ГОЛУБОЙ КРЕСТ
Р А С С К А З За дверью послышались шаги, прошуршала шторка глазка. Звонивший позволил себя рассмотреть. - Вы тоже из полиции? - недовольно спросили из-за двери. - Я уже все рассказал и добавить мне нечего. - Я не из полиции. Щелкнул замок. Дверь приоткрылась на длину цепочки. - Меня зовут Тим Бакст. Я - искусствовед, - представился гость. - Вас интересует мое творчество? - Простите. Я пишу биографию художника Алекса Уилкинса. А вы... Вы все-таки последний, кто видел его живым. Хозяин помялся, но впустил гостя. - Проходите в мастерскую, а я приготовлю кофе. Называйте меня просто Стив. - Благодарю, Стив. Я посмотрю пока ваши работы. Мастерская оказалась совсем не большой. Она была сплошь заставлена и завешена картинами. В основном это были картины авангардного направления. И хотя Тим его не принимал, ему пришлось внимательно их рассмотреть, так как надо было иметь хоть какое-то представление об этом. Тем более, что Алекс Уилкинс тоже был авангардистом. - Что-нибудь понравилось? - вернулся с подносом хозяин. - Да. Та, что в углу и та, что над ней, - сказал Тим наугад, чтобы расположить его к себе. - У вас хороший вкус, - художник был доволен. - Так что же вас ко мне привело? Знаете, так надоели эти следователи. - Да, вам не позавидуешь. Вы часто навещали своего друга? - Нет, друзьями мы были в молодости. Потом как-то разошлись. - Что же вас привело к нему на прошлой неделе? Стив подозрительно посмотрел на гостя. - У вас манера задавать вопросы, как у следователя. - Простите, - смутился Тим, - я просто хочу побыстрее узнать о последних днях его жизни. Так сказать, по свежим следам. Ведь об этом знаете только вы, а вся предыдущая жизнь его писана -переписана. - Да, этого у него не отнимешь. Алекс был знаменит. - Тим заметил, что голос говорившего дрогнул. Совсем чуть-чуть, но все же дрогнул. - Я был на его последней выставке. Он на самом деле велик. И тогда я вспомнил, что мы были друзьями... Вам с сахаром или без? Тим взял сахар. - И тогда вы решили его поздравить. - Вы знаете, появилось непреодолимое желание встретиться. - Он очень удивился вашему приходу? - Конечно. Мы столько лет не знались. - А почему вдруг раздружили? - Тогда должна была состояться выставка. И в ней представляли экспозицию от молодых авторов. Только одну. - А претендентов было много? - Нет. Двое. - Один из них - вы. - Да, но предпочтение отдали Алексу. - И вы стали врагами? - Нет, но и горячими наши отношения не назовешь. Постепенно мы отошли друг от друга. - И как же вы встретились? - Он открыл дверь. И я увидел все того же Алекса. Тот же знаменитый передник: он всегда любил поправлять краски на холсте пальцами и вытирал их о передник - Какая интересная деталь. - Да. В руках была палитра и кисти. Он таким же и остался. Весь в работе и ... в краске. На мольберте стояла новая картина. - Это с голубым крестом? - Да. По-моему, это гениально, что он задумал. - Взгляд Стива стал каким-то отрешенным. Тим позвенел ложкой, помешивая кофе, и тот очнулся. - Все было так, будто я выходил за банкой пива. Он усадил меня в кресло, в котором всегда сидел, обдумывая очередную картину. Передо мной был голубой крест. - О чем же вы говорили? - Обо всем и ни о чем, - пожал плечами Стив. - Скажите, а как Уилкинс работал? Очень быстро или, напротив, не спеша. Стив помедлил. Обдумывая, как бы попроще объяснить. - Вот смотрите. Наше направление часто требует большого пространства. Эту площадь можно быстро покрыть краской. Нет! Алекс не таков. Он писал очень тщательно. Я сидел у него полчаса, мы разговаривали, а он за это время сделал только верх левого крыла креста. Я, конечно, преклоняюсь перед его талантом и трудолюбием, но... проводить вот эти идеально горизонтальные полосы, которые в конце концов сольются в сплошной тон... Не понимаю. - Может, потому и великий? - сказал Тим. Видимо, он наступил на больную мозоль. Стив обиженно напрягся и стал сосредоточенно пить кофе, надеясь, что за это время спадет напряжение. Но Тим не стал больше нагнетать обстановку. - Ну, что ж, для первого раза, я думаю, поговорили достаточно плодотворно. Надеюсь, вы не станете возражать против новой встречи. Стив облегченно перевел дыхание. В другое время он, может, и отказал бы, но теперь, благодарный за выход из положения, он пригласил Тима заходить в любое время. х х х Тим Бакст не был ни следователем, ни искусствоведом. Он был физиком. Но к Стиву Роджерсу попал не случайно... Несколько дней назад в автомобильной