Кресты Камчатского Братства

(Государственный Архив Хабаровского Края. Фонд  И-0286,  опись 1,  дело 21,  лист 321)
16 ноября 1910.                         Крепость  Владивосток
№ 214.
§ 2.
Председатель Войскового Правления полковник Чернышев на основании §8 православнаго Камчатскаго братства с 14 сентября с. г. состоит пожизненно членом учредителем названнаго братства с правом ношения . . .

знака Братскаго Креста 2-й степени. Означенную перемену предписываю занести в послужной список полковника Чернышева.
Справка: отношение Камчатскаго православнаго Братства от 8-го ноября сего года №61.
                 Подписал: Временно исполняющий обязанности Наказнаго Атамана
                                                               Полковник Чернышев

(ГАХК Ф. И-0286,  оп.1,  д.21,  л.355)
23 декабря 1910 года                 Кр. Владивосток
№ 234
§ 15
Начальник Муравьевскаго участка Уссурийскаго казачьяго войска есаул Петрушевский на основании §8 устава православнаго Камчатскаго братства с 18-го ноября 1910 года состоит членом названнаго братства с правом ношения Братскаго креста 2-й степени. Означенную перемену предписываю занести в послужной список есаула Петрушевскаго
Справка: отношение Камчатскаго православнаго Братства от 13-го декабря 1910 года за №111.
                 Подписал: Вр. и. об. Наказнаго Атамана
                                                               Генерал-Майор Чернышев

(ГАХК Ф. И-0286,  оп.1,  д.36,  л.292об.)
24 декабря 1914 года                   Кр. Владивосток
№1038
Полтавский станичный атаман нестроевой старшаго разряда Василий Шереметьев и казак станицы Полтавской Василий Евсеев на основании § 11 устава православнаго Камчатскаго братства избраны действительными членами Братства с правом ношения ВЫСОЧАЙШЕ утвержденнаго Братскаго креста 4-й степени. Означенную перемену предписываю внести в послужные списки означенных лиц.
Справка: отношение Православнаго Камчатскаго братства от 27-го ноября 1914 года за №№ 1280 и 1281.
                 Подписал: Вр. и. об. Наказнаго Атамана
                                                              Полковник Крузе

(ГАХК Ф. И-0286,  оп.1,  д.5,  лл.291, 291об.)
4 декабря 1915 года                      Кр.Владивосток
№1239
Управляющему войсковым конным заводом ввереннаго мне войска войсковому старшине Федосееву разрешено в 21 день октября сего года принять и носить пожалованный ему крест православнаго Камчатскаго братства 2-й степени.
Справка: отношение Начальника Штаба Приамурскаго военнаго округа от 24 ноября.

Подписал: Вр. и. об. Наказнаго Атамана
                                                              Полковник Крузе.

Непонятные приказы по Уссурийскому казачьему войску, непонятные Высочайше утвержденные  Братские кресты, которые заносятся в послужной список офицеров и рядовых казаков. Заинтересовало до свербения в одном месте. Почему я об этом слышу впервые, что за история за этим скрывается?

Николай Александрович Анисимов родился в городе Вятка 9/22 ноября 1885 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», и с раннего детства отличался глубокой религиозностью. После окончания реального училища он обучался на миссионерских курсах при Казанской духовной академии.

В 1907 году по влечению души и воле Божией, получив благословение праведного Иоанна Кронштадтского, Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестор в честь Святого преподобного Нестора Летописца. Шестого мая того же года возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи.

2 июня 1907 года отец Нестор отправляется на Камчатку  настоятелем Спасского храма в городе Гижигинск Приморской области, центре Гижигинского уезда. Сейчас это Магаданская область, а сам город был заброшен в конце 20-х годов, жители перебрались в село Гижигу. Самые, что ни на есть, бебеня собачьи, куда и в самом деле можно было добраться только на собаках.

Приехавший на Камчатку в качестве миссионера Корякской походной миссии, о. Нестор, неся слово Божие местному населению, побывал во многих поселениях. Проведя первую камчатскую зиму в непрерывных разъездах, а также став свидетелем мощного наводнения в Гижигинском уезде (1907 г.), которое обрекло его население на голодную смерть.  Тогда водой смыло жилища, скарб и утварь, запасы пищи и корм собакам, юный миссионер (ему не исполнилось еще и 22 лет) понял, что его миссия не будет выполнена, если Камчатке не оказать экстренной централизованной помощи со стороны государства, общества и Церкви.

Отец Нестор задумался о  создании общественной благотворительной организации – Камчатское Православное братство. Он разработал широкую программу деятельности и Устав Братства. Целью Братства было оказание успешного распространения православной веры во Владивостокско-Камчатской епархии среди тунгусов, коряков, чукчей и других коренных народов, просвещение их в духе православной веры, развитие культурных условий, необходимых для развития и процветания края. С самого начала своей работы он увидел, в какой беспросветной нужде пребывает население, понял, что одна лишь церковь не сможет облегчить бедственное положение людей. Священник обратился к архиепископу Владивостокскому Евсевию с предложением создать общественную благотворительную организацию – Камчатское Православное братство во имя Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса. Целью организации было привлечение внимание императора, высших государственных органов России, всего российского общества к тяжелейшему положению жителей Камчатки и оказания им помощи. Владыка Евсевий горячо поддержал идею своего подчиненного и одобрил проект Устава Братства. Но Священный Синод был резко против этого начинания. Правда, Синод не понял, что связался с человеком, который  за свои идеи, за Веру готов лбом прошибить любую стену.

