иронию». Вот вам и «ирония». В актёрской коллекции Алексея Гуськова – орден Дружбы «За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность», приз «Золотой меч» за лучшую главную мужскую роль на IX международном фестивале военного кино имени Ю.Н. Озерова в Рязани за роль капитана Калмыкова в военной художественной драме «4 дня в мае», приз за лучшую мужскую роль на ХХ фестивале русского кино в Онфлёре (Нижняя Нормандия) за роль капитана Калмыкова в военной художественной драме «4 дня в мае», приз за лучшую мужскую роль на фестивале «Амурская осень» в Благовещенске — за роль Трофима Русанова в художественном фильме «Находка», главный приз «За лучшую мужскую роль» на IX российском открытом кинофестивале «Мужская роль» имени И. И. Мозжухина в Пензе за роль Трофима Русанова в художественном фильме «Находка». Будем ожидать от характерного, талантливого артиста театра и кино новых ролей и новых с ним встреч на дальневосточной земле.
Гребенюк Ольга Григорьевна - специальный корреспондент газеты "Суворовский натиск" Фото автора |