катастрофе погиб известный художник Алекс Уилкинс. Эта смерть потрясла всех. Он был здоровым, жизнерадостным человеком, любимцем публики. И вот... Убийство или роковая случайность? Следствие застопорилось. Врач, производивший осмотр тела ничего определенного сказать не смог. Признаков насильственной смерти не было. Анализируя факты, следователь обратил внимание на то, что в гостях у погибшего побывал друг его молодости Стив Роджерс, с которым они не встречались много лет. Это была хоть какая-то зацепка и ее надо было проверить. - Банальная ситуация. Как говорится, следствие зашло в тупик - сказал друг Тима Джон, следователь по этому делу. - Наверняка он ничего не скажет. А мне кажется, что это его рук дело. Эх, знать бы, о чем они там говорили. Крутой, должно быть, состоялся разговор. Хотя Уилкинс был добродушнейший человек. - А что им было делить? Они столько лет не встречались. - Как выяснилось, они дружили в молодости, - сказал Джон. - а потом, когда на одну из первых выставок взяли картины Уилкинса, Роджерс на него обозлился, и они расстались. Я уверен, что он до сих пор держал зло на бывшего друга и наконец удовлетворил свое самолюбие. Без него тут не обошлось. Увы, ничего поделать нельзя. Вот тогда у Тима и возникла эта идея. Он давно хотел проверить в серьезном деле свой новый аппарат. После визита к Стиву Роджерсу Тим знал что делать. Прежде всего он уговорил Джона взять его с собой в мастерскую Алекса Уилкинса... И вот он здесь. Джон великодушно оставил друга одного и удалился по своим делам. Тим пришел с небольшим саквояжем. Он приблизился к полотну с голубым крестом, поставил на стол саквояж, вытащил из него небольшой магнитофон. Потом достал еще одну коробку, пощелкал тумблерами. - Ну, вот, - сказал Тим сам себе, - готово. Он сел и закрыл глаза, сосредоточившись перед самым ответственным моментом. ... Несколько лет Тим Бакст, физик-акустик, работал над своим прибором. Он научился записывать застывшие звуки. Сейчас он попытается восстановить разговор Стива с Алексом. Разговор, который, возможно, привел к трагедии. Когда Тим объяснил суть работы своего прибора Джону, тот поразился простоте и оригинальности решения. - Я специально спросил Роджерса о том, как работал Алекс, - рассказывал Тим. - Он сказал, что его бывший друг делал это аккуратно и тщательно. - И что из этого следует? - Ты ведь знаешь, что звук - это, грубо говоря, сотрясение воздуха. В физике это называется колебанием. - Издеваешься? - Значит, ты не станешь возражать, что при разговоре возникают колебания? - Не стану, не стану. Давай дальше, - возмутился Джон. - А раз есть колебания, - нарочито назидательно продолжал Тим,- значит, их можно зафиксировать. На этом, кстати, построено подслушивающее устройство. Скажем, от разговора в комнате колеблются стекла в окнах. При помощи особого прибора записывают их колебания, потом расшифровывают и... знают все тайны. - Да , я слышал о таком приборе. Но он записывает в момент разговора, а ты что собираешься подслушивать? Здесь окна не сотрясаются, - почти насмешливо сказал Джон. - Окна, конечно, нет, но... разговор уже записан. И ты его услышишь! х х х И вот сейчас от Тима зависит: восторжествует ли справедливость. Он подошел к мольберту. За его угол был зацеплен мешочек, из которого, как стрелы из колчана, торчали кисти. Тим вытащил одну из них. Ту самую, которой знаменитый художник работал в свой последний день. « Ну, помоги своему хозяину» - мысленно попросил он ее. Тим включил прибор. Он уже так привык к нему, что казалось физически ощутил, как луч лазера заскользил по холсту картины. Как там Стив сказал? «Алекс писал левую половину креста горизонтальными движениями». Тим направил луч в нужное место. Прибор чуть слышно засопел, медленно проводя лучом по невидимым канавкам, оставленным волосками кисти. Волоски добросовестно переносили на холст все мельчайшие колебания воздуха, производимые голосами людей. И теперь лазерный луч, как с граммофонной пластинки снимал эти звуки и записывал на магнитофон, с которого компьютер тут же трансформировал в буквы и переносил на бумагу. Лист бумаги пополз из чрева компьютера, извлекая из прошлого, из небытия слова уже ушедшего человека. Голос ОТТУДА. Тим не угадал место начала разговора, но не стал возвращаться и искать. Это можно сделать и потом. Он не мог отказать себе в удовольствии первым узнать чем же закончилась встреча. Оправдаются ли подозрения Джона о виновности Роджерса. Тим стал читать. Видимо, собеседники