Отец Нестор смог выйти на Императора и объяснить цели и задачи Братства, тем самым получил одобрение царской семьи. Император и его семья стали главным гарантом успеха в создании Братства и его гуманитарных дел.  Николай II ознакомился с Уставом Камчатского православного братства, изучил эскизы орденов, лично поправил орден I степени, на всех знаках (четырех степеней) разрешил разместить вензельные знаки императорской власти. Более того, разрешил их носить офицерам на парадном мундире, рекомендовал Святейшему Синоду утвердить представленные документы. Крест был утвержден одновременно с Уставом общества в 1910 г. Вручался он за полезную для Камчатского братства деятельность и/или пожертвования Братству. Крест имел четыре степени. 1-я и 2-я – золотые, 3-я и 4-я – серебряные. Но во всех случаях основным элементом награды был равноконечный четырехчастный крест с наложенным на него изображением главы Христа Спасителя на белом поле в обрамлении тернового венца. Изображения выполнены эмалью. Крест носился на левой стороне груди после орденских знаков и медалей на трехцветной ленте. Списки награжденных Братским крестом ежегодно публиковались во «Владивостокских епархиальных ведомостях».
24 апреля 1910 года Устав Камчатского Православного братства был утвержден Указом Святейшего синода.

Руководство деятельностью Братства осуществлял Совет при Успенском кафедральном соборе во Владивостоке, в который входили иеромонах Нестор и другие представители священства епархии, чиновники и интеллигенция Владивостока.

С 1911 года высочайшим покровителем Братства стал наследник престола Алексей Николаевич.

Церемонию учреждения братства возглавил архиепископ Евсевий. Председателем совета братства был избран протоиерей Владивостокского кафедрального собора А. Муравьев; его членами — протоиерей Н. Чистяков, камчадал-протоиерей И. Коноплев, начальница женской гимназии А. Г. Кравцова и другие, в том числе офицеры и рядовые казаки Уссурийского казачьего войска.

Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки, иеромонах Нестор перевёл на них Божественную литургию, частично Евангелие и избранные молитвы. Лечил и обучал грамоте местных жителей, прививал им навыки гигиены. Написал «Молитву на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей», утверждённую Святейшим Синодом в 1910 году. На призыв помочь коренному населению Камчатки откликнулись не только в Москве и Санкт-Петербурге: филиалы Братства открылись во многих городах России. Отлаженная система работы филиалов Братства позволяла пополнять постоянно растущие потребности Камчатской миссии. Из разных городов и весей поступали деньги, книги, учебники, иконы и лекарства. Собранные лекарства, одежда, предметы личной гигиены, книги, учебники и школьные принадлежности, иконы и облачения для камчатских церквей послужили налаживанию широкой духовно-просветительской работы, а само Братство превратилось в особое культурное явление в регионе. Деятельность Церкви по улучшению религиозно-просветительской и церковно-приходской жизни в регионе заметно усилилась после основания Камчатского православного братства. В течение пяти лет, с 1910 по 1915 год, Камчатское братство построило 7 новых церквей, несколько часовен, 8 новых школ. Всего к 1918 году на Камчатке, благодаря этим энергичным действиям братства, заработали 35 церквей, 8 часовен (большинство с престолами) и 42 школы. Дети камчадалов, эвенов и коряков обучались в них не только русской грамоте, но и ремеслам, которые обеспечивали их материально по окончании школы. Коренное население получало через Братство бесплатные лекарства и квалифицированную медицинскую помощь.

Сбор денежных средств для Камчатского Православного братства проводился по подписным листам от частных лиц. Совет Братства получил разрешение на установку кружек для сбора пожертвований в церквах Владивостокско-Камчатской епархии. Принимались пожертвования и в виде одежды, белья и других вещей для беднейших жителей Камчатки. По распоряжению Императора Николая II для бесплатной перевозки благотворительных грузов из столиц (Северной и Первопрестольной) до станции Владивосток был выделен специальный грузовой железнодорожный вагон. Пароходы Добровольного флота бесплатно перевозили по 100 пудов благотворительного груза.

За эту работу отец Нестор в 1913 году был возведён в сан игумена.

После начала Мировой войны 1914 года отец Нестор организовал санитарный отряд «Первая помощь под огнём врага». В составе лейб-гвардии драгунского полка он верхом на коне сопровождал воинов в кавалерийских атаках, лично выносил с поля боя раненых, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазарет. За пастырское милосердие, исключительное бесстрашие и отвагу игумен Нестор был удостоен высшей военной награды для духовенства – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также орденов Святой Анны II и III степеней, Святого Владимира IV степени. Все ордена с мечами, за участие в атаках.

В конце 1915 года отец Нестор был отозван с фронта, возведён в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке. После Гражданской войны он эмигрировал в Китай. Поддержал избрание Патриарха Русской Православной Церкви, но с  1948 по 10 января 1956 года отбывал срок в Дубровлаге (пос. Явас, Мордовская АССР). Скончался владыка Нестор 22 октября /4 ноября/ 1962 года в Москве в день празднования Казанской иконы Божией Матери. При отпевании разрешительную молитву над почившим архипастырем прочитал Святейший Патриарх Алексий I. Похоронили Владыку в ограде Спасо-Преображенского храма Патриаршего Подворья в Переделкино. Такая вот история.

 

Автор Сергей Косяченко

 

На фото:

1. Нестор Анисимов

2. село Гижига

3. Кресты православного Камчатского братства 1 – 4 степеней

4-6. Крест православного Камчатского братства 3-ей степени

7. Владивостокский штаб крепости

8. Иеромонах Нестор

9. Резиденция наказного атамана Уссурийского казачьего войска, Владивосток