Ответ комсомольчанину
В редакцию пришло письмо Долгое время наблюдаю за развитием казачьих организаций в своем городе, смотрю и не понимаю, то ли казаки, то ли непонятно кто. Сам занимаю в вопросе о развитии казачества четкую позицию «ЗА», но, видимо, на местных казаков понятие «казачество» не распространяется. Знаю многих и не могу разобраться, кто из них кто: одни УКВ – и Североприамурский округ, и станица Атаманская, и хутор Славянский, другие из Хабаровского войска. А большинство просто говорят: «Я - казак, а к этим не пойду!» А на вопрос «почему?» – отвечают: «Смысла нет – опять вступил, а дальше ничего, одни атаманы и пустые разговоры. Попытался сам разобраться что к чему. Взял за основу положение, «что есть казак?» Прочитал: «служивый» - это раз, фермер – это два, и ужаснулся – не подходят под эти требования наши казаки. Сельским хозяйством даже для себя заниматься не хотят, в армии вообще мало кто служил, про пацанву казачью совсем забыли, никто ими не занимается. Короче зарегистрировались и сидят чего-то ждут. На фоне такого небытия хотел поинтересоваться: когда у нас хоть что-нибудь нормальное появится? Да и с самим казачьим войском непонятно, будет Амурское или нет. Таких как я в городе немного, но по-крайней мере нормальные, без завихрений по поводу внешней показухи, готовых делать дело, а не показывать, кто круче или кто главнее. Прошу отнестись с пониманием, жду ответа. С уважением Сокович Виталий Витальевич, г. Комсомольск-на-Амуре Отвечает Почетный атаман Амурского казачьего войска В.В. Крюков Такие письма приходят часто, отвечать на них довольно сложно, потому как постановочных вопросов уйма, проблемы острейшие, не решаемые за один присест. Основные вопросы сегодняшнего дня о казачестве можно разложить на две составляющие: политическую и экономическую. В сфере политической на первом месте стоит вопрос корректировки законодательных и нормативных актов о казачестве в соответствии с законами о местном самоуправлении. Это крайне необходимо, потому что основным звеном войскового общества, являются хуторские и станичные общины и только в них происходят и решаются все хозяйственные дела, вопросы воспитания молодежи, школы и православного обучения. К сожалению, проводимое вот уже 20 лет «сплошное» оказачивание, не дало должных результатов, потому что атаманы вновь созданных обществ, в основном занимаются количественным набором казаков. Казачьи станицы в местах компактного проживания казаков, т.е. по рекам Амур и Уссури в казачьи общины не привлекались. А ведь не случайно казачьи войска располагались по рекам. Размещение казаков по рекам, происходило независимо от границ губерний и волостей. Казачество соединяло всех в единое сообщество, надежнее и сильнее «вертикальной власти». Вопрос второй - это то, что власть сегодня имеет искаженное представление о казачестве, преподносимое «ставочными» атаманами. Представлять казаков в органах субъектов РФ непременно должны казаки по роду, выбранные высшей властью казаков – Кругом. Только тогда власть получит не искусственную поддержку бывших сотрудников МВД, по воле случая, ставших «казаками», а реальную поддержку казачьего населения. Вопрос третий - это, конечно же, государева служба, которую никак не обозначили законом. Но при этом искусственно разделили казаков на сотни враждующих между собой казачьих общин. Враждующих за что? При отсутствии законодательной государевой казачьей службы, единой программы и цели? За мифические льготы, бутафорские чины и незаработанные деньги налогоплательщика? А ведь выход есть. Президенту РФ изначально предлагалось утвердить территории, исторически существовавших казачьих войск. На этих территориях воссоздать исторически существовавшие до незаконных репрессий казачьи войска, объединяющие под единым началом всех казаков этой территории в единое казачье войско, в котором походный атаман ведет реестр идущих на госслужбу казаков. Сейчас это невозможно по одной простой причине: в уставы казачьих войсковых обществ введен пункт, который определяет – «казаком может быть любой гражданин РФ с 18 лет». Этот пункт категорически неприемлемый и неправильный. Казачок должен пройти начальную кадетскую подготовку, а с 14 лет в его призывном свидетельстве непременно должно быть указано: «казак» - и тогда в военкомате будут ориентированы на казаков. Сегодня этого нет, и получается, что военкомат не имеет на призыв казаков, а отсюда и казачьих подразделений. А ведь казаки, по обычаю, проходили двухлетнюю подготовку к службе в вооруженных силах и назывались «малолетками». Казак, прошедший кадетскую подготовку, затем как «малолеток», в вооруженных силах сразу становился отличным бойцом. Ведь недаром знаменитый русский полководец А.В. Суворов был влюблен в казачьи войска. Итог его сражений: 70 солдат неприятеля против одного у А.