Духовные ценности русской поэзии новейшего времени
Год пятьдесят шестой пошёл. Я, Франсуа Вийон, школяр, Сжав зубы и трудясь, как вол, Решил: коль есть он, Божий дар, Отдай ему сердечный жар, - Так римлянин Вегеций учит, Иначе горький перегар Надежд несбывшихся замучит. («Предсказание», Ф.Вийон, перевод Ю.Кожевникова, Москва Санкт-Петербург, 2012г)
Демократичность эссе, как литературного произведения, позволяет наиболее широко отобразить авторские воззрения на различные аспекты творчества поэтов новейшего времени в целом и на творчество отдельных авторов - моих современников. Может быть, проявляю слишком смелый взгляд, но не приемлю классификацию или систематизацию, в соответствии с которой к поэтам новейшего времени относятся авторы советского периода и авторы 90-х годов. Эра социалистического реализма пока что канула в лету, но, вероятнее всего, если не произойдет конца света, то соцреализм возродится в более совершенной форме, соединившись с христианской философией. Это многим покажется невероятным, возможно, - но, как автор эссе, имею право аргументировать свой собственный литературоведческий взгляд на современные мне, новейшие источники поэтического творчества. Что касается литературы 90-х, «бандитских», годов ушедшего ХХ века, то для такой литературы в будущее дорога заказана, ибо каждый, поистине интеллигентный человек, устал от бесконечного описания сцен насилия, унижения старшего поколения, слабого пола, подростков, перемывания косточек давно ушедшим политикам, переливания из пустого в порожнее тем нормативной и ненормативной лексики и проч., проч., проч. Не знаю, насколько список авторов, рекомендованных к чтению в 4 семестре ВЛК Литературного института имени А.М. Горького (г. Москва) является обязательным, но хотела бы в своем эссе затронуть тему поэтического творчества православных авторов. Именно эта тема мне близка, волнует и вдохновляет, заставляет оценивать свои поступки с точки зрения вечности, ответственности перед близкими, проецирует мое творчество на самое важное для каждого – преемственность поколений. Не могу не обратить внимания, что в начале нового тысячелетия с 2000-х года означился временной период всплеска поэтического творчества в целом на всем мировом русскоязычном пространстве. Благодаря новым информационным технологиям, случилось невероятное, о чем мы не могли и догадываться: каждый человек, тяготеющий к творчеству, не зависимо от уровня подготовки и степени (если так можно сказать) талантливости, может напрямую общаться с другим точно таким же автором или автором выше его уровня - на равных, непосредственно ежеминутно выйти на контакт и общение, получить самую важную, самую нужную консультацию или совет. Здесь нет никаких границ: ни территориальных, ни государственных, ни нравственных, ни материальных. И всех нас объединяет только одно – наш современный русский литературный язык, один из шести языков, установленных в качестве обязательного международного языка ООН. Поэт И.Царев в переписке с малоизвестным автором, после комментария: «Гении никогда не раскрывают своих секретов, говоря что-то вроде того, что им и самим ещё много учиться...», ответил так: «Искать свои пути - единственно правильный путь. Тем более, что (открою все же страшный секрет) никаких таких сиятельных «вершин» в поэзии не существует. Поднявшись на уровень, который раньше представлялся вершиной, сразу же обнаруживаешь, что находишься у подножия еще большей горы. Так что любой трезво оценивающий себя автор (вне зависимости от его опыта) практически всегда пребывает в состоянии маленькой улитки, ползущей «по склону Фудзи». Это отсыл к знаменитому хокку Кобаяси Исса. Оно в переводе на русский звучит примерно так: Тихо ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх, до самых высот, пока не станешь звездой! Я ползаю по склону горы-Поэзии не первый год, и за этот период сформулировал для себя принцип, которым всегда руководствуюсь и которым охотно поделюсь. В Поэзии нет четких ориентиров, что хорошо и что плохо, потому надо быть готовым к роли «ежика в тумане». Верным компасом служит только ощущение преодоления: «вверх» двигаться всегда труднее, чем «вниз». И если сегодня удалось то, что не получалось вчера, значит ты на правильном пути. И если в своих прошлогодних стихах не видишь ни одного изъяна – значит, за это время ты не сделал ни одного шага вверх... Уж не знаю, поможет ли это. И еще одно: время от времени любого пишущего одолевает «немота». Состояние мучительное. Многие объясняют это отсутствием вдохновения. Но, по-моему, истинная причина в том, что по мере накопления опыта растет и требовательность к себе. И когда она начинает обгонять мастерство, все то, что раньше представлялось творческими победами, начинает казаться неуклюжим ученичеством. Выход только один – продолжать работать, оттачивая перо. И муза непременно вернется». Трудно не согласиться с такими мудрыми советами маститого поэта и автора, имеющего другие литературные работы, в том числе и литературоведческие по стихосложению и анализу поэтического творчества современных ему поэтов 21 века. Процитирую стихи зрелого И.Царева:
Пишу стихи. А у тех, кто пишет, своя дорога. И не нужны им – ни трон, ни митра, ни «мерин» чалый. Во все эпохи поэты слушают только Бога И ищут Слово, чтоб в этот мир возвратить Начало. (Стихотворение «В поисках слова»).
