Хороший у вас талант…
К столетию писателя-казака А.Грачёва Только что издана книга "Его судьба была завидна" к 100-летию замечательного дальневосточного писателя Александра Матвеевича Грачёва. Прямо скажем, книга замечательная. Если попытаться определить её жанровую структуру, то это сделать будет очень трудно. Да и нужно ли? Просто материалы сборника интересны и своеобразны сами по себе. Здесь представлены воспоминания родных и близких по духу людей, глубокие аналитические статьи - исследования творчества писателя, бесхитростные отзывы об авторских книгах и дневниковые заметки Александра Матвеевича. Вообще-то заметок гораздо больше (писатель более 40 лет вёл дневники), но вполне разумно и логично, что помещены только заметки 1932-1935 годов. Это исповедь первостроителя города юности о времени и о себе. Дневниковые записи стали отправной точкой прообраза будущей книги "Первая просека". "Первая просека - первый роман из задуманной мною трилогии, - признавался автор, - о моём современнике, пришедшем юнцом на берег Амура и обретшем здесь чувство большой гражданственности. Впереди романы "Тревожные зори" - о военном периоде Комсомольска, и "Улица подснежников" - о новых будущих городах, возникших вокруг Комсомольска, - Амурске и Солнечном. Эти рукописи пока что на писательском столе , в работе. "Первая просека" была опубликована в издательстве "Молодая гвардия". Она переиздавалась трижды большими тиражами, и, можно сказать без преувеличений, пользовалась большой популярностью, потому что талантливо написана талантливым человеком. В адрес автора, и в адрес издательства непрерывным потоком шли признательные письма читателей. Вот одно из них М.М. Пилявской из Ленинграда:"Сию минуту дочитала последнюю страницу "Первой просеки" и решила выразить Вам искреннюю благодарность за то наслаждение, которое я испытала. Всё у Вас в ней в меру, правдиво, ясно, тепло и честно. Талантливо и любовно выписана природа. Чувствуется, что Вы любите её и пишете с душой. Хороший у Вас талант, добрый и бескорыстный. Вы пишите чистой рукой. Всего Вам хорошего". И это объяснимо. Ведь Александр Матвеевич работал упорно и кропотливо над каждой строкой, над каждым характером героев. Они всегда были с ним рядом. Все 13 лет, которые Александр Матвеевич отдал строительству города юности. А потом 30 лет работал над книгой.
Масштабная комсомольская стройка привлекала многих талантливых людей, общение с которыми духовно обогащала, помогала выстраивать литературные планы и интересы. Знакомство и общение с ними помогли Александру Грачёву утвердиться в городском литературном мире. Он был участником первой дальневосточной конференции писателей в Хабаровске, куда его пригласили как автора премированных на литературном конкурсе рассказов, вошедших в сборник "Литературный Комсомольск". На этой конференции А. Грачёв познакомился с Трофимом Борисовым, поэтами Вячеславом Афанасьевым и Петром Комаровым. В становлении А. Грачёва, как писателя, во многом содействовал земляк, такой же потомственный казак, Михаил Шолохов. Когда-то 16-летний юноша показал Михаилу Александровичу свои первые стихи. Как мудрый наставник, известный писатель не стал в позу мэтра, наоборот, ободрил юношу, похвалил за тягу к творчеству, но посоветовал больше читать, т.к. без прочных знаний не может быть настоящего творчества. Второй раз, будучи в отпуске в родной донской станице Меркуловской, Александр Грачёв познакомил М. Шолохова с рассказами о первостроителях города Комсомольска, об освоении Дальнего Востока, поделился творческой задумкой о создании приключенческой повести о геологах "Тайна Красного озера".
М. Шолохов одобрил замысел и посоветовал: " Во-первых, она должна быть умной, познавательной, а во-вторых, занимательной". - Всей семьёй читали твою повесть. Такие книжки надо издавать и переиздавать. Повесть "Тайна Красного озера" с тех пор издавалась и переиздавалась 10 раз.
Сразу же, как только на прилавках магазинов появилась повесть "Падение Тисима -ретто", она обрела своего читателя. Автор знал тему, был участником освобождения Курил. Александр Грачёв сумел настолько правдиво и точно рассказать о мужестве русских людей, силе их духа во время боевых действий, что эта книга не потеряла своей актуальности и сегодня.
