Простейшая конструкция: беспилотник-камикадзе «Молния-1

Недавно в подразделения, участвующие в Спецоперации, поступили новые ударные беспилотные летательные аппараты «Молния-1».
Эти БПЛА отличаются простотой конструкции и низкой стоимостью производства, но при этом обладают высокими тактико-техническими характеристиками и способны нести значительную боевую нагрузку. Они должны стать хорошим дополнением к уже имеющимся беспилотникам-камикадзе.

Новая модель

Первые сообщения о появлении на фронте ударного беспилотника «Молния-1» поступили в середине мая 2024 г. Затем стали появляться новые сообщения о его использовании, а также первые видео боевого применения. В этот период также были раскрыты некоторые технические характеристики.

В конце июля Министерство обороны впервые показало новый беспилотник в своих официальных материалах. Система «Молния-1» и её расчёт из соединения морской пехоты Тихоокеанского флота стали героями очередного репортажа Минобороны. В этом материале была показана подготовка беспилотника к вылету. Бойцы, использующие эту технику, рассказали об особенностях своей работы и достигнутых успехах.

Ещё одно видео о «Молнии» и её эксплуатантах было опубликовано 7 августа. На этот раз в кадр попали операторы беспилотников из состава 110-й гвардейской мотострелковой бригады, действующей в составе Южной группировки на Донецком направлении. В этом видео особый интерес представляли кадры поражения целей, снятые непосредственно беспилотниками-камикадзе.

Очевидно, что эти репортажи Минобороны о «Молнии-1» и её расчётах не будут последними. Беспилотники и их операторы ещё не раз попадут в новости и продемонстрируют все свои возможности.

Вопросы применения

Уже в первых опубликованных видео было показано, как применяется новый тип беспилотника-камикадзе и что он может делать. В целом этот беспилотник предназначен для поражения различных наземных или, вероятно, надводных целей. Он может использоваться как против стационарных, так и против движущихся объектов.

Вне зависимости от типа цели боевое применение БПЛА «Молния-1» идёт по одному алгоритму. Беспилотник выводится в район местонахождения цели и начинает её поиск. Найдя нужный объект, оператор направляет на него беспилотник. Лётные и маневренные характеристики «Молнии» достаточны для точного поражения различных целей.

В нескольких первых опубликованных видео была продемонстрирована работа «Молнии-1» по стационарным целям — пунктам временной дислокации или складам противника. Прилетев в район цели, беспилотник искал её и начинал атаку. Удары производятся в пологом пикировании. Кадры со взрывами указывали на применение достаточно мощной боевой части.

Также «Молнии» успешно работают по малоразмерным целям, включая движущиеся. К моменту съёмки репортажа операторы подразделения морской пехоты уже успели уничтожить самоходную артиллерийскую установку, а также несколько буксируемых орудий и автомобилей.

Простейшая конструкция

К сожалению, точная информация о создателях проекта «Молния-1» и сроках его появления неизвестна. Однако стоит отметить, что разработчикам удалось создать весьма интересную конструкцию БПЛА, сочетающую простоту и эффективность.

Основная масса деталей БПЛА представляет собой готовые изделия. Оставшиеся элементы производятся из доступных материалов простым способом, например, из фанеры с раскроем на лазерном станке.

«Молния-1» — беспилотный самолёт традиционной схемы, использующий электрическую тягу и оснащённый средствами дистанционного и автономного управления. На борту присутствуют видеокамера разведки и наведения, а также боевая часть.

Размах крыла и длину БПЛА можно оценить в 1,2-1,3 м. Взлётная масса неизвестна, однако в открытых публикациях упоминается, что аппарат несёт боевую нагрузку массой ок. 3–5 кг. Соответственно, общая масса беспилотника превышает 7–8 кг.

Фюзеляж «Молнии-1» образуют две продольные металлические трубы и поперечные элементы из фанеры. Из фанеры также выполнен центроплан, на котором находятся электроника управления, аккумуляторы и крепления для плоскостей.

