А когда "не рано"?

С какого возраста нужно или можно прививать молодежи чувство любви к Родине? Так можно сформулировать вопрос, всё чаще звучащий в нашем обществе.

Не раз мне приходилось участвовать в дискуссиях на эту тему, где моими собеседниками, а порой и горячими спорщиками, становились люди разного рода деятельности и взглядов.

Если честно, не всегда мне понятны высказывания некоторых сердобольных мамаш, которые уже заранее против всего и всех, когда дело касается того, что их "онжеребёнок", помимо того, что их любимое чадо еще и гражданин великой страны.

Зная о том, что представители ветеранских организаций  частые гости в учебных заведениях нашего города, где ведут большую патриотическую работу, данные родители, не удосужившись даже уточнить формат подачи материала детской или подростковой аудитории, поднимают дикий вой, где нередко можно услышать высказывания:

Для чего мужики в форме военной в школе?

Не позволим делать из наших детей солдат!

Зачем их растить в жестокости(?)!

Мы и так всему миру угрожаем, зачем и детей в этой атмосфере растить?

Не скрою, много времени приходится тратить на беседы и патриотическое воспитание таковых мам, а иногда и пап. Да, наше поколение, выросшее в иной системе ценностей, уже в разряд дедушек-бабушек переходит, а сейчас в школы пошли уже дети "детей 90-х". Можно много рассуждать о плюсах и минусах той системы, в которой жили до 90-х наши граждане, но то, что мы уже с детства росли и ощущали себя маленькими  винтиками в едином, отлаженном механизме, это факт. Но со сменой вывесок, флагов, лозунгов, поменялись и ценности. Я не про материальные блага сейчас, а про общечеловеческие понятия: добро, мораль, нравственность, уважение к старшим, почитание памяти предков... А нынче что? Каждый "суслик-агроном". Куда не глянь, кругом личность. Что? Родина? Долг? Честь? Не... не слышали. И вот представьте, приходит из школы этакий засюсюканый барчук, которому с детства прививали чувство собственной исключительности и неповторимости, и заявляет:

- А к нам сегодня на Урок мужества приходили дяди-военные. И рассказывали о героях, о поступках, о дружбе и взаимопомощи, и макет автомата показали!.. В общем, мама, я решил стать военным!

Итог. Папа в ужасе, мама пьет валерьянку. Возможно и добавил я нотку юмора, но поверьте, не редко такие сцены имеют место быть в некоторых семьях. Иначе, откуда у некоторых  подростков позже формируется такое мнение, что служить в армии не обязательно, защищать страну, дом, семью должны кто угодно, только не он, болезный. И вообще, дескать, он ничего никому не должен. Ведь только такие мысли и доносили в его юную головушку много лет заботливые родители.

Как объяснить таким "заблудшим ", что Родина - это не тот или иной правитель или политический строй. Последние могут меняться, но Родина, она как мать, один раз даётся и на всю жизнь. Это сложное, ёмкое понятие, объединяющее  в себе многие чувства - от любви до уважения. В то же время, слово Родина, включает в себя не только привязанность к отдельной точке на карте, но так же состоит из особых чувств к родным и близким, городу и дому, природе, языку, традициям, культуре. И этот список можно продолжать долго.

Вот поэтому и идут в школы ветераны, что-то прошедшие, что-то повидавшие, прививая интерес детям и подросткам к событиям, происходящим в стране, к ее истории, к ее героям. Воспитывают у молодежи чувство гордости за национальные победы.

В то же время, дети приводят примеры своей семьи, ведь в каждом доме передаются из уст в уста истории про героических предков, хранятся фотографии дедушек и бабушек, отстоявших родную страну в лихую годину.

Примерно в таком ключе и состоялся у нас разговор, с первоклашками из 32-й хабаровской школы.

Прибыли мы туда по приглашению замечательного учителя Шешуковой Екатерины Николаевны. У родителей класса данная инициатива также нашла одобрение и поддержку. В 1 "А" классе, которым командует Екатерина Николаевна (да, да, именно командиром я и назвал ее во время нашего Урока мужества), обучается и Саша Козырев - племянник нашего товарища по ветеранскому движению, участника боевых действий на Северном