В. Суворова. Зачем же было ломать старую надежную систему казачьей подготовки на полупьяный контракт по западному образцу? «Русские, прусских всегда бивали, чему же у них учиться?» А вообще «государевой» службы для казаков, как для граждан РФ достаточно, важно к этому правильно подойти, а не делать из казаков скоморошье общество «мумба-юмба». Это граждане РФ!!! Не в меньшей степени на значительное снижение активности казачьих общин, играет бездумное вмешательство церкви в управление казачьими общинами. Это вопрос четвертый. Фактор Православия казачества очень значимый, фактор в высшей степени духовный, который любители водить пальцами, неосторожно перевели на рельсы голого администрирования. Мало того, что представители церкви далеки от казачьих обычаев и традиций, так еще и с уверенностью пытаются отдавать приказы атаманам, что только принижает их авторитет. Девиз: «С нами Бог и Атаман», не означает - с нами священник и атаман. И уж, не по этой ли причине, в казачество с каждым годом идет все меньше казаков, все меньше казаков в церкви? Здесь бы без гонору задуматься и тем и другим о казачьем и православном обучении. Священники обязаны обучаться казачьим обычаям и традициям, как казаки Православию. Без соответствующей аттестации не допускать к управлению ни тех, ни других. Может, в этом начинании и разумном согласии, можно будет достичь гармонии управления казачьими обществами? Вопрос пятый – наиважнейший, вопрос национальной идеи казачества. этническое самоопределение – очень болезненный вопрос. При его очередном обсуждении, необходимо не забывать, что сегодняшние казаки давно уже запутаны «казаководами»: кто есть кто? С каждым годом все новые казаки, в ура-патриотическом рвении убеждают всех, что только они правильные и нужные, при этом пытаются всех убедить в надуманных делах и проектах. Масла в огонь, да скорее не масла, а керосину, плещет пресса. По зову очередного «Грицька» бегут корреспонденты, а затем пишут чистый бред с элементами интервью этих самых «Грицианов», с маразматическими обвинениями противоположных общин. Вопросы взаимоотношений между казаками и Российским государством, на протяжении всей фундаментальной истории всегда были непростыми. Начиная с 14-15-16 по середину 17-го века, Русь рассматривала казаков как иностранный субъект и обменивалась с казаками послами. В Москве стояли посольские казачьи станицы. Конец 17-го века и по 19-ый век включительно казаки подверглись жесточайшей русификации, которая закончилась страшным, чудовищным геноцидом. Геноцидом, который на земле Святой Руси устроили евреи, стирая всеми средствами пропаганды устои и традиции казачества. В результате русификации казаки в своем большинстве признали себя русскими казаками, но и здесь, как говорится, попали «из огня- в полымя». Почитайте Людмилу Нарусову, основной девиз которой: «Русских нужно истребить». «Хуже русского нет никого в мире» и т.д. Конечно, казачество не вернуть в том виде, в котором оно существовало ранее, но можно сформировать казачество как Российское, как этнические казачьи общины граждан РФ. Не стану утверждать, что это неоспоримо, но и не вижу смысла в сепаратизме. Мне больше нравится заявление Президента Чеченской Республики Р. Кадырова о «русских чеченцах», именно после этого Республика получила мощный импульс развития. В этом случае государство должно прекратить разделение казаков на реестровых и общественных. Этот бред давно уже необходимо прекратить. Достаточно ретроспективно взглянуть на развитие и статус казачества с 90-х годов, до сегодняшних дней. Видим грустную картину, почти полную потерю обычаев и традиций казачества, неисполнение Федерального Закона «О реабилитации репрессированных народов» в редакции от 01.07.1993 года, мертвые указы в отношении казачества, невосприятие прав казаков, как граждан РФ, - сплошная бутафория и пиар. Из всего этого есть реальный выход, была бы на то политическая воля высшего руководства России. Сегодня, к сожалению, мы видим суррогат казачества, далекий от наших обычаев и традиций. В сфере экономической, казачество в массе своей, не имея экономического образования, пыталось воссоздать традиционные промыслы в фермерстве, рыбоводстве и рыболовстве, лесном хозяйстве. Не имея планового ведения хозяйства, при постоянных мелких придирках чиновничества казачий бизнес просто свели к нулю. Немаловажный фактор здесь сыграло администрирование в регистрации казачьих обществ, что не позволило создать маломальский парк войсковой собственности. В большинстве своем войсковая казачья собственность при непрерывной 20-ти летней перерегистрации была растащена «по карманам» околоказачьих дельцов. Кухонные рассуждения на тему: «А как дадут нам денег, то и мы попрем», - не оправдались, да и не должны были. С какого перепугу, налогоплательщик, такой же гражданин РФ, должен дарить казакам свои кровные? Мало ему нахлебников из числа чиновничества и силовиков? В самом начале мы наивно думали, что своими благими намерениями мы пробьем дорогу к чиновничеству и сможем реализовать свои права, но довольно скоро поняли: этого не произойдет. А всего-то надо было, поверить в казачество и расширить земли «Казачьего Присуда» вдоль границ. Полоса земли вдоль границы до 50 км шириной, дала бы казакам всё, от службы на этой самой границе до субъектов хозяйствования. Казак, воспитанный и выросший на границе, что может быть лучше этого? И государству резон, в десять раз дешевле иметь погрнаслужбу из казаков. Выросший на границе казак не пойдет в пополнение к городской безбашенной молодежи, не нахамит старшему и будет предан Государству до гробовой доски – ведь на границе его семья. В заключение хотел бы сказать, что сегодня просто необходимо вернуться к выполнению решений первого Круга казаков России, где четко заявлялось: 1. Возврат к обычаям и традициям казачества; 2. В единении наша сила. Эти первые постановочные задачи не выполнены. Без их выполнения нельзя было переходить к последующим задачам типа - реестр, госслужба и т.д. Но «стахановцы казачества» перепрыгнули через эти решения, быстро пробрались к кормушке, ни мало не смущаясь и не анализируя происходящее, прут к обещанным льготам, забыв о заповеди казачества: «Нет уз святее товарищества». Ситуация напоминает просьбу Н.С. Хрущева «увеличить квоты на расстрел», на которой И.В. Сталин написал: «Уймись, дурак!». Нет сегодня руки водителя, который мог так отреагировать на сумасбродство в казачьем управлении. |