Артиллерийские подвижные наблюдательные пункты АПНП-1 «Рысь» и АПНП-2 «Ярус»
Эффективное применение артиллерии невозможно без соответствующей разведки и корректировки огня. Артиллеристы должны знать, где именно находится атакуемая цель, а также своевременно получать данные об отклонениях снарядов от точки прицеливания. Время от времени как в нашей стране, так и за рубежом предпринимались попытки создания специальных боевых машин, способных облегчить и упростить ведение разведки и корректировку огня. Так, в середине пятидесятых годов советская промышленность начала работу над машинами семейства АПНП. Опыт предыдущих конфликтов, а также предполагаемый облик гипотетических войн показывал, что задачи артиллерийской разведки должны возлагаться на специальную технику. Правильным образом доработанная и оснащенная бронемашина могла быстро доставить экипаж с необходимым оборудованием в нужную точку, а затем защитить людей от возможного обстрела. При помощи разнообразных оптических приборов экипаж должен был выявлять цели и определять их местоположение, после чего выдавать целеуказание артиллеристам. К середине пятидесятых годов были сформированы требования к перспективному подвижному наблюдательному пункту. В соответствии с требованиями заказчика, требовалось создать перспективную гусеничную бронемашину с набором различных средств наблюдения и связи. В качестве основы для такого образца предлагалось использовать полубронированный артиллерийский тягач АП-Т, не так давно созданный ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода под руководством Н.А. Астрова. По некоторым данным, именно ОКБ-40 получило задание на проектирование и строительство перспективного образца. Выбор базового шасси для перспективной машины артиллерийской разведки был сделан по нескольким причинам. В первую очередь, на таком выборе сказалась готовность машины АП-Т к серийному производству и массовым поставкам в войска. Кроме того, не менее важной причиной стало наличие свободных объемов, которые могли использоваться для размещения требуемого экипажа и всего необходимого специального оборудования. В итоге армия могла сравнительно быстро получить требуемый образец с высокими характеристиками. Проект перспективного подвижного наблюдательного пункта получил рабочее название «Объект 563». Также известно об использовании шифров «Рысь» и «Цилиндр-1». После принятия на вооружение «Объект 563» получил официальное обозначение АПНП-1 – «Артиллерийский подвижный наблюдательный пункт, первый». Также сохранилось дополнительное название «Рысь». Впоследствии, в рамках развития существующего проекта, использовался схожий подход к наименованию новых разработок. В исходной версии артиллерийский тягач АП-Т представлял собой гусеничную машину с защищенным корпусом, разделенным на две части. Одна из них предназначалась для размещения основных агрегатов и собственного экипажа, а во второй предлагалось перевозить боеприпасы и расчет буксируемого орудия. Подобная архитектура машины позволяла без значительных затруднений сделать тягач машиной нового назначения. При этом переделке должна была подвергаться лишь незначительная часть агрегатов машины. Все прочие узлы оставались без изменений. Корпус «Объекта 563», как и в случае с базовым тягачом, должен был изготавливаться из катаных броневых листов, соединяемых сваркой. Использовалась сравнительно тонкая броня, способная защитить экипаж и агрегаты только от стрелкового оружия. Компоновка корпуса, в целом, оставалась прежней. Передний отсек отдавался под размещение трансмиссии, за ним находилось отделение управления. В центральной части последнего предусматривалось место для монтажа двигателя и соединенных с ним систем. Весь кормовой отсек, раньше служивший для перевозки расчета пушки, теперь предназначался для размещения новых членов экипажа и специального оборудования. Лобовая часть корпуса собиралась из нескольких броневых листов, расположенных под разными углами друг к другу и образовывавших отсек трансмиссии. За наклонным верхним листом, оснащенным люком для обслуживания внутренних агрегатов, находился лобовой лист отделения управления. У левого борта на нем располагался смотровой прибор механика-водителя, у правого – пулеметная установка. Последняя имела характерную форму, образованную прямоугольным кожухом и подвижной выгнутой маской. По бокам к лобовому листу крепились наклонные скуловые, соединявшиеся с бортами. В проекте «Объект 563» было решено увеличить размеры кормового отсека, предназначенного для разведчиков и их оборудования. Вместо открытой конструкции с креплениями для тента на центральной и кормовой частях машины появился вытянутый коробчатый агрегат, крыша которого располагалась выше крыши отделения управления. В крыше отсека имелись два крупных люка для использования различных средств наблюдения, крышки которых оснащались смотровыми приборами. В кормовом листе предусматривалась двустворчатая распашная дверь. По бокам от вертикальных бортов отсека расположили ящики для перевозки различного имущества. В центральной части отделения управления, между местами экипажа, размещался узкий двигательный отсек. В нем находился карбюраторный двигатель ЗИЛ-123Ф мощностью до 110 л.