Кресты Камчатского Братства
(Государственный Архив Хабаровского Края. Фонд И-0286, опись 1, дело 21, лист 321)
знака Братскаго Креста 2-й степени. Означенную перемену предписываю занести в послужной список полковника Чернышева. (ГАХК Ф. И-0286, оп.1, д.21, л.355) (ГАХК Ф. И-0286, оп.1, д.36, л.292об.) (ГАХК Ф. И-0286, оп.1, д.5, лл.291, 291об.)
Подписал: Вр. и. об. Наказнаго Атамана Непонятные приказы по Уссурийскому казачьему войску, непонятные Высочайше утвержденные Братские кресты, которые заносятся в послужной список офицеров и рядовых казаков. Заинтересовало до свербения в одном месте. Почему я об этом слышу впервые, что за история за этим скрывается? Николай Александрович Анисимов родился в городе Вятка 9/22 ноября 1885 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», и с раннего детства отличался глубокой религиозностью. После окончания реального училища он обучался на миссионерских курсах при Казанской духовной академии. В 1907 году по влечению души и воле Божией, получив благословение праведного Иоанна Кронштадтского, Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестор в честь Святого преподобного Нестора Летописца. Шестого мая того же года возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи. 2 июня 1907 года отец Нестор отправляется на Камчатку настоятелем Спасского храма в городе Гижигинск Приморской области, центре Гижигинского уезда. Сейчас это Магаданская область, а сам город был заброшен в конце 20-х годов, жители перебрались в село Гижигу. Самые, что ни на есть, бебеня собачьи, куда и в самом деле можно было добраться только на собаках. Приехавший на Камчатку в качестве миссионера Корякской походной миссии, о. Нестор, неся слово Божие местному населению, побывал во многих поселениях. Проведя первую камчатскую зиму в непрерывных разъездах, а также став свидетелем мощного наводнения в Гижигинском уезде (1907 г.), которое обрекло его население на голодную смерть. Тогда водой смыло жилища, скарб и утварь, запасы пищи и корм собакам, юный миссионер (ему не исполнилось еще и 22 лет) понял, что его миссия не будет выполнена, если Камчатке не оказать экстренной централизованной помощи со стороны государства, общества и Церкви. Отец Нестор задумался о создании общественной благотворительной организации – Камчатское Православное братство. Он разработал широкую программу деятельности и Устав Братства. Целью Братства было оказание успешного распространения православной веры во Владивостокско-Камчатской епархии среди тунгусов, коряков, чукчей и других коренных народов, просвещение их в духе православной веры, развитие культурных условий, необходимых для развития и процветания края. С самого начала своей работы он увидел, в какой беспросветной нужде пребывает население, понял, что одна лишь церковь не сможет облегчить бедственное положение людей. Священник обратился к архиепископу Владивостокскому Евсевию с предложением создать общественную благотворительную организацию – Камчатское Православное братство во имя Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса. Целью организации было привлечение внимание императора, высших государственных органов России, всего российского общества к тяжелейшему положению жителей Камчатки и оказания им помощи. Владыка Евсевий горячо поддержал идею своего подчиненного и одобрил проект Устава Братства. Но Священный Синод был резко против этого начинания. Правда, Синод не понял, что связался с человеком, который за свои идеи, за Веру готов лбом прошибить любую стену.
