СУМЕТЬ УВИДЕТЬ

Хабаровский фотожурналист Игорь Симонов рассказал, как он останавливает время

Фотограф – маленький гигант, стоящий перед его величеством Хроносом». (То есть перед Временем.) Это несколько высокопарное, но точное выражение я услышала от хабаровского фотожурналиста Игоря Симонова. Ведь действительно, каждый, кто снимает на фотоаппарат или, как большинство из нас, на камеру телефона, оставляет свои следы в истории.

А какими они будут – нечеткими, крохотными, заметными лишь родным и друзьям или объемными, видными издалека, через столетия – зависит от мастерства и таланта фотографа. Потому что именно последний должен убедительно показать в своем снимке эту значимость и масштаб. Игорь Симонов столкнулся с такой задачей, когда ему довелось снимать пуск Колымской ГЭС.

ДЕТСТВО И АРМИЯ

В детстве он вовсе не мечтал стать фотографом. И вообще кем-нибудь когда-нибудь стать. Мечта была одна: хоть разок наесться хлеба. Семь детей родилось в семье Симоновых. Выжили пятеро. Шла война. Великая Отечественная. Отец был на фронте. Мать зимой еще затемно уходила на работу. И затемно же возвращалась вечером.

Память Игоря Александровича сохранила, подобно фотоснимку, такие воспоминания: материнские черные валенки в углу комнаты и рядом с ними, как часовой на посту, стоит ее телогрейка. Когда она начинала оттаивать, на полу образовывалась лужа. Но к утру на жаркой русской печи телогрейка высыхала. И мать снова отправлялась разбивать ломом замерзшие стога и возить сено с поля на ферму. А Игорь оставался дома за старшего: топил печь, приносил воду, варил щи, присматривал за младшими детьми.

Первый раз Симонов взял в руки фотоаппарат, будучи в армии. Один из сослуживцев делал снимки. Игорь попросил: «Дай, я попробую...» Дело было на Камчатке, куда его направили после окончания военного авиационного училища в Розенгартовке. Игорь Александрович считает, что лучшего места для службы и быть не могло.

– У нас был прекрасный командир – майор Михаил Михайлович Уткин, – вспоминал он. – Орден Трудового Красного Знамени за пуск первого космического корабля получил. Там офицеры были – участники войны. Вся грудь в орденах. Замечательные люди! Несмотря на то, что они столько горя хлебнули, а были такие… Ну как отцы. Так и называли Уткина – батя. Я был командиром отделения на авиационно-технической базе. Мы занимались ремонтом и обслуживанием техники.

Однажды произошло ЧП: вертолет совершил вынужденную посадку. Нужно было добраться до него и заменить вышедший из строя двигатель новым. За выполнение этого ответственного задания Симонова наградили фотоаппаратом «Смена».

УЧИТЕЛЬ МАШИНОВЕДЕНИЯ

Игорь Александрович вернулся в родной колхоз, где его встретили с распростертыми объятиями. Как же – готовый профессионал! До армии он успел окончить сельское ПТУ по специальности «тракторист-машинист широкого профиля». И вот уж точно: все, что ни делается с нами, – к лучшему.

– Познакомилсь с девушкой. Она окончила университет в Москве, приехала к нам в деревню. Учительница истории. Мы поженились…

Всего год проработал Симонов трактористом. А потом в школе уволился преподаватель машиноведения и Игоря Александровича пригласили его заменить. Так он стал сельским учителем. Девять лет был завучем школы по производственному обучению. Работа очень нравилась. Учил пацанов водить и ремонтировать сельхозтехнику, создавал ребячьи производственные бригады, которые занимали призовые места на различных соревнованиях. Даже в Москву ездили, участвовали во Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства. Там, на ВДНХ, им вручили приз – новый красивый голубой трактор «Беларусь».

