Имена-то какие!
В Хабаровске, 6 декабря 2016 года в Дальневосточной государственной научной библиотеке (ДВГНБ) состоялась премьера документального фильма «Крылья Родины» о последнем спасателе челюскинцев - летчике Александре Светогорове (1904-1935), который восемьдесят лет не был захоронен. Автор фильма - руководитель студии документальных и документально-исторических фильмов «ТПН», член Русского географического общества (РГО), хабаровчанин Александр Ничиков рассказал, как пришлось объехать всю страну, в поисках материалов о забытом всеми летчике Светогорове. А нашелся он в кинохронике оператора Аркадия Шафрана, который единственный в 1934 году, кому удалось заснять спасения челюскинцев со льдины. Аркадий Шафран и Марк Трояновский - два оператора - участники экспедиции на пароходе «Челюскин», но последний, дабы спасти уже отснятый материал, 3 октября 1933 года, когда корабль сковал битый лед, вместе с приехавшими чукчами на собачьих упряжках - отправился на «большую землю» - в село Нутэпэльмен Чукотского моря (с ним уехал и поэт Илья Сельвинский), а затем в с. Ванкарем. В фильме «Крылья Родины» представлена документальная хроника челюскинцев в Арктике, где в кадре, случайно, на заднем плане, оказался летчик Светогоров. С этих двух кадров и «закрутился» весь фильм о жизни и судьбе не только Светогорова, но и других его коллег-летчиков - первооткрывателей летного дела на Дальнем Востоке. Документальный фильм «Крылья Родины» снимался в Хабаровске, Москве, Санкт- Петербурге, а также на Чукотке, в бухте Провидения, где 13 октября с.г. в память о подвиге Александра Светогорова (он доставил в п. Провидения - основную точку сбора зимовщиков - 29 пассажиров и членов экипажа затонувшего парохода «Челюскин»), на здании аэропорта установлена мемориальная доска. - Большую поисковую работу по увековечиванию памяти Светогорова и других полярных летчиков проделали председатель общественного совета по сохранению исторического наследия Геннадий Басюк и журналист Константин Пронякин, - рассказывает автор картины Александр Ничиков. - Создание фильма - инициатива снизу, а местные власти остались в стороне. К сожалению... Впервые в фильме рассказано о роли командира Чукотской авиагруппы (базирование на мысе Северный и в Уэлене) Федора Куканова, который по праву должен был стать Героем Советского Союза № 1. Ведь за пять месяцев до спасения челюскинцев, он на единственном самолете JuG-1 (ЮГ-1 - Юнкерс грузовой/Гигант) «СССР-Н4» за 13 рейсов спас 93 человека с вмерзших в лед пароходов Колымской экспедиции (у мыса Шелагского зимовали суда Наркомвода: «Север», «Анадырь» и «Хабаровск», на которых были заключенные - рабочие Дальстроя). Куканов доставил пассажиров на мыс Северный (ныне Отто Шмидта) и в Уэлен. Тогда, успешная операция эвакуации заключенных Дальстроя по воздуху - стала главным аргументом при выборе из разных вариантов спасения челюскинцев - именно самолетами. Федор Куканов, а не Анатолий Ляпидевский первым обнаружил пароход «Челюскин» и приводнился еще 15 сентября 1933 года, когда тот пытался идти через тяжелые льды по Восточно-Сибирскому морю. Но руководитель экспедиции Отто Шмидт слетал на самолете с Кукановым лишь на остров Врангеля и... отпустил машину, уверенный, что пройдет льды и прорвется через Чукотское море в Берингов пролив. Поспешив, капитан «Челюскина» Владимир Воронин пошел по битому льду, оставив позади, в районе острова Колючин в Чукотском море, два парохода «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт», а те, войдя в дрейф, уже 9 ноября, вместе со льдами, проскочили Берингов пролив и вошли в теплую и спокойную бухту Провидения. А «Челюскин» вмерз в ледовом поле... Поэт Феликс Чуев в стихотворении первому Герою Советского Союза Ляпидевскому от его имени написал: «И, когда за него прозвучали стаканы:/ «Каюсь, хлопцы, не я, - / он вздохнул тяжело, - / самым первым героем был Федя Куканов. / Должен быть. И не стал. Просто не повезло. / Валька Чкалов... Байдук...» - / (Имена-то какие!) / Но о самых о первых - что знаем о них? / И подумалось мне о богатстве России, / у которой на все достает запасных» («Ляпидевский», 1965 г.). Через два месяца после решения о награждении челюскинцев и их спасателей, «за выдающееся участие в организации и проведении спасения челюскинцев и сохранении научных материалов экспедиции» Куканова все же наградили хотя бы орденом Красной Звезды, а вот Светогорова орден обошел стороной. Представление на награду вернулось обратно... Напомним, летчик Александр Светогоров, разбился в тайге Николаевского района Хабаровского края 25 июня 1935 года, а захоронен в братской могиле на Аллее памяти Матвеевского кладбища Хабаровска только через восемьдесят лет - 25 июня 2016 года. Фильм «Крылья Родины» идет 50 минут и заканчивается на лирической ноте, в кадре появляются боевые самолеты 11-й армии ВВС и ПВО (штаб-квартира в Хабаровске) - сегодняшняя мощь Воздушно-космических сил РФ, основу которым заложили летчики 30-х.
Анатолий Седов Хабаровск
P.S. Ни в одном документе нет сведений, что в свой последний трагический полет 26 июня 1935 года Александр Светогоров на самолете «Савоя С.55П» перевозил с Сахалина в Хабаровск деньги - крупную сумму, якобы, до 1 млн рублей. Это был обычный почтово- пассажирский рейс, когда мешки с корреспонденцией, а в Александровске-на-Сахалине (тогдашней столице острова, вторая половина была за Японией) загрузили 157 кг почты, могли принять за мешки с деньгами. Отсюда и пошли разные слухи, дошедшие до наших дней... Что касается двух пассажиров - латышей Корнышена и Медниса - значившихся «инструкторами НКВД», и, якобы, сопровождавшими деньги, то никаких инструкторов в структуре НКВД не было, а вот в погранвойсках - были. Пограничники, как тогда входили в ОГПУ-НКВД, так и теперь, входят в ФСБ. Согласитесь, пограничника нельзя назвать фээсбэшником. Дальневосточный пограничный округ в 1935 году кроме охраны сухопутной границы с Китаем, также нес охрану советской половины острова Сахалина. И пограничники Корнышен и Меднис тогда летели в Хабаровск в командировку или отпуск.
Константин Пронякин Хабаровск
На фото: 1. Куканов -15 сентября 1933г. у парохода Челюскин 2. Куканов. 1934 год 3. Ничиков 4. Светогоров |