вели себя спокойно. Ничего заслуживающего внимания в их разговоре не было. В самом деле: обо всем и ни о чем. Вспомнили молодость, общих знакомых. Но постепенно разговор стал приобретать какие-то новые оттенки. Тим включил магнитофон на воспроизведение. И хотя это было не первое испытание прибора - на экспериментах Тим уже записывал свой голос со стены - все равно у него мурашки поползли по спине. Очень уж было непривычно слышать голос из ничего. Разговор действительно становился резким. Впрочем, раздражался всё больше гость. Алекс по своему обыкновению и характеру оставался невозмутимым и продолжал работать. А Стив накалял обстановку и, казалось, ещё больше заводил себя. Тим сел в кресло и стал внимательно слушать. Он четко представлял себе происходящее, вернее, происходившее. В мастерской Алекса все оставалось на своих местах, перед глазами Тима была та же картина, дополненная звуком. Тим как бы незримо присутствовал при встрече и возможно станет свидетелем преступления. х х х ... Алекс стоял у мольберта. Высокий, с пышной шевелюрой. Именно такими почему-то всегда изображаются художники. В левой руке палитра, в правой - кисть. Та самая, что сейчас рассказывает Тиму о случившемся. И знаменитый передник, захватанный пальцами в краске, который Алекс снимал только выходя из мастерской. Стив сидел в кресле, потягивая из банки пиво. - Ты помнишь, Алекс, ту первую выставку? - спросил он. - Помню, - не отрываясь от работы, ответил тот, проводя очередную полосу краски. Аккуратно и тщательно, как делал это всегда. - А почему выбрали тебя? Чем мои работы хуже? - Стив говорил уже раздраженно, видимо, это копилось в нем давно. - Не знаю, Стив. - Алекс был спокоен. - Там комиссия была. - Любую комиссию можно купить. - Ты же знаешь: я был равнодушен к славе. Я просто работал и работал. Вот в этом самом тихом уголке. - В тихом омуте черти водятся, - процедил Стив. На это Алекс ничего не ответил. - А знаешь почему ты опоздал тогда на два дня? - спросил Стив. - Не знаю, но думаю, что без тебя не обошлось. - Это по моей просьбе тебе сообщили, что открытие выставки переносится. Алекс только усмехнулся. - Зачем ты пришел, Стив? - спросил он по-прежнему спокойно. Магнитофон тихо журчал. В комнате молчали. Наконец, Стив стукнул банкой по столу. Его страшно раздражало спокойствие Алекса. - Ты всегда стоял на моем пути. Ты всегда переходил мне дорогу. - Стив все больше распалялся. - Ты испортил мне карьеру, - он перешел на крик, - ты загубил мне жизнь. Я тебя ненавижу, Алекс, - взвизгнул он. Загремело упавшее кресло. На этом запись обрывалась. х х х Тим и Джонс стояли перед дверью Стива Роджерса. На звонок вышел хозяин. - Это вы, Тим? Проходите. Ваш приятель тоже писатель? - Нет, я не писатель, но мы по одному делу. - многозначительно произнес он последние слова, и Роджерс помрачнел, все сразу поняв. - Я сразу вас заподозрил, Тим. Вы тоже оттуда. - Нет, я не следователь. Я физик. - Тим поставил саквояж на стол. - Физик? - в голосе Стива появилась надежда. - Да, но мы действительно по поводу смерти Уилкинса. То есть по делу. - Ничего не скажу, - прошипел Стив. - Мы там были вдвоем, и вы ничего не докажете. - Докажем, - так спокойно сказал Джон, что хозяин сразу поверил и - сник. Тим включил магнитофон. Услышав голос свой и Алекса, Стив стал бледнее стены. Он был потрясен. Ему показалось, что он снова там, что перед ним опять убийственно-спокойный Алекс. А ему так хотелось его расшевелить, разозлить. Ему было бы этого достаточно. Он бы отвел душу и ушел. Навсегда. Но Алекс был презрительно спокоен, и это невероятно раздражало Стива. В нем клокотала злоба. Он всю жизнь ненавидел своего бывшего друга. Не любил его трудолюбие, его талант, его доброжелательность к нему, Стиву. Его искреннюю помощь, когда не было денег. Он всегда их принимал, и всегда его это унижало. Ненавидел и завидовал успехам Алекса. И если бы сейчас Алекс взорвался, вспылил Стив был бы удовлетворен. Но Алекс все так же тщательно и аккуратно проводил свои голубые полоски... - Я тебя ненавижу, Алекс - взвизгнул последней фразой магнитофон, загремело кресло... В наступившей тишине резко прозвучал вопрос Джона. - Что было дальше? - Я его ударил и ушел. - А потом организовали аварию, - жестко заключил Джон. - Да, - прошептал запекшимися губами Стив Роджерс.
Данилов Алексей Васильевич, город Белая Калитва из коллективного сборника "Голос души" Литературно-творческое объединение «Лабиринт» г. Ставрополь. 2017 год |