Отец Нестор смог выйти на Императора и объяснить цели и задачи Братства, тем самым получил одобрение царской семьи. Император и его семья стали главным гарантом успеха в создании Братства и его гуманитарных дел. Николай II ознакомился с Уставом Камчатского православного братства, изучил эскизы орденов, лично поправил орден I степени, на всех знаках (четырех степеней) разрешил разместить вензельные знаки императорской власти. Более того, разрешил их носить офицерам на парадном мундире, рекомендовал Святейшему Синоду утвердить представленные документы. Крест был утвержден одновременно с Уставом общества в 1910 г. Вручался он за полезную для Камчатского братства деятельность и/или пожертвования Братству. Крест имел четыре степени. 1-я и 2-я – золотые, 3-я и 4-я – серебряные. Но во всех случаях основным элементом награды был равноконечный четырехчастный крест с наложенным на него изображением главы Христа Спасителя на белом поле в обрамлении тернового венца. Изображения выполнены эмалью. Крест носился на левой стороне груди после орденских знаков и медалей на трехцветной ленте. Списки награжденных Братским крестом ежегодно публиковались во «Владивостокских епархиальных ведомостях». Руководство деятельностью Братства осуществлял Совет при Успенском кафедральном соборе во Владивостоке, в который входили иеромонах Нестор и другие представители священства епархии, чиновники и интеллигенция Владивостока. С 1911 года высочайшим покровителем Братства стал наследник престола Алексей Николаевич. Церемонию учреждения братства возглавил архиепископ Евсевий. Председателем совета братства был избран протоиерей Владивостокского кафедрального собора А. Муравьев; его членами — протоиерей Н. Чистяков, камчадал-протоиерей И. Коноплев, начальница женской гимназии А. Г. Кравцова и другие, в том числе офицеры и рядовые казаки Уссурийского казачьего войска. Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки, иеромонах Нестор перевёл на них Божественную литургию, частично Евангелие и избранные молитвы. Лечил и обучал грамоте местных жителей, прививал им навыки гигиены. Написал «Молитву на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей», утверждённую Святейшим Синодом в 1910 году. На призыв помочь коренному населению Камчатки откликнулись не только в Москве и Санкт-Петербурге: филиалы Братства открылись во многих городах России. Отлаженная система работы филиалов Братства позволяла пополнять постоянно растущие потребности Камчатской миссии. Из разных городов и весей поступали деньги, книги, учебники, иконы и лекарства. Собранные лекарства, одежда, предметы личной гигиены, книги, учебники и школьные принадлежности, иконы и облачения для камчатских церквей послужили налаживанию широкой духовно-просветительской работы, а само Братство превратилось в особое культурное явление в регионе. Деятельность Церкви по улучшению религиозно-просветительской и церковно-приходской жизни в регионе заметно усилилась после основания Камчатского православного братства. В течение пяти лет, с 1910 по 1915 год, Камчатское братство построило 7 новых церквей, несколько часовен, 8 новых школ. Всего к 1918 году на Камчатке, благодаря этим энергичным действиям братства, заработали 35 церквей, 8 часовен (большинство с престолами) и 42 школы. Дети камчадалов, эвенов и коряков обучались в них не только русской грамоте, но и ремеслам, которые обеспечивали их материально по окончании школы. Коренное население получало через Братство бесплатные лекарства и квалифицированную медицинскую помощь. Сбор денежных средств для Камчатского Православного братства проводился по подписным листам от частных лиц. Совет Братства получил разрешение на установку кружек для сбора пожертвований в церквах Владивостокско-Камчатской епархии. Принимались пожертвования и в виде одежды, белья и других вещей для беднейших жителей Камчатки. По распоряжению Императора Николая II для бесплатной перевозки благотворительных грузов из столиц (Северной и Первопрестольной) до станции Владивосток был выделен специальный грузовой железнодорожный вагон. Пароходы Добровольного флота бесплатно перевозили по 100 пудов благотворительного груза. За эту работу отец Нестор в 1913 году был возведён в сан игумена. После начала Мировой войны 1914 года отец Нестор организовал санитарный отряд «Первая помощь под огнём врага». В составе лейб-гвардии драгунского полка он верхом на коне сопровождал воинов в кавалерийских атаках, лично выносил с поля боя раненых, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазарет. За пастырское милосердие, исключительное бесстрашие и отвагу игумен Нестор был удостоен высшей военной награды для духовенства – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также орденов Святой Анны II и III степеней, Святого Владимира IV степени. Все ордена с мечами, за участие в атаках. В конце 1915 года отец Нестор был отозван с фронта, возведён в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке. После Гражданской войны он эмигрировал в Китай. Поддержал избрание Патриарха Русской Православной Церкви, но с 1948 по 10 января 1956 года отбывал срок в Дубровлаге (пос. Явас, Мордовская АССР). Скончался владыка Нестор 22 октября /4 ноября/ 1962 года в Москве в день празднования Казанской иконы Божией Матери. При отпевании разрешительную молитву над почившим архипастырем прочитал Святейший Патриарх Алексий I. Похоронили Владыку в ограде Спасо-Преображенского храма Патриаршего Подворья в Переделкино. Такая вот история.
Автор Сергей Косяченко
На фото: 1. Нестор Анисимов 2. село Гижига 3. Кресты православного Камчатского братства 1 – 4 степеней 4-6. Крест православного Камчатского братства 3-ей степени 7. Владивостокский штаб крепости 8. Иеромонах Нестор 9. Резиденция наказного атамана Уссурийского казачьего войска, Владивосток |