БПЛА получил прямое крыло на деревянном каркасе с полимерной обшивкой и стабилизатор аналогичной конструкции. Киль выполнен из фанеры. На крыле размещены элероны, на стабилизаторе — руль высоты. Руль направления отсутствует.

«Молния-1» оснащается носовым электродвигателем неизвестной модели с тянущим воздушным винтом. На показанных беспилотниках для его питания использовалась пара батарей ёмкостью по 7500 мАч.

Точные лётные характеристики неизвестны. По некоторым данным, дальность полёта превышает 30–35 километров.

Аппарат имеет систему дистанционного управления и летает по командам оператора. На борту присутствует FPV-камера для управления, разведки, поиска целей и наведения. Камера и система управления соединены с системой двусторонней связи.

Сообщается, что «Молния-1» может преодолевать зоны действия РЭБ противника. В таком случае дистанционное управление отключается, и БПЛА следует по заданному маршруту. После восстановления связи оператор может вновь взять управление.

В носовой части импровизированного фюзеляжа устанавливается боевая часть. На «Молниях» используются боеприпасы разного рода. Например, для поражения бронетехники применяются кумулятивные инженерные заряды, а для поражения «мягких» целей — осколочно-фугасные боеприпасы.

БПЛА поставляются в разобранном виде. Расчёт должен закрепить на фюзеляже крылья, установить аккумуляторы и боевую часть. После этого изделие помещается на рельсовую пусковую установку для старта.

Боевой расчёт системы «Молния-1» состоит из трёх человек: командир управляет работой бойцов и поддерживает связь с другими подразделениями, оператор непосредственно контролирует БПЛА, а сапёр готовит боевые части.

С очевидными преимуществами

О беспилотнике-камикадзе «Молния-1» известно пока немного, но даже имеющаяся информация позволяет оценить его достоинства и преимущества.

Прежде всего, это простота конструкции. Отказ от дорогостоящих материалов и сложных в изготовлении деталей позволяет снизить стоимость и трудоёмкость производства. Это, в свою очередь, увеличивает возможные темпы производства и снижает требования к предприятию-изготовителю. При правильном подходе «Молнии» могут производиться множеством организаций в больших количествах.

Несмотря на свою простоту, БПЛА обладает достаточно высокими лётными характеристиками и способен работать на значительном удалении от места старта. Кроме того, он несёт достаточно тяжёлую боевую часть, способную поражать даже танки.

FPV-управление уже доказало свою эффективность на примере лёгких квадрокоптеров. Теперь его успешно внедрили на БПЛА самолётного типа. «Молния-1» с курсовой камерой хорошо справляется с разведкой, поиском и поражением целей.

По всей видимости, подготовка операторов для таких систем также не является сложной. Она не должна существенно отличаться от обучения пилотов для коптеров, что значительно упростит процессы подготовки операторов в целом.

«Молния» может быть оснащена боеприпасами различных моделей и типов. Боевая часть монтируется открыто, что устраняет ограничения по форме или размеру, хотя и сохраняются требования по массе. Всё это делает «Молнию» более гибким ударным средством.

Элемент системы

Важно отметить, что помимо «Молнии-1» в российской армии используются и другие типы беспилотников-камикадзе. Они активно применяются на всех направлениях и наносят противнику значительный урон. Кроме того, регулярно появляются новые модели такой техники.

Каждый из одноразовых ударных беспилотников имеет свои особенности и преимущества, которые делают его наиболее подходящим инструментом для выполнения конкретного круга задач. Новейшее изделие «Молния-1» тоже обладает рядом преимуществ и способно внести свой вклад в общий успех. И российская армия не отказывается от таких возможностей.

Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Минобороны РФ, Telegram / «Время выбрало нас»

 

На фото:

  1. БПЛА «Молния-1» и операторы на позиции
  2. Сборка планера и установка других компонентов
  3. Установка киля
  4. «Молния-1» с кумулятивной БЧ готова к запуску
  5. Оператор за работой
  6. Беспилотник-камикадзе на подлёте к цели

 

https://topwar.ru/armament/drones/