И РУКИ ТЯНУТСЯ К ХОЛСТУ...
О художниках Хабаровска и Комсомольска: минувший век и современность Мои встречи с Борисом Шахназаровым были редкими и случайными, но я неоднократно убеждался, что настоящим другом он считал Василия Высоцкого. Правда, у них не сходились взгляды на некоторые аспекты искусства. Василий Николаевич писал на темы Октябрьской революции и Гражданской войны, не считал новаторством «Черный квадрат» и был уверен, что коммунизм не за горами. Борис Герасимович, напротив, избегал идеологии, рисовал натюрморты и пейзажи и внушал другу, что Казимир Малевич и Василий Кандинский – выдающиеся мастера. Я чувствовал себя в среде хабаровских художников своим, а они с удовольствием знакомили меня с людьми творческими, неординарными. В мастерской Григория Зорина мне как-то представили Ивана Петухова – такого же самоучку, как я. – Он утром вернулся с рыбалки. Притащил нам карасей, – сказал Григорий Степанович. На подоконнике разложили хлеб, колбасу, пучок зеленого лука. Пир духа начался. Несовпадение позиций прибавляло эмоций. Мне досталось от Петухова: по его мнению, не следует нам, работягам, появляться с живописными опытами на выставках краевого отделения Союза художников. Я не возражал Ивану Сергеевичу, что поубавило в нем критический запал. – В Амурске я не был, но с удовольствием слушаю о нем по краевому радио, – заметил он при прощании, протягивая мозолистую руку. Знакомство 30-летней давности вспомнилось недавно: я узнал, что профессиональным художником стал сын Ивана Петухова. С МОЛЬБЕРТОМ В АМУРСК Однажды, оказавшись в редакции журнала «Дальний Восток», невольно заслушался тирадой прозаика Михаила Белова, восхищенного шаржами Иннокентия Горбунова. Оказалось, что в его коллекции 73 портрета, подаренных мастером карикатуры из Комсомольска. Кого только на них не было – и бородатые романисты, и поэтессы с писательницами!.. С приветом от Михаила Прокопьевича я поспешил из Амурска в Город юности, на открытие выставки Иннокентия Алексеевича. Он явился без галстука, много шутил. Всерьез говорили о Софье Витухновской и Хоскеле Сандлере – чете художников, работавших в Комсомольске в пору его строительства. Первые в городе вернисажи проходили в театре, размещавшемся в деревянном строении. Иннокентий Горбунов познакомил меня с Николаем Заславским, который не раз бывал в Амурске с мольбертом. – Не могу говорить на строительную тему, поскольку мыслями в тайге Николая Драчева, – пошутил Николай Гаврилович. Оказалось, что он тоже был в Хабаровске. Точнее, на выставке, развернутой в кинотеатре «Гигант». Там были представлены работы разных художников, но открытием стали два полотна Николая Драчева о жизни удэгейцев. – Была там еще и его графика на бересте с изображением собачьей упряжки. Такая же воодушевляющая, как и живопись, – поделился со мной Николай Заславский. КАК ЗВУК СКРИПКИ Из Хабаровска в Амурск приехала искусствовед Валентина Старикова. Чтобы с ней встретиться, рейсовым автобусом из Комсомольска прибыл Иннокентий Горбунов. Разговаривали они тихо, но динамично, переходя от классиков к современникам. Упоминался молодой скульптор из Благовещенска, работавший с камнем, что встречается нечасто. – Мы же тащили голову его китобоя! – напомнил Иннокентий Алексеевич. – Или рулевого?.. – Докера! – засмеялась Валентина Гавриловна. – Он весил 117 килограммов вместе с ящиком... Иннокентий Горбунов привел меня в мастерскую Николая Муравлева, убежденного реалиста, признававшего авангард, кубизм, абстракционизм и восторгавшегося Фернаном Леже. – Не одобряю одно – мазню, выдаваемую за модные течения. Этим грешат некоторые наши художники, не распространяясь о намерениях сорвать куш в Америке и Европе, – говорил Николай Николаевич. От него я узнал о Миямото Цутому. Японский художник участвовал во Второй мировой, был пленен и вместе с соотечественниками провел несколько лет в лагере в Комсомольске. Вернувшись на родину, он не смог жить без этого города на Нижнем Амуре – неоднократно приезжал, устраивал выставки своих работ. – Абстракции Миямото Цутому – как звук скрипки. В его акварелях поразительная легкость!.. – высказывался Николай Муравлев. ВО ВСЕМ МНОГООБРАЗИИ С Игорем Грабовским нам всегда есть о чем поговорить: он живет и работает в Комсомольске, однако его творческий путь начинался в Амурске. Галерея современного искусства «Метаморфоза» была создана им вместе с искусствоведом Ольгой Приваловой. Геннадий и Лариса Лукьяновы, Павел Фефелов, Нина Кочергина – эти и другие художники Комсомольска используют разные жанры и техники, чтобы представить наступивший век во всем его многообразии.
1. Н. Муравлев |