с. Справа от двигателя находились два радиатора, оснащенные решетками для подачи атмосферного воздуха. Двигатель соединялся с трансмиссией, в составе которой имелись двухдисковый главный фрикцион, пятиступенчатая механическая коробка передач, механизм поворота на основе многодисковых фрикционов и тормозов, а также бортовые передачи. Крутящий момент двигателя передавался на передние ведущие колеса. «Объект 563» полностью заимствовал ходовую часть тягача АП-Т. На каждом борту имелось по четыре обрезиненных опорных катка с индивидуальной торсионной подвеской. Интересной особенностью подвески было «обратное» расположение балансиров: ось катка размещалась не позади торсиона, а перед ним, из-за чего, в частности, передние катки частично перекрывались с ведущими колесами. Передняя пара катков также имела дополнительные амортизаторы. В передней части корпуса находились крупные ведущие колеса. В корме располагались направляющие колеса, опущенные на грунт и выполнявшие функции дополнительных опорных катков. На каждом борту также имелось по два поддерживающих ролика. Для самообороны перспективный наблюдательный пункт должен был использовать пулеметную установку в лобовом листе, обеспечивающую обстрел горизонтального сектора шириной 60°. На установке монтировался один 7,62-мм пулемет СГМ. В отделении управления имелись стеллажи для хранения четырех коробок с лентами общей емкостью 1000 патронов. При необходимости экипаж также мог использовать для самообороны личное оружие, однако специальные амбразуры для этого присутствовали только на кормовой двери. Экипаж «Объекта 563» должен был состоять из трех человек. Механик-водитель располагался в передней части корпуса у левого борта. Справа от него находился стрелок. В центральной части кормового отсека располагался корректировщик, отвечавший за использование целевого оборудования и передачу данных артиллерии. По некоторым данным, экипаж мог усиливаться четвертым членом, задачей которого была помощь в деле наблюдения и передачи информации. Попадать на свои места экипаж должен был при помощи набора люков и дверей. Так, люк механика-водителя представлял собой откидываемый влево участок крыши. Для улучшения обзора предусматривался вырез в лобовом листе, прикрываемый передней частью закрытого люка. Имелась возможность оснащения крышки люка прибором ночного виденья. Кроме того, предлагался специальный колпак, позволявший водить машину с открытым люком в дождливую или снежную погоду. Над рабочим местом стрелка имелся второй люк. В кормовой отсек можно было попасть при помощи люка в крыше или кормовой двери. Задачи артиллерийской разведки и корректировки огня предлагалось осуществлять при помощи набора оборудования, хранимого в кормовом отсеке корпуса. Для навигации использовался гирокурсоуказатель с курсопрокладчиком и указателем на рабочем месте водителя. Сбор информации об обнаруженной цели предлагалось производить при помощи артиллерийской буссоли, инженерного и оптического дальномеров, перископа и других приборов. Для связи с другими боевыми машинами использовалась радиостанция Р-113. Вследствие незначительных, но заметных доработок конструкции новый наблюдательный пункт должен был отличаться от базового тягача увеличенными размерами и большей боевой массой. Длина машины по-прежнему не превышала 4,5 м, ширина – 2,5 м. Высота по крыше кормового отсека выросла до 1,66 м. Боевая масса теперь составляла 7,8 т. При движении по шоссе «Объект 563» мог разгоняться до 55 км/ч, на грунтовой дороге максимальная скорость ограничивалась 35 км/ч. Запас хода по шоссе – 315 км. Имелась возможность пересечения рва шириной 1,5 м, подъема на 35-градусный склон или 60-см стенку. Водные преграды можно было пересекать вброд при глубинах не более 0,7 м. Использование готового шасси с рядом основных агрегатов позволило максимально ускорить разработку нового проекта. Благодаря этому в 1955-56 годах оборонная промышленность завершила проектирование «Объекта 563» и вскоре построила опытный образец такой машины. В ходе проведения всех необходимых испытаний опытная техника подтвердила расчетные характеристики и доказала свои возможности в решении поставленных задач. По результатам государственных испытаний подвижный наблюдательный пункт был рекомендован к принятию на вооружение. 21 июня 1957 года вышел приказ министра обороны, в соответствии с которым новая бронемашина АПНП-1 «Рысь» была официально принята на вооружение. В том же году наблюдательный пункт АПНП-1 пошел в серию. Производство такой техники велось параллельно с базовым артиллерийским тягачом АП-Т, чему способствовала высокая степень унификации двух образцов. Серийное строительство артиллерийских разведчиков продолжалось до 1958 года. Примерно за год промышленность успела собрать и передать заказчику, по разным данным, от нескольких десятков до нескольких сотен единиц требуемой техники. Все полученные бронемашины были распределены между артиллерийскими соединениями сухопутных войск. По результатам испытаний опытного «Объекта 563» был определен список необходимых доработок. В существующем виде предложенная машина устроила военных, однако некоторые элементы ее облика следовало изменить с целью повышения тех или иных характеристик. Все эти изменения решили не