Хороший у вас талант…

К столетию писателя-казака А.Грачёва

Только что издана книга "Его судьба была завидна" к  100-летию замечательного дальневосточного писателя Александра Матвеевича Грачёва.

Прямо скажем, книга замечательная. Если попытаться определить её жанровую структуру, то это сделать будет очень трудно. Да и нужно ли? Просто материалы сборника интересны и своеобразны сами по себе.

Здесь представлены воспоминания родных и близких по духу людей, глубокие аналитические статьи - исследования творчества писателя, бесхитростные отзывы об авторских книгах и дневниковые заметки Александра Матвеевича. Вообще-то заметок гораздо больше (писатель более 40 лет вёл дневники), но вполне разумно и логично, что помещены только заметки 1932-1935 годов. Это исповедь первостроителя города юности о времени и о себе. Дневниковые записи стали отправной точкой прообраза будущей книги "Первая просека".

"Первая просека - первый роман из задуманной мною трилогии, - признавался автор, -  о моём современнике, пришедшем юнцом на берег Амура и обретшем здесь чувство большой гражданственности. Впереди романы "Тревожные зори" - о военном периоде Комсомольска, и "Улица подснежников" - о новых будущих городах, возникших вокруг Комсомольска, - Амурске и Солнечном. Эти рукописи пока что на писательском столе , в работе.

"Первая просека" была опубликована в издательстве "Молодая гвардия".

Она переиздавалась трижды большими  тиражами, и, можно сказать без преувеличений, пользовалась большой популярностью, потому что талантливо написана талантливым человеком.

В адрес автора, и в адрес издательства непрерывным потоком шли признательные письма читателей.

Вот одно из них М.М. Пилявской из Ленинграда:"Сию минуту дочитала последнюю страницу "Первой просеки" и решила выразить Вам искреннюю благодарность за то наслаждение, которое я испытала. Всё у Вас в ней в меру, правдиво, ясно, тепло и честно. Талантливо и любовно выписана природа. Чувствуется, что Вы любите её и пишете с душой. Хороший у Вас талант, добрый и бескорыстный. Вы пишите чистой рукой. Всего Вам хорошего".

И это объяснимо. Ведь Александр Матвеевич работал упорно и кропотливо над каждой строкой, над каждым характером героев. Они всегда были с ним рядом. Все 13 лет, которые Александр Матвеевич отдал строительству города юности. А потом 30 лет работал над книгой.

Масштабная  комсомольская стройка  привлекала многих талантливых людей, общение с которыми духовно обогащала, помогала выстраивать литературные планы и интересы.
Заведующим литературной частью местного театра работал Николай Задорнов, будущий автор замечательных исторических романов об освоении Дальнего Востока русскими людьми;  на строительстве работал Василий Ажаев, в городе жили Рустам Агишев и многие другие.

Знакомство и общение с ними помогли Александру Грачёву утвердиться в городском литературном мире.  Он был участником первой дальневосточной конференции писателей в Хабаровске, куда его пригласили как автора премированных на литературном конкурсе рассказов, вошедших в сборник "Литературный Комсомольск". На этой конференции А. Грачёв познакомился с Трофимом Борисовым, поэтами Вячеславом Афанасьевым и Петром Комаровым.

В становлении А. Грачёва, как писателя, во многом содействовал земляк, такой же потомственный казак, Михаил Шолохов. Когда-то 16-летний юноша показал Михаилу Александровичу свои первые стихи. Как мудрый наставник, известный писатель не стал в позу мэтра, наоборот, ободрил юношу, похвалил за тягу к творчеству, но посоветовал больше читать, т.к. без прочных знаний не может быть настоящего творчества. Второй раз, будучи в отпуске в родной донской станице Меркуловской, Александр Грачёв познакомил М. Шолохова  с рассказами о первостроителях города Комсомольска, об освоении Дальнего Востока, поделился творческой задумкой о создании приключенческой повести о геологах "Тайна Красного озера".

М. Шолохов одобрил замысел и посоветовал: " Во-первых, она должна быть умной, познавательной, а во-вторых, занимательной".
В начале 60-х годов состоялось знаковое событие - М.Шолохов встретил А.Грачёва приветливо:

- Всей семьёй читали твою повесть. Такие книжки надо издавать и переиздавать.  Повесть "Тайна Красного озера"  с тех пор издавалась и переиздавалась 10 раз.

Сразу же, как только на прилавках магазинов появилась повесть "Падение Тисима -ретто", она обрела своего читателя. Автор знал тему, был участником освобождения Курил.
Эта книга, на мой взгляд, самая значимая из всех тех, которые отражают события заключительного этапа Великой Отечественной войны.

Александр Грачёв сумел настолько правдиво и точно рассказать о мужестве русских людей, силе их духа во время боевых действий, что эта книга не потеряла своей актуальности и сегодня.

Вот как отозвался о ней один из читателей К.И. Суворов: " Вашу книгу  "Падение Тисима-Ретто" прочитал запоем, в одну ночь. И уже не мог  не написать  вам, дорогой писатель. Повесть ваша - редкая искренность, простота и удивительная правда жизни".
Японцы почти втрое превосходили в живой силе, имели абсолютное преимущество в артиллерии и танках.
Советским солдатам, морским пехотинцам, пограничникам предстояло штурмовать и брать сильно укреплённые  позиции японцев, батареи которых укрывались в подземных бетонированных казематах и капонирах, построенных пленными китайцами, после окончания строительства их вывезли на бортах в открытое море и утопили.

