О гении театра и кино

Во всем мире 15 апреля  празднуется дата, которая имеет особое значение для культуры. В этот день в 1935 году был подписан  международный договор, как Пакт Рериха, призванный защищать культурные и исторические ценности, разнообразные достопримечательности,  . . .

произведения искусства, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные организации и их сотрудников.                                                                                                                                            

Примечательно, чтов 1998 году по инициативе Международной лиги защиты культуры,  было предложено считать дату подписания пакта — 15 апреля, Международным Днём культуры.                                                                                                                                             

К этой дате, самое прямое отношение, на мой взгляд, имеет  один из  выдающихся деятелей культуры, знаменитый артист СССР Николай Олимпиевич Гриценко, с которым я познакомился в Хабаровске в конце прошлого века, во время краткосрочного пребывания  актёра в краевом центре.                                                                  

С ним, прежде всего, как со своим давнем приятелем, тоже ветераном Великой Отечественной войны, меня познакомил отец, когда я обучался в Хабаровском Институте инженеров Железнодорожного транспорта, который в своё окончила мать, и в котором  уже на сегодняшний день, как в Академии, учится внучка.                                                                                                                                                                      

Я бережно храню 59-ый номер издания «Дальневосточный ветеран» № 59 за 2005 год, где в рубрике «Колонка редактора» есть моя фотография вдвоём с Николаем Олимпиевичем, сделанная в санатории «Уссури»...                                                                                                                       

От него я впервые узнал, что в 1941–1942 годах ему довелось  служить в РККА, учиться на командирских курсах в Архангельске, быть демобилизованным после ранения.                                                                              

Довелось мне накоротке встречаться с общепризнанным талантом,  сыгравшем 45 ролей в театре имени Вахтангова и 47 ролей в кино.                                                                                                                             

В жизни он очень хорошо одевался, имея безукоризненный вкус. И чего греха таить, очень нравился женщинам. Что за этим, как правило стоит, объяснять думаю не нужно...                                                                                                                     

Заслуженный, Народный артист РСФСР, Народный артист СССР, Сталинская премия I степени (1952 - за исполнение роли Артамашова в фильме «Кавалер Золотой звезды», Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1970), Орден Трудового Красного Знамени... Это только часть заслуг актёра.                                                                      

В московский театр имени Вахтангова, где было множество звёзд, многие ходили специально на Гриценко. Восхищала и его работа в кино.                                               

Надолго запомнился зрителям моего поколения его Каренин в «Анне Карениной», Рощин в «Хождении по мукам», Татаринов в «Двух капитанах», Сперанский в «Адъютанте его превосходительства».                                                                                                                                  

К сожалению, актёрский век, как впрочем и людской, недолог. Сегодня уже мало кто вспоминает этого великого актёра, который родился и жил в Ясиноватой, учился музыке и азам театрального искусства в Макеевке, работал на донецкой железнодорожной станции Мушкетово.                                                                

Согласно официальной биографии Николай Олимпиевич  появился на свет 24 июля 1912 года. Окончив семь классов школы, поступил в Днепропетровский транспортный политехникум. После его окончания в начале 30-х годов работал сначала техником-смотрителем зданий и даже конструктором технического отдела металлургического завода.                                                                  

Работая в Макеевке, Николай Гриценко одновременно учился на открывшемся в городе музыкально-театральном рабфаке Киевского музыкально-драматического института имени Н.В. Лысенко. Сначала на музыкальном отделении по классу скрипки, искусство игры на которой осваивал ещё в детстве у ясиноватского скрипача-самоучки, а затем  перешёл  на актёрское.                                                                

Об особенностях того периода обучения мне посчастливилось узнать много интересного в ходе коротких бесед с ним с глазу на глаз.                                                     

После окончания рабфака в 1934 году Гриценко поступил в драматический техникум при Музыкально-драматическом институте имени Н. Лысенко, но его не закончил с забавной  формулировкой в документах, выданных лицедею: «За самовольный переход в Московский МХТ отчислен как дезертир учебы»...                                                                                   

Затем была школа при Центральном театре Красной Армии, а после её окончания и Вахтанговское училище, ныне театральный институт имени Б. Щукина.  После окончания театральной школы в 1940 году Гриценко приняли в труппу  театра имени Е. Вахтангова.                                                                                           

Там он прослужил почти до конца своей жизни, совершенствуя пластику, голоса, жесты, походки, взгляды, имея талант полного перевоплощения в того или иного героя....                                                                                           

Гриценко был артистом воистину Божьей милости. В этом я ещё раз убедился в День Рождества Христова, в этом году просматривая кинокомедию «Старинный водевиль». Очень ценил Гриценко и главный режиссёр театра Рубен Симонов. Он доверял Николаю Олимпиевичу роли во многих знаковых спектаклях. И, актёр поражал публику своим актёрским искусством с подвластным ему широким размахом от комического до трагического.                                                             

Особенно выделялась и вошла в золотой фонд театра его роль в спектакле «Идиот», где он гениально сыграл князя Мышкина.                                                                              

Об этом очень хорошо написано  в «Театральном календаре 1978 года», доставшимся мне по наследству из обширной  библиотеки родителей. Часто он играл и отрицательных персонажей,  глубоко, многогранно и достоверно.                                                  

Снимаясь в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны», Гриценко блестяще сыграл небольшую роль немецкого генерала, который едет в одном купе со Штирлицем. Его монолог – один из самых запоминающихся эпизодов фильма.                                                                             

8 декабря 1979 года, один из самых выдающихся актёров современности ушёл из жизни. Любая смерть нелепа, хотя бы из-за желания жить тех, кто её дыхание уже ощущает.                                                                                 

В любом случае, удручающая смерть  произошла, прежде всего, из-за огромной работы мозга в поиске самосовершенствования на нелёгком жизненном пути  знаменитого актёра.                                                                                                           

Скончался, в возрасте 67 лет человек, талантом которого я всегда восхищался,  по иронии судьбы в психиатрической больнице Москвы с диагнозом - деменция. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Позже рядом  была захоронена и его сестра Лидия Гриценко, народная артистка РСФСР. Под стать брату, она состоялась и как оперная певица, и  как актриса театра и кино. Трудилась в Московском драматическом театре имени К. Станиславского и в Московском драматическом театре имени А. Пушкина. Снялась более чем в 40 фильмах, из которых в двух вместе с братом. Участвовала в озвучивании мультфильмов и радиопередач... Умерла в одиночестве.                                                                                    

Но как бы там не было, вечная им память...                                                  

Леонид Коробко, заслуженный ветеран Хабаровского края, член Комитета Российского Союза ветеранов.