И для сравнения не могу не представить поэтические строки из его раннего творчества, из 80-х:
Ты не мерь дорогу шириной. Кто стоит на ней нетвердыми ногами, Тот всю жизнь асфальт, потертый сапогами, Будет нюхать за чужой спиной. Не жалей ни в чем себя, старик! На пари сбрей бороду под корень. Будь как ветер весел, зол и непокорен, Как костер, что на ветру горит. Не криви душою в трудный час. Не ходи конем, а только прямо. Счастье улыбается упрямым, Из всех прочих выбирая нас. (Стихотворение «С днем рождения!»)
Как видим, а вернее чувствуем, - разительно изменилась поэтика Игоря Царева в новом тысячелетии. И еще одно небольшое стихотворение приведу в полном объеме
Я сын страны, которой больше нет
Пространству муравьиных куполов, Зеркал озёрных и кедровых стен, Коврам зелёным земляных полов, И таинству икон на бересте Не изменю я даже в страшном сне, Не откажусь, не отверну лицо. Я, сын страны, которой больше нет, Стране грядущей прихожусь отцом.
Вот оно что важно: преемственность. В поэзии, как и во всех сферах жизни и деятельности человека должна быть преемственность. Должна сохраняться историческая память. «Поэт в России больше, чем поэт», - утверждает для нас с вами известный поэт Евг. Евтушенко, и, уверена, когда-нибудь его назовут великим поэтом ХХI века. Вновь и вновь перечитываю стихи Евтушенко, который в очень зрелом возрасте остался именно нашим современником, в отличие от многих других, закостеневших, именно таким поэтом, который значительно «больше, чем поэт». Возвращаясь к стихотворным сборникам Евг.Евтушенко, каждый раз делаешь открытия, о которых хочется поведать читателю и своим коллегам. Очередное такое произведение – поэма «Голубь из Сантьяго» с рассуждениями поэта о смысле жизни и месте творческого человека в обществе не оставляет равнодушным и в свете сегодняшнего дня, хотя создал Евтушенко эту поэму в далеких 70-х годах прошлого века. В предисловии к изданию автор написал, что произведение помогло многим молодым людям отказаться от мысли о самоубийстве. Сейчас, когда в соцсетях организовывают для молодежи с неокрепшими душами и несформированными жизненными ориентирами, так называемые «группы смерти», - рассуждения Евтушенко и в предисловии к поэме и поэтическое воплощение этих рассуждений с одновременным повествованием о судьбе юного художника, как никогда, привлекает внимание. Рекомендую прочесть эту поэму, перечитать еще раз и затем – прочитать ее вслух своим взрослым детям и взрослым внукам (у кого уже есть внуки). Обсудить. Обговорить основные моменты и мысли автора – насколько они глубоки и так злободневны!
Искусство страшно тем, что каждый смертный себя считает знатоком искусства. Не лезут ведь ни в химию невежды, ни в микробиологию, ни в кварки. Мать космонавта, сдерживая слёзы, ну, максимум, что может подсказать: «Будь осторожней в космосе, сыночек». Но в живописи и в литературе специалисты все, кому не лень, все знают, как не надо, что не надо, хотя нельзя понять, что надо им. (Евг.Евтушенко «Голубь из Сантьяго»)
Его стихотворение «Идут белые снеги» при осознанном окончании своей жизни великолепно читает М. Задорнов, оставив нам и свой, как оказалось, такой трепетный и чувствительный к прекрасной поэзии образ, и осуществив огранку поэтического таланта Евг Евтушенко. Конечно, появились сразу же критиканы. «Нет такого слова «Снеги»! – утверждают они. Может быть, и нет, и не было – но появилось такое слово в поэзии, неологизм, представленный данным конкретным автором, неологизм, у которого есть жизнь и будет будущее:
Идут белые снеги, как по нитке скользя... Жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно, растворяясь вдали, словно белые снеги, идут в небо с земли.
