Из Хабаровска в Арктику

Как специалисты инженерно-авиационной службы обеспечивают безопасность полетов в регионе.

В гражданской авиации в Хабаровском крае трудятся десятки авиационных специалистов - инженеров, техников, механиков, ученых и работников других специальностей, которых уже много лет объединяет аббревиатура ИАС - инженерно-авиационная служба. Без нее самолеты бы сегодня не летали! Работает ИАС уже 70 лет.

Стать инженером

Начальник Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Тараненко констатирует: нормальное функционирование воздушного транспорта невозможно без системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники - важнейшего фактора поддержания летной годности воздушных судов.

- С прошедшими преобразованиями в стране объединенные авиаотряды перестали существовать как крупные подразделения, появились независимые авиационные предприятия и организации гражданской авиации, - объясняет Сергей Тараненко. - Тем не менее, неизменным осталась инженерно-авиационная служба, способная обеспечить летную годность любых воздушных судов в самых сложных климатических условиях.

В настоящее время авиационные компании, находящиеся на территории деятельности Дальневосточного МТУ Росавиации (Хабаровский и Приморский края, Сахалинская и Амурская области), участвуют в проектах «Сахалин-1», «Сахалин-2», обеспечении работы арктических экспедиций. Без участия специалистов инженерно-авиационной службы  выполнение всех этих полетов было бы невозможно.

Опыт работы хабаровских, сахалинских, приморских, амурских инженеров и техников в различных авиапредприятиях востребован и в развитии авиационной отрасли. Большой потенциал сосредоточен в учебных заведениях, которые обучают будущих авиационных техников и инженеров.

- Дальневосточные авиационные компании сегодня имеют потребность обучения специалистов именно в Дальневосточном регионе, - продолжает Сергей Тараненко. - И эту задачу выполняет бывший Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала (работает с 1934 года), ныне реорганизованный в Хабаровский филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Учебный центр авиакомпании «Аврора» имеет программы на широкий спектр типов воздушных судов для обучения авиационных специалистов. Будущие авиационные инженеры и техники теперь могут получать первоначальное обучение и на базе Дальневосточного федерального университета во Владивостоке.

Люди, техника, организация

 Сергей Тараненко считает, что если взять специальности, существующие в авиации, наверное, самый тяжелый физически, при этом очень ответственный, конечно же, труд специалистов инженерно-авиационной службы.

Как-то министр гражданской авиации СССР, Главный маршал авиации Борис Бугаев говорил: «Гражданская авиация - это неразрывная триада: люди, техника, организация».

И действительно, контроль за сохранением летной годности и обеспечением безопасности полетов воздушных судов на всех стадиях их жизненного цикла является основной целью отдела поддержания летной годности воздушных судов.

Передают свой опыт и ветераны инженерно-авиационных служб гражданской авиации. Они ведь первыми осваивали техническое обслуживание авиационной техники, создавали наземную инфраструктуру.

А отправной точкой формирования Хабаровского аэропорта в месте нынешнего базирования является август 1953 года, когда начальник Дальневосточного территориального управления ГВФ Борис Езерский перерезал ленту, и бетонная взлетно-посадочная полоса Хабаровского аэропорта приняла первые пассажирские самолеты.

Удачное географическое положение Хабаровского аэропорта и благоприятные погодные условия с точки зрения обеспечения регулярности полетов позволили создать в Хабаровске аэропорт, который сейчас назвали модным словом ХАБ. А тогда самолеты Первого Хабаровского объединенного авиаотряда (ОАО «Дальавиа») - на маршрутах малой протяженности  Ил-14, Ан-24, средней протяженности  Ту-154 и дальнемагистральных  Ил-18, Ил-62, Ту-214 - соединили воздушными линиями дальневосточные аэропорты со всеми регионами страны.

Именно эта широкая линейка типов воздушных судов и определила необходимость создания в Хабаровске не просто инженерно-авиационной службы, а полноценного Центра технического обслуживания воздушных судов в 850 человек, способного выполнять все виды регламентных работ на собственном парке воздушных судов и оказывать помощь дальневосточным коллегам. Два авиационных ангара позволяли выполнять трудоемкие регламентные работы по техническому обслуживанию одновременно  трех самолетов Ан-24 и двух самолетов типа Ил-62. На 73 стоянках выполнялось оперативное обслуживание 30 собственных воздушных судов и самолетов других авиакомпаний, выполняющих регулярные полеты в Хабаровский аэропорт.

- Я вспоминаю только добром руководителей и специалистов, которые в последние десятилетия возглавляли на Дальнем Востоке инженерно-авиационную службу, - рассказывает Сергей Тараненко. - Они совершенствовали службу, превозмогая нечеловеческие климатические и бытовые условия. Передавали своим последователям бесценный, нажитый практикой опыт. Учили молодежь и прививали любовь к своей профессии. Ведь инженерно-авиационная служба - это, прежде всего, люди, беззаветно преданные авиации, выбравшие своей судьбой работу тяжелую, работу во всех уголках нашей страны, работу, связанную с подготовкой воздушных судов к полетам. Это люди, которые провожают в небо самолеты, вертолеты, экипажи, а потом ждут их возвращения, чтобы готовить к следующим вылетам.

 

Подготовил Константин ПРОНЯКИН

«Приамурские ведомости», №31-2020

 

Поздравление

Дорогие ветераны инженерно-авиационной службы (ИАС) Гражданской авиации России, руководители, инженеры, техники, механики, обслуживающий и вспомогательный персонал! От всей души поздравляю с 70-летним юбилеем ИАС. Желаю крепкого здоровья, долголетия, благополучия, удачи и новых творческих успехов.

Сергей Тараненко, начальник Дальневосточного МТУ Росавиации,заслуженный работник транспорта РФ.

 

Справка

В 1924 году была организована первая Центральная авиаремонтная база (ЦАРБ) Московского управления воздушных линий. Таким образом, кроме текущего обслуживания был организован и ремонт самолетов.

В начале 30-х гг. произошло разделение обслуживания самолетов на «оперативное» и «техническое». Крупный ремонт авиационной техники закрепили за узловыми мастерскими, а производство всех видов текущего ремонта было возложено на линейные мастерские.

С поступлением на эксплуатацию новых типов воздушных судов возникла необходимость создания новых структурных подразделений - линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских (ЛЭРМ) с цеховым делением, где выполнялись работы по всем формам технического обслуживания воздушных судов. Впервые появилась возможность создать более мощную техническую базу для выполнения регламентных работ: лабораторию по спецоборудованию, ремонтные цеха, цеха по смене двигателей и выполнению трудоемких процессов ремонта, вспомогательные производства. ЛЭРМ в дальнейшем были преобразованы в авиационно-технические базы (АТБ).

Началом же формирования современного облика инженерно-авиационной службы гражданской авиации считается введение в действие «Наставления по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР» (НИАС ГА-50, приказ начальника ГУ ГВФ СССР № 181 от 21.08.1950). Во всех авиатранспортных подразделениях и аэропортах была упорядочена работа инженерно-авиационных служб (ИАС).

Инженерно-авиационную службу в Дальневосточном МТУ Росавиации в разное время возглавляли Г.И. Мартынов, В.В. Моренко, К.К. Федорович, в настоящее время - А.Н. Крысенко.