«Доктрина Герасимова», или почему Россия не отвечает на обстрелы городов
Правила спецоперации «Z»В 2013 году начальник Генерального штаба ВС России Валерий Герасимов опубликовал текст «Ценность науки в предвидении», в котором обрисовал контуры будущих военных конфликтов. Тогда мир живёт под впечатлением от «цветных революций», а меньше чем через год состоится очередной Майдан, который перевернёт всё с ног на голову. Тезисы, озвученные начальником Генштаба, . . . оказались настолько резонансными, что за рубежом статью сразу окрестили «доктриной Герасимова». Позже один из аналитиков – Марк Галеотти – даже извинился за создание нового термина. Вероятно, из-за того, что в материале начальник ГШ ВС России ведёт речь преимущественно об оборонительной стратегии. Например, об организации территориальной обороны есть такие слова: «Особую актуальность в современных конфликтах приобретает защита населения, объектов и коммуникаций от действий сил специальных операций противника в условиях возрастания масштабов их применения. Решение этой задачи предусматривается организацией и ведением территориальной обороны». С тех пор термин «доктрина Герасимова» прочно закрепился, а сам автор назначен главным идеологом военной стратегии России. Впрочем, было бы удивительно, если начальник Генштаба отстранился от создания столь серьёзного документа. «Ценность науки в предвидении» – это фактически настольная книга руководства СВО на Украине, которая отвечает на главные вопросы: почему армия до сих пор не «начала действовать всерьёз» и почему нет возмездия за варварские удары по городам России и Донбасса? Видение начальником Генштаба вооруженного конфликта из 2013 года удивительно совпадает с начальным этапом спецоперации на Украине. Среди основных отличий войны нового типа Герасимов выделял: начало военных действий группировкой войск мирного времени, высокоманевренный характер наступления, поражение критически важных объектов противника в короткие сроки, массированное применение высокоточного оружия и сил специальных операций, а также удары по врагу по всей глубине его территории. Внешний наблюдатель на все 100 % опознает по этим признакам российскую спецоперацию по денацификации и демилитаризации. Кстати, в концепции Герасимова вооруженные силы представляются не иначе как миротворческий контингент: «Кроме того, сложные и многоплановые задачи миротворчества, которые, возможно, придется решать регулярным войскам, подразумевают создание принципиально иной системы их подготовки. Ведь задача миротворческих сил состоит в том, чтобы развести конфликтующие стороны, защитить, спасти мирное население, содействовать снижению потенциала враждебности и наладить мирную жизнь». Но и это ещё не всё. Вооруженный конфликт нового типа должен сопровождаться массированной политической, экономической и дипломатической работой. Что мы также наблюдали вплоть до выхода наших войск из севера Украины, который был преподнесён как «жест доброй воли». Разработчики доктрины особое внимание уделяли работе с населением на вражеской территории, особенно с руководящим составом. К сожалению, в случае Украины приходится признать, что эта карта сыграла только в Херсонской и Запорожской областях. Во всех остальных регионах союзные силы столкнулись с достаточно организованным сопротивлением. Можно сказать, здесь националисты Украины начали всё всерьёз. Стоит обратить внимание, что в характеристике нового конфликта Герасимова нет ни слова о территории, которая в той или иной степени переходит под контроль российской армии. Все помнят, как осведомлённая общественность возмущалась отсутствию на освобождённых землях военно-гражданской администрации? Так вот, этот факт укладывался в концепцию вооруженного конфликта нового типа, обозначенного Валерием Герасимовым. Если земля и становится российской, то исключительно путём народного референдума. Надо отметить, что доктрина новой войны была успешно апробирована в 2014 году на примере бескровного возвращения Крыма и, значительно позже, военно-дипломатического урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Напомним, конфликт нового поколения – это строго координированная работа вооруженных сил, дипломатии, политиков и финансистов. Важно, что даже армии в этой истории не всегда отводится первая роль. Именно так – на первых этапах операции судьба Украины могла решиться далеко не на поле боя. Гибрид второго этапаО том, что доктрина дала сбой, стало ясно после вывода российской армии из северных областей Украины. Точкой невозврата стала инсценировка в Буче, когда армию ложно обвинили в военных преступлениях. Очевидно, в этот период военная машина российской армии стала разворачиваться на рельсы традиционного вооруженного конфликта. Казалось бы, игры с войнами нового «гибридного» типа закончились, настало время армии брать в руки бразды правления. Здесь уже не до дипломатического урегулирования, а политические аргументы из Кремля звучат уже в новой, гораздо более жёсткой риторике. Валерий Герасимов выделяет следующие отличительные признаки классического военного противостояния: стратегическое развертывание войск, фронтальное столкновение крупных группировок, поражение живой силы и огневых средств врага, последовательное овладение рубежами и районами с целью контроля территории, а также разгром противника и разрушение его экономического потенциала. Спецоперация «Z» на втором этапе сохранила один отличительный признак конфликта нового поколения – удары высокоточным оружием вглубь территории. Если следовать этой логике, Россия ещё не до конца осознала себя в рамках спецоперации в классическом понимании, и действия союзных сил сейчас словно в подвешенном состоянии. С одной стороны, о гибридном конфликте речь уже не идёт (дипломаты молчат – говорят пушки), с другой, и о полномасштабной войсковой операции пока говорить рано. Нет, конечно, на оперативно-тактическом уровне всё в порядке – националистов, как на первом этапе, никто не жалеет. В ход идут все калибры, начиная от 5,45-мм и заканчивая «Искандерами». На освобождённых территориях сформированы и функционируют военно-гражданские администрации. Но вот на стратегическом уровне Генеральный штаб, похоже, всё ещё действует по парадигмам «доктрины Герасимова». И здесь могут быть два объяснения, почему Россия не мстит за обстрелы мирных жителей Донбасса и России. Первое – удары по центрам принятия решений рассматриваются как последний козырь военно-политического руководства России. Конечно, последний козырь в рамках конвенционного ведения военных действий. Если так, то тогда время для ударов ещё не пришло. Второе объяснение – руководство страны всё ещё надеется вернуться к обсуждению нового мирного урегулирования. Естественно, на новых условиях, в которых, кроме демилитаризации и денацификации, фигурируют освобождённые территории уже в составе России. Ракетные удары по Банковой (офис Зеленского) и Воздухофлотской (Министерство обороны Украины) действительно могут обезглавить киевский режим. К чему это может привести? Вот здесь ситуация совершенно непредсказуемая – от полноценной гражданской войны на Украине до ввода «миротворческого» контингента НАТО. Можно сказать точно, Зеленский и его приспешники сейчас нужны России живыми. Прежде всего, они хорошо слушаются западных кукловодов, для которых наступают тяжёлые времена. Впереди зима, высокие цены на энергоносители и продовольственный кризис. Рано или поздно это вынудит спонсоров киевского режима надавить, и Зеленский подпишет мирное соглашение. А если не подпишет? На этот счёт очень прозрачно выразился Владимир Путин, когда сказал, что «Россия ещё ничего не начинала всерьёз на Украине». Кстати, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил для особо непонятливых: «Глава государства как раз апеллировал к тем заявлениям, которые звучат из западных стран и из Киева о том, что, дескать, Киев будет на поле боя двигаться вплоть до победы. Здесь Путин, таким образом, просто напомнил, что а) потенциалы совершенно несоизмеримы; б) потенциал России настолько велик в этом плане, что лишь незначительная его часть сейчас задействуется в ходе специальной военной операции».
Автор: Евгений Федоров
На фото: 1. Начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов. Источник: kremlin.ru 2. Один из украинских Центров принятия решений. Источник: dic.academic.ru
|