Вот как отозвался о ней один из читателей К.И. Суворов: " Вашу книгу "Падение Тисима-Ретто" прочитал запоем, в одну ночь. И уже не мог не написать вам, дорогой писатель. Повесть ваша - редкая искренность, простота и удивительная правда жизни". Штурм Шумшу и Парамуши увенчался успехом. В этих событиях с автоматом и блокнотом в руках принимал удар военный корреспондент "Тихоокеанской Звезды" и А.Грачёв. Несколько позже он в составе камчатского десанта принимал участие в штурме и захвате Северных и Южных Курил, высаживался на Урупе и Итурупе, Кунашире и Шикотане. Все эти события легли в основу повести. В ней ничего придумывать не пришлось. Благодатный материал запал в душу талантливого человека. И он сумел так образно, цельно и правдиво преподнести материал, что даже сегодня он не может казаться устаревшим. Всенародное признание книг А. Грачева - самое непосредственное и искреннее признание особого литературного дара - рассказывать так, чтобы тебе верили. А верят не каждому рассказчику, а только тому, кого полюбили.
Александра Матвеевича любили не только читатели, но и коллеги. Особняком в творчестве А.Грачева стоят книги "Сторожка у Буруканских перекатов" и "Лесные шорохи"- повествования о дальневосточной природе, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. А любовь эта была привита ему захватывающими дневниковыми записями знаменитого дальневосточного путешественника Владимира Клавдиевича Арсеньева.
Нельзя обойти вниманием и увлекательную повесть о романтичной работе вулканологов "Сквозь мартовские снега". Если мысленно охватить творческую палитру писателя, то невольно восхитишься его жанровым и тематическим разнообразием. Конечно же, сама жизнь была хорошим учителем. В детстве батрачил. Вступил в комсомол. Участвовал в коллективизации казачества. Как потомственный донской казак хотел продолжить родовую традицию. С этой целью поступил в Новочеркасскую кавалерийскую школу. Но во время учебных занятий упал с коня. Серьезные повреждения не позволили продолжить учебу. В это время он настолько увлекся книгами В.Арсеньева, что безоговорочно решил уехать на Дальний Восток. Подхлестнул его решение всесоюзный призыв строить город комсомольской мечты -город юности.
И вот уже юноша на ударной комсомольской стройке. Во время Великой отечественной войны освещал боевые действия на Дальнем Востоке в качестве военного корреспондента "Тихоокеанской звезды", собкора ТАСС, АПН, газеты "Известия". Натура глубокая и мятущаяся, Александр Матвеевич был одержим страстью к перемене мест. Жил и работал на Камчатке, во Владивостоке, на Дону, в Южно-Сахалинске. Когда стали строить Волго-Донской канал, его как корреспондента газеты "Известия" направили в Сталинград: там была его штаб квартира. Оттуда он выезжал на строительные участки, чтобы оперативно отсылать информацию в каждый номер. Александру Матвеевичу предлагали хорошую трехкомнатную квартиру в центре города, но он отказался: с неимоверной силой потянуло на Дальний Восток, который стал для него второй родиной, где остались надежные и преданные друзья. А старейшина дальневосточных писателей Всеволод Никанорович Иванов умолял Александра Матвеевича вернуться в Хабаровск и сосредоточиться на писательском труде. В 1953 году вернулся в Хабаровск. Он был полон сил и энергии, творческих замыслов. Вокруг него группировались единомышленники , проникались его идеями. Он всегда делился личными творческими планами, проговаривал темы будущих произведений. И если раньше писатели суеверно опасались делиться своими задумками, в тайне держали то, над чем работали, то теперь раскрепостились, без боязни раскрывались перед своими коллегами. Александр Матвеевич всегда был носителем интересных начинаний. В частности, дачное писательское движение началось с него. Он первым построил дачный домик, светлый, добрый, гостеприимный для своих друзей и гостей в любое время дня и ночи. За ним потянулось другие, даже руководители писательской организации. И вскоре писательский городок превратился в дальневосточное Переделкино. Между соседними участками не было ни заборов, ни межей. Зато как быстро собирались писатели, какие здесь шли интересные литературные беседы, споры и дискуссии. Сколько здесь было гостей, которые поддерживали дальневосточных писателей. И даже Шолохов побывал однажды в знаменитой Грачевке, и остался очень доволен и гостеприимством, и ухой, и специально приготовленным для него жаренным карасем. Александр Матвеевич был в Грачевке душой и центром притяжения. От него исходило такое обаяние, что с ним просто-напросто хотелось общаться. Когда Александр Матвеевич умер, умерла Грачевка. Сейчас от нее не осталось даже мало - мальского следа. Осталась только в памяти и воспоминаниях писателей. Александр Грачев - уникальная личность, талант широкого диапазона. И это здорово, что дальневосточный краеведческий музей издал книгу о жизни и творчестве замечательного нашего писателя, который своими произведениями учит добру, мужеству, высокой духовности.
Виталий Захаров |