«Секретная миссия» Леонида Брежнева в Калининград

Впервые с будущим главой государства СССР Л. И. Брежневым, который правил страной целых 18 лет, я встретился в конце лета 1960 года. В то время я был оперуполномоченным Особого отдела КГБ по 128-й минно-торпедной авиационной дивизии Балтийского флота, которая располагалась в поселке Чкаловск. Оперативно обслуживал 921-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк и авиационно-техническую базу, дислоцирующиеся на местном аэродроме.

В один из дней начальник Особого отдела дивизии подполковник Александр Харитонов пригласил меня в кабинет и поставил задачу: выехать на аэродром, встретить литерный самолет из Москвы и принять участие в обеспечении его подготовки к обратному вылету.

Литерными в то время считались самолеты, перевозившие высших руководителей страны. Роль работников КГБ при обеспечении литерных рейсов была определена в соответствующих инструкциях и мне была известна. Кто конкретно должен прилететь из Москвы Харитонов не сказал, а, возможно, в тот момент он и сам не знал.

В назначенное время я прибыл на аэродром и присоединился к группе встречающих, среди которых были представители партийных и советских органов города и области, командования флота и авиации, специалисты авиагарнизона Чкаловск. Вскоре на аэродроме приземлился серебристый пассажирский самолет Ил-14 с двумя поршневыми двигателями. После полной остановки и выключения двигателей, по трапу энергично спустился моложавый, одетый в приличный черный костюм, мужчина. Он был без головного убора, с пышной темной шевелюрой, с незабвенными и уникальными бровями. В нем нетрудно было узнать Леонида Брежнева, которого до этого приходилось видеть на фотографиях в газетах и журналах. После кратких рукопожатий литерный пассажир вместе с встречавшими его представителями властей и командования убыл в город.

Я и специалист авиатехнической базы представились командиру экипажа самолета и приступили к выполнению предписанных мер по подготовке воздушного судна к вылету.

Во-первых, по документам было проверено качество топлива, подлежащего дозаправке, взят образец его отстоя, опечатан и сдан на хранение на срок, пока самолет благополучно не выполнит контрольный облет и возвращение на аэродром вылета.

Во-вторых, после выполнения всего комплекса предполетной подготовки мне и представителю авиатехнической базы было предложено принять участие в контрольном облете самолета. Полет выполнялся в районе аэродрома в течение тридцати минут. Прошел он штатно и без каких-либо замечаний со стороны экипажа. О результатах подготовки и облета был составлен акт, который от имени органа КГБ мною подписан. Самолет был опечатан и сдан под охрану. На этом моя роль была завершена. В тот же день Леонид Ильич на этом самолете благополучно вернулся в Москву.

По просочившейся в то время информации секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев курировал вопросы военно-промышленного комплекса и прилетал в столицу Янтарного края с целью инспектирования мероприятий по размещению ракетных комплексов в области. Тогда как раз шел процесс перевооружения: авиация и флот тотально сокращались, а ракетные войска набирали силу. Многие специалисты авиации и флота откомандировывались, как тогда говорили, в «лес», осваивать новую технику.

Вскоре был расформирован и обслуживаемый мною авиационный полк, и мне тоже предстояло обрести «ракетное счастье». Однако мне предложили сдать дела другому работнику (который и убыл в «лес»), а меня перевели в 1-й сектор Особого отдела флота.

Это был один единственный случай, когда я так близко встречался с Леонидом Брежневым. А впервые в наш город секретарь ЦК КПСС по оборонной промышленности Леонид Ильич Брежнев прибыл во второй половине марта 1959 года с целью посещения закрытого завода № 820 (ныне «Янтарь»).

 

Александр КОСТЕНЕЦКИЙ, полковник в отставке

 

«Ветеран янтарных рубежей», №2 (20), март 2019г.

Газета ветеранов органов безопасности по Калининградской области