Идут белые снеги... И я тоже уйду. Не печалюсь о смерти и бессмертья не жду.
я не верую в чудо, я не снег, не звезда, и я больше не буду никогда, никогда.
И я думаю, грешный, ну, а кем же я был, что я в жизни поспешной больше жизни любил?
А любил я Россию всею кровью, хребтом – ее реки в разливе и когда подо льдом,
дух ее пятистенок, дух ее сосняков, ее Пушкина, Стеньку и ее стариков.
Если было несладко, я не шибко тужил. Пусть я прожил нескладно, для России я жил.
И надеждою маюсь, (полный тайных тревог) что хоть малую малость я России помог.
Пусть она позабудет, про меня без труда, только пусть она будет, навсегда, навсегда.
Идут белые снеги, как во все времена, как при Пушкине, Стеньке и как после меня,
Идут снеги большие, аж до боли светлы, и мои, и чужие заметая следы.
Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я.
Интересно мне творчество Александры Крючковой, пережившей очень сильное эмоциональное состояние в 11-летнем возрасте: смерть единственно дорогого человека - мамы. Сразу же после такой потери девочка взялась за перо и бумагу и писала отчаянные стихотворные строки мольбы допустить или принять ее к маме. 1987 год. О! Как я её понимаю! Без волнения эти стихи читать невозможно: огромный нравственный накал, внутреннее состояние горя в стихотворном творчестве подростка. Приводить ее подростковые стихи в данной публикации просто не поднимается рука. Сейчас она автор более 30 стихотворных сборников. Стихи А.Крючковой, зрелого поэта, в новом ХХI веке - особые, так не пишет никто:
Господь, в неласковой судьбе Рукою разведу невзгоды, Не покидай меня в мольбе, Ведь семена должны дать всходы, Всё получается вверх дном – Прости, что в облике телесном Пишу и плачу о земном, Душой тоскуя о небесном, Оставь меня в мирском саду До часа сбора урожая, Чтоб в день, когда к Тебе приду, Плоды преподнести смогла я… (Стихотворение «Мольба»)
Про многих поэтов современной новейшей поэзии ХХI века могу сказать: так не пишет никто. Но каждый из них пишет по-разному. Более подробно хочу остановиться на поэзии священника Алексея Зайцева. Он – Председатель Совета Международного клуба православных литераторов «Омилия», автор девяти литературных поэтических сборников, среди которых: «Лепта души», «Троицын день», «Чаша бытия», «Великое русское слово», «Исповедь», «На пути к Богу», «Проповедь сердца». Юношей в 1993 году, до принятия сана, А.Зайцев написал совершенно необычайное стихотворение «Глядя на свою фотографию в детстве»:
Не в обманчивом странном сне – Самый преданный и знакомый, Он смятенно шагнёт ко мне Фотографией из альбома.
И лицо обожжёт слеза, Если искренним взглядом нежным Он встревожит мои глаза – Безмятежной своей надеждой.
И тоскливо поймёт, что я – Самый жалкий должник на свете, Он – растраченных лет судья И угасшей души свидетель.
Он такое в мечтах вершил! Он владел неземной отвагой! Всё, что я за судьбу сложил, Он когда-то считал лишь шагом.
Он внезапно сейчас узнал, Кто высокую веру в счастье Обеззвучил, предал, украл, Обречённо разбив на части.
Кто заветный венок задач Отодвинул на грань сомнений, Кто убогий, слепой палач Самых важных его стремлений.
Он невеждам не смел служить, Словно смерти боясь покоя, Он не может себе простить, Что когда-нибудь станет мною!