вносить в исходный проект. С учетом пожеланий военных, высказанных по результатам проверки, планировалось создать новый вариант артиллерийского подвижного наблюдательного пункта. Уже в 1957 году, почти одновременно с постановкой АПНП-1 на вооружение, началась разработка второй версии такой машины. Новый проект получил рабочее название «Объект 565» и шифр «Ярус». Впоследствии машину этого типа приняли на вооружение под названием АПНП-2. Претензии к образцу первого типа касались, прежде всего, целевого оснащения. Использованные приборы не в полной мере устроили заказчика. По этой причине в новом проекте было предложено использовать обновленный состав специального оборудования. Кроме того, появилось предложение о некотором изменении конструкции броневого корпуса. Проектом АПНП-1 подразумевалось использование коробчатой конструкции кормового отсека корпуса с вертикальными бортами. Новая машина должна была получить более крупный агрегат, заметно выступающий за пределы переднего отсека. Это позволило увеличить объемы, доступные для размещения различных устройств и изделий. На бортах увеличенного агрегата располагались крупные распашные двери, по некоторым данным, для доступа к бортовым ящикам для имущества. Разработка улучшенного подвижного наблюдательного пункта не заняла много времени. В 1957-58 годах были выполнены все необходимые проектные работы и построены опытные образцы. По результатам испытаний, АПНП-2 «Ярус» был рекомендован к принятию на вооружение. Соответствующий документ вышел в 1958 году. Серийное производство улучшенных машин стартовало в 1959-м и продолжалось до начала шестидесятых годов. По разным данным, общее количество выпущенных машин двух моделей могло превышать несколько сотен. Появление наблюдательных пунктов, имеющих набор разнообразного оборудования и отличающихся сравнительно высокой подвижностью, положительным образом сказалось на возможностях артиллерийских подразделений. Получая данные от разведчиков, артиллеристы могли с большей точностью наносить удары и корректировать наводку в случае промаха. Машины АПНП-1 и АПНП-2 могли взаимодействовать как с буксируемой, так и с самоходной артиллерией. Кроме того, обеспечивалась совместная работа с реактивными системами. Тем не менее, машины «Рысь» и «Ярус» имели некоторые недостатки, серьезно ограничивавшие их перспективы. Имея неплохие характеристики подвижности и защиты, они вскоре должны были перестать соответствовать требованиям по эффективности разведки. На борту двух наблюдательных пунктов имелись оптические приборы, пригодные только для использования днем. В темное время суток эта техника теряла свой потенциал и не могла помогать артиллерии. Как следствие, требовалось улучшение существующих образцов или разработка совершенно новой техники. Уже в 1963 году министерство обороны потребовало создать подвижный разведывательный пункт, имеющий более современное оборудование и способный работать в любое время суток. Результатом последовавших за этим работ стало появление бронемашины ПРП-3 «Вал», построенной на базе БМП-1. От существовавших образцов машина «Вал» отличалась, прежде всего, наличием более совершенной аппаратуры. Она несла радиолокационную станцию, лазерный дальномер, оптические средства с ночным прибором наблюдения и т.д. Все это позволяло значительно повысить эффективность поиска целей и расчета информации для артиллеристов. Появление более новых разведывательных комплексов с повышенными характеристиками определило дальнейшую судьбу старой техники, построенной на базе тягача АП-Т. Эксплуатация машин АПНП-1 и АПНП-2 продолжалась в течение некоторого времени, но со временем массовые поставки более новой техники привели к закономерному результату. Со временем все «Рыси» и «Ярусы» были списаны ввиду морального устаревания. Большая часть этой техники, как всегда бывает, отправилась на переплавку или переделку в машины иного назначения. Некоторое количество подобных машин, однако, было переведено в категорию учебных пособий. Кроме того, несколько АПНП-1 стали музейными экспонатами. Артиллерийские подвижные наблюдательные пункты двух моделей предназначались для повышения боевого потенциала ракетных войск и артиллерии. Машины АПНП-1 и АПНП-2 создавались с использованием существующих узлов и агрегатов в соответствии с текущими требованиями. Дальнейшее развитие средств наблюдения привело к устареванию имеющейся техники и заставило промышленность создать новые образцы аналогичного назначения. «Рысь» и «Ярус» всего через несколько лет после начала эксплуатации начали устаревать и требовать замены, однако и при имевшихся серьезных ограничениях подобная техника играла важную роль и повышала ударный потенциал артиллерии.
По материалам:
Автор: Рябов Кирилл
На фото: 1. Общий вид бронемашины АПНП-1 "Рысь". Фото Russianarms.ru 2. Артиллерийский тягач АП-Т. Фото Otvaga2004.ru 3. Вид на левый борт. Фото Russianarms.ru 4. В корме располагался отсек для разведчика. Фото Russianarms.ru 5. АПНП-1 в войсках. Фото Russianarms.ru 6. Некоторые образцы АПНП-1 до сих пор на ходу. Фото Russianarms.ru 7. Наблюдательный пункт АПНП-2 "Ярус". Фото Бах И. "Боевые машины Николая Александровича Астрова". // "Техника и вооружение"
© 2010-2016 «Военное обозрение» |