Но, видать, Север со времени армейской службы крепко запал в душу, если после предложения брата жены перебраться поближе к нему супруги долго не раздумывали. В Магадане Симонов работал в аэропорту техником, потом инженером, начальником службы.

УНИКАЛЬНЫЕ ФОТО

Как-то раз Игорь Александрович случайно заглянул на фотовыставку во Дворце профсоюзов. И, что называется, заело: «Ведь и я могу так...» С фотоаппаратом он все эти годы не расставался. Сдал свои снимки на следующую выставку и получил диплом первой степени. Потом начал писать заметки в газету про авиацию. Как работник аэропорта, он мог бесплатно летать по всей Магаданской области. Отовсюду привозил новые, порой уникальные снимки и впечатления, которым всегда находилось место на газетных полосах.

Событием в культурной жизни столицы Колымы стало открытие на базе фотосекции регионального правления Союза журналистов СССР фотоклуба «Магадан». Симонова пригласили быть его художественным руководителем. Вскоре это объединение стало своеобразным местом притяжения творческих людей.

– Все журналисты из разных СМИ, будучи на Севере в командировках, непременно приходили в фотоклуб. Здесь собирались местные и приезжие писатели, художники, артисты. И здесь же я впервые познакомился с Людмилой Ивановной Миланич и Михаилом Феофановичем Асламовым, которые прилетели из Хабаровска на писательский семинар. Что интересно: многие из тех, кто приходил вот так, просто пообщаться, потом всерьез увлеклись съемкой.

Фотоклуб «Магадан» стал широко известен в стране. Снимки Игоря Симонова получали высокие оценки. Однажды ему предложили отправиться в Иультинский район Чукотского автономного округа и занять там должность начальника отдела культуры. Посоветовался с женой, она сказала: «Надо ехать».

Этот район уникален не только тем, что большая часть его территории находится за Северным полярным кругом, но и тем, что это единственное в мире место на суше, где пересекаются меридиан, делящий Землю на восточное и западное полушария, и полярный круг. А еще этот район (ныне городской округ Эгвекинот) расположен на берегах сразу двух океанов – Северного Ледовитого и Тихого.

18 лет проработал Игорь Александрович начальником отдела культуры администрации Иультинского района. Изучил обычаи и традиции коренных северян, их самобытное песенное, танцевальное, художественно-прикладное творчество. Старался сохранить это богатство, чтобы не пропало.

Все, что трогало, удивляло и восхищало Симонова, находило отражение в его фотографиях, которые участвовали в различных выставках и конкурсах, печатались в журналах «Огонек», «Советский Союз» и других. Выйдя на пенсию, Игорь Александрович переехал в Хабаровск.

ЛЮБИМЫЕ СНИМКИ

Одна из самых любимых мною работ Игоря Симонова – «Матери войны». За маленьким столом с самоваром сидят четыре пожилые деревенские женщины в халатах и вязаных кофтах, с платками на головах. Натруженные руки. Сурово сжатые и, кажется, разучившиеся улыбаться губы. А на белой стене за ними – Владимирская икона Богоматери с младенцем Христом на руках. Одна явно не придуманная, а подсмотренная деталь – и не надо никаких пояснений.

И еще один из моих любимых снимков этого автора – портрет Всеволода Петровича Сысоева. Тот, где наш почти столетний патриарх сидит в казачьей форме с поднятыми вверх кулаками. Но по лицу видно, что не грозит кому-то, а, скорее, в азарте разговора восхищается силой и крепостью характера русского человека. И его собственный характер великолепно читается в позе и наполненных лукавым светом глазах.

Фотографии – это открытые двери в прошлое, документы, по которым о нас будут судить потомки. Вот вглядится человек будущего в этот снимок или в симоновский фотопортрет писателя Николая Дмитриевича Наволочкина и скажет: «Да-а-а, какие были люди!..»

 

Янина КУЗИНА

Фото из архива И.А. Симонова

 

Газета «Приамурские ведомости», № 24 (8362) - 2023 года

 

г. Хабаровск