Штурм Шумшу и Парамуши увенчался успехом. В этих событиях с автоматом и блокнотом в руках принимал удар военный корреспондент "Тихоокеанской Звезды" и  А.Грачёв. Несколько позже  он в составе камчатского десанта принимал участие в штурме и захвате Северных и Южных  Курил, высаживался на Урупе и Итурупе, Кунашире и  Шикотане.

Все эти события легли в основу повести. В ней ничего придумывать не пришлось.  Благодатный материал  запал в душу талантливого человека. И он сумел так  образно, цельно и правдиво преподнести материал, что даже сегодня он не может казаться устаревшим. Всенародное признание  книг А. Грачева - самое непосредственное и искреннее  признание особого литературного дара - рассказывать так, чтобы тебе верили. А верят не каждому рассказчику, а только тому, кого полюбили.

Александра Матвеевича любили не только читатели, но и  коллеги.
Вот оценка  творчества А.Грачева нашим большим  мастером  литературного слова  Всеволодом Никаноровичем  Ивановым: - "Вы идете  Вашим  собственным путем. И талантливо, и умно, и благородно, и полно чувства  личной свободы и достоинства. Хорошо!"

Особняком в творчестве  А.Грачева  стоят книги  "Сторожка  у  Буруканских перекатов" и "Лесные шорохи"- повествования о дальневосточной природе, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. А любовь эта была привита ему   захватывающими дневниковыми записями знаменитого дальневосточного путешественника  Владимира Клавдиевича Арсеньева.

Нельзя обойти вниманием и  увлекательную повесть о  романтичной работе вулканологов "Сквозь мартовские снега".
Однажды, во время  страшного  тайфуна Александр Грачев, находясь на корабле, который вот-вот мог быть поглощен  грозной стихией, не теряя силы духа, писал главу "Коварная  Венди" (имя тайфуна). Кстати, эта глава - одна из лучших  в "Морском дневнике" писателя.

Если мысленно охватить  творческую палитру  писателя, то невольно восхитишься  его жанровым и тематическим разнообразием. Конечно же, сама жизнь  была хорошим учителем.

В детстве батрачил. Вступил в комсомол. Участвовал в коллективизации  казачества. Как потомственный донской казак хотел продолжить  родовую традицию. С этой целью  поступил в  Новочеркасскую  кавалерийскую школу. Но во время  учебных занятий упал с коня. Серьезные повреждения  не позволили продолжить учебу.

В это время он настолько увлекся книгами В.Арсеньева, что безоговорочно решил уехать на Дальний Восток. Подхлестнул его решение  всесоюзный призыв  строить город  комсомольской мечты -город юности.

И вот  уже  юноша на  ударной комсомольской стройке.
В селе  Пермском учительствовал, потом стал директором школы. Несколько лет проработал  в Комсомольском  сельском  райкоме и в районе имени  Лазо. Заведовал отделом  пропаганды  райкома КПСС, директорствовал на   моторно-рыболовной станции.

Во время  Великой отечественной войны  освещал боевые действия на Дальнем Востоке  в качестве  военного  корреспондента  "Тихоокеанской звезды", собкора   ТАСС, АПН, газеты "Известия".

Натура глубокая и мятущаяся, Александр  Матвеевич был одержим страстью к перемене мест. Жил и работал на Камчатке, во Владивостоке, на Дону, в Южно-Сахалинске. Когда стали строить Волго-Донской канал, его как корреспондента  газеты "Известия" направили в Сталинград: там была его штаб квартира. Оттуда он выезжал на строительные участки, чтобы  оперативно отсылать информацию  в каждый номер.

Александру Матвеевичу предлагали  хорошую трехкомнатную квартиру в центре города, но он отказался: с неимоверной силой потянуло на Дальний Восток, который стал для него второй родиной, где остались надежные и преданные друзья. А старейшина дальневосточных писателей  Всеволод Никанорович Иванов  умолял  Александра  Матвеевича  вернуться в  Хабаровск и сосредоточиться на писательском труде.

В 1953 году вернулся в Хабаровск. Он был полон сил и энергии, творческих замыслов. Вокруг него группировались единомышленники , проникались его идеями. Он всегда делился личными творческими планами, проговаривал темы  будущих произведений.  И если раньше писатели  суеверно опасались делиться своими задумками, в тайне держали то, над чем работали, то теперь раскрепостились, без боязни раскрывались перед своими коллегами.

Александр Матвеевич  всегда был носителем  интересных начинаний. В частности, дачное писательское движение началось с него. Он первым построил дачный домик, светлый, добрый, гостеприимный для своих друзей и гостей в любое время дня и ночи. За ним потянулось другие, даже руководители писательской организации. И вскоре писательский  городок  превратился в дальневосточное  Переделкино. Между соседними участками  не было ни заборов, ни межей. Зато как быстро собирались писатели, какие здесь шли интересные  литературные беседы, споры и дискуссии. Сколько здесь  было гостей, которые поддерживали  дальневосточных писателей.

И даже Шолохов побывал однажды в знаменитой Грачевке, и остался очень доволен и гостеприимством, и ухой, и специально приготовленным для него жаренным  карасем.

Александр Матвеевич был в Грачевке душой и центром притяжения. От него исходило такое обаяние, что с ним просто-напросто хотелось общаться.

Когда  Александр Матвеевич  умер, умерла  Грачевка. Сейчас от нее не осталось даже мало - мальского следа. Осталась только в памяти и воспоминаниях писателей.

Александр Грачев - уникальная личность, талант широкого диапазона.

И это здорово, что дальневосточный  краеведческий музей  издал книгу о жизни и творчестве замечательного  нашего писателя, который своими произведениями  учит добру, мужеству, высокой духовности.

Виталий Захаров