Заглянем в одну из первых его книг (2011г), вчитаемся в его строки, пропустим их через свое сердце:
Как счастлив я, что в мире сём, мятежном, Познал тебя от жизненных дверей Той – самой доброй, искренней и нежной – Любимой самой матерью моей. (Из стихотворения «Матери»)
Патриотичны стихи А.Зайцева:
Русь жива, хотя и стал слабей Глас её в путях многострадальных, Не пророчьте Родине моей Скорбный час обрядов погребальных. Как и встарь, сильны её враги, И в слезах народных боли много, - Только Русь, всем бедам вопреки, Будет жить – пока хранима Богом. (Из стихотворения «Русь жива»)
И приговор такой (перекликается со стихотворением Г.Державина «Река времен»):
Всё сгорит на Суде истории: То, что с гордым упрямством строили, Чем дышали… И чем, с беспечностью, Наслаждались, как гласом вечности; То, что в громких речах назначили Сверхидеями, сверхзадачами; Что казалось нужнее хлеба нам, Только послано Богом не было. Всё сгорит на Суде истории… (без названия)
Внимательный взгляд поэта в общении и применении слова не допускает фальши:
Банальны, на слух узнаваемы сразу, Наш быт наполняют дежурные фразы.
Лояльно-уместны, предельно тактичны, Просты, по-житейски мудры, лаконичны.
В них дышит учтивость, но дремлет старанье, Не властвуют: милость, любовь, состраданье.
Согреть, вразумить, исцелить не готово Формальное, с уст исходящее слово. (Стихотворение «Дежурное слово»)
Окунемся в благодать книги 2016 года. «Мне было суждено взяться за литературный поэтический труд не ради самоутверждения, искания славы или достижения земного благоденствия… Когда я вижу, что мои стихи приносят утешение реальным людям, помогают найти ответы на важные вопросы жизни, укрепляют в самые суровые периоды бытия, способствуют утверждению в вере, - я понимаю, что этот труд, за плоды которого мне придётся дать ответ перед Богом, является неотъемлемой частью моего священнического служения и продолжением пастырской проповеди» - читаем в предисловии к сборнику. Здесь совершенно необычные для автора опыты стихосложения с использованием знаний японской поэзии. Приведем для ознакомления и понимания философской глубины этих коротких текстов только несколько четверостиший:
Рубаи (выдержки) 7 Не каждому дано на пользу поучать, Порой ценнее слов – молчания печать. Когда уста твои не дарят людям счастья, Мудрее – не учить, мудрее – помолчать.
20 Велик не тот, кто высмеял порок: Весь мир всё так же грешен и жесток. Но тот велик, кто в чистоте духовной Несёт добра спасительный урок.
24 Достоин чести в бой ведущий рать, Владеющий искусством побеждать. – Меж тем – достоин чести высшей пробы Владеющий искусством убеждать.
Так не хватает в современной литературе положительных образов! И фантастика с ее добрым «Малышом» ушла в прошлое. Произошла подмена перспективы доброго и светлого будущего для человечества на изображение в литературе образов темной и уродливой деградацию человечества. Умами подрастающего поколения завладела не фантастика будущего, а фэнтези с монстриками, образцы которых заполонили прилавки магазинов с детскими игрушками. Очень хочется выстроить свой список авторов, к творчеству и мудрости которых обращен мой взор и моя душа…
Снег на Покров А.Зайцев
Любит снег выпадать на Покров, И порой, самый памятный, первый, Он зовёт утомлённую землю В негу зимних живительных снов.
Любит снег выпадать на Покров И добротно, без лишней подсказки, Выбеляет природные краски, Вереницы заносит следов.
Любит снег выпадать на Покров, Будто нас так и хочет с тобою Породнить со святой чистотою, Изводя из греховных оков.
И ещё… чтобы вечных основ Мы коснулись душой вдохновлённой, В память жизни, к Добру устремлённый… Любит снег выпадать на Покров. Покров… Особый для меня день. С детства слышала это слово, не понимая еще его значения, ибо в этот день родился мой отец. Не однократно в своем творчестве обращаюсь и я к этому важному празднику, важному для нашей семьи дню в году:
Покрова! На Россию сошли Покрова. Вновь и вновь повторяю я эти слова. Богородица нам подарила Покров Из надежды и веры на дом наш и кров.
И наполнила радостью эти минуты, Перерезав решительно зимушке путы. Бабье лето закончилось милостью вмиг И под холод дождя это каждый постиг.
Со дня на день покроется снегом земля. И исчезнут под ним и леса, и поля. Обновятся под девственною белизной Города и посёлки отчизны родной. (Авторское «Покров») О современной поэзии писать надо много, разглядывая ее со всех сторон, поворачивая различные грани так, чтобы были прекрасно видны ее алмазные, искрящиеся всеми цветами радуги, фрагменты. Именно радуги - а не спектра. Хотя кто-то скажет - это понятия идентичные.
Пысина Галина Александровна |