Об иностранном усыновлении

История иностранного усыновления в России не так велика. Этот правовой институт возник в 1992 году.

Сразу после развала Союза Советских Социалистических республик, когда стали рушиться «нерушимые» (именно так нам преподавали экономическую географию в школьном курсе) экономические связи между республиками и странами социалистического содружества. На улице оказалось огромное количество детей, как в годы гражданской войны в начале ХХ века. Наших детей стали вывозить из страны иностранцы.  Тогда же и появились   первые злоупотребления.

В конце 90-х годов  вскрылось, что некоторые районные судьи, в чью компетенцию тогда входили вопросы рассмотрения дел об усыновлении детей иностранцами, просто не проводили судебные заседания, якобы  из-за большой занятости по работе.

По документам, поступавшим через посредников от имени иностранного гражданина,  писали вымышленные протоколы судебных заседаний и положительные судебные решения об усыновлении при отсутствии факта рассмотрения дел судом. Причем, в таких деяниях судьи не видели ничего предосудительного. Самих усыновителей никто и никогда не видел.

Одно из уголовных дел такого характера было расследовано и прокуратурой Хабаровского края. Судья была признана виновной и осуждена.  А дети… Факт их усыновления стал считаться незаконным. Но никакого решения фактически не было. Тогда комитет образования края задался целью - отыскать всех детей, отправленных в США в качестве усыновленных. Часть детей так и не нашли. Оказалось тогда же, что не все штаты этого государства признают наши судебные решения об усыновлении детей действующими и на  их территории. То есть, вывозили детишек из России, как членов семьи,  как своих, согласно    нашим законам и судебным решениям. А привозили в  штаты   не родных и не усыновленных: усыновители в своей стране должны были для признания прав детей также пройти процедуру усыновления, но уже -  в рамках своего законодательства.

Более глубокое изучение проблемы усыновления детей в США показало, что между нашими государствами нет соглашений о порядке усыновления. Америка, в отличие от европейских государств, не ратифицировала Международную Конвенцию, гарантирующую соблюдение прав ребенка. Такие негативные обстоятельства проявились уже к концу 90-х годов. Были выявлены и другие противозаконные действия при иностранном усыновлении по другим регионам страны. Стало очевидным, права детей, граждан России, нарушаются, порой, даже в ракурсе опасности для их жизни. Немаловажным стал и тот факт, что по внутреннему законодательству нашего государства органы опеки и попечительства осуществляют социальный контроль за судьбой усыновленного ребенка до достижения им совершеннолетия. Тогда как, в США, например, социальный контроль за семьями усыновителей и усыновленных детей ограничен тремя годами.

В тот период состоялись существенные изменения процессуального порядка усыновления детей иностранцами. Такие дела перешли в компетенцию судов субъектов Федерации.  Соответственно прокурорский надзор также стала осуществлять прокуратура субъекта. По постановлению Правительства с того же времени организацией усыновления детей могли заниматься лишь специальные агентства, для чего была создана база данных детей, подлежащих усыновлению, а личное участие будущих усыновителей в судебном заседании стало обязательным.

Однако так и остались не урегулированы вопросы, связанные с  отсутствием соглашения между государствами по вопросам усыновления.  Некоторые штаты по-прежнему не признавали наши судебные акты об усыновлении. Нормы права России по существу не изменились.    Как и раньше, запрещено усыновление в страны и государства, где наши судебные акты об усыновлении не являются обязательными, не признаются страной, гражданами которой являются усыновители.

Следует сказать, что все эти проблемы постоянно озвучивались, время от времени обостряясь, как из-за отсутствия контроля за усыновленными детьми по истечении трех лет, так и из-за участившихся случаев жестокого обращения с нашими маленькими гражданами. Ни для кого не секрет, что само усыновление должно осуществляться бескорыстно – по нормам права России. Но ведь  усыновители оплачивают агентству услуги в крупном размере за оказанное содействие по поиску подходящего ребенка и проведению иных организационных мероприятий к судебному заседанию. Можно ли в таком случае говорит о бескорыстности самого процесса иностранного усыновления? Оставлю этот вопрос без ответа и на совести сторонников иностранного усыновления, которые, напротив, считают корыстным усыновление нашими гражданами, так как приемным семьям выплачиваются пособия на усыновленных детей, заработная плата по уходу за детьми.

С приходом к осуществлению деятельности в области защиты прав ребенка Павла Астахова нормотворческая деятельность активизировалась. Уже в 2010 году удалось разработать проект соглашения между Россией и США по урегулированию прав усыновленных из России детей. Это Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписано в городе Вашингтон, 13.07.2011). Оно  долго обсуждалось, потом ратифицировалось обеими сторонами и вступило в силу лишь с 1 ноября 2012 года,  по существу оно  так и не   начало функционировать. Ибо США    не ратифицировали Международную Конвенцию о защите прав ребенка. Сохранились и другие обстоятельства, способствующие неравенству прав в США между родными и усыновленными детьми, чего нет в России. Все эти данные явно способствуют фактам жестокого обращения с усыновленными из России детьми гражданами США, что иногда приводит к  гибели детей или причинению физического вреда их здоровью, к глубоким психическим травмам.

Полагаю, что именно все эти обстоятельства в совокупности и послужили достаточным основанием к тому, чтобы обсудить возможности включения в общий законопроект «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» лишь одной нормы в области нарушения прав детей-сирот России - запрет усыновления их гражданами США.  Как еще одно обстоятельство нарушения прав граждан России, которое действительно имеет место.

Федеративный Закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 №272-ФЗ вступил в силу с 1 января 2013года. По некоторым источникам в производстве СК РФ находилось 22 уголовных дела о преступных деяниях иностранных усыновителей по отношению к усыновленным из России детям. Насколько своевременно принята норма права о запрете усыновления детей гражданами США?   Не принята ли она в пылу противостояния государств по иным политическим вопросам? И, наконец, является ли такая норма вредной для нашего государства?

Помню, когда заканчивалось  уголовное дело в отношении судьи, которая без судебного рассмотрения «штамповала» судебные решения об иностранном усыновлении детей, то главным в вину ей было вменено  нарушение конституционных прав несовершеннолетних детей.  Лишение их прав  быть гражданами той страны, в которой они родились, знать язык и культуру страны своего рождения.

Следует отметить, что в обсуждаемом Федеральном Законе  №272-ФЗ ст.4 о запрете усыновления детей из России гражданами США является не единственным ограничением в перечне иных ограничений и запретов, связанных с нарушением прав в различных направлениях межгосударственного сотрудничества – и не только в области усыновления.

Тот факт, что в этот закон включена норма о запрете, усыновление детей в США необходимо воспринимать положительно. Усыновляя детей из России, каждый усыновитель любого государства должен осознавать свою ответственность за здоровье, жизнь и судьбу нашего гражданина, должен создавать максимально комфортные условия для развития личности. Именно такие права гарантированы усыновленному ребенку в нашем государстве  Международной Конвенцией о правах ребенка.

 

Галина Пысина, старший советник юстиции (полковник в отставке), член Союза писателей России, председатель Совета ветеранов прокуратуры Хабаровского края, член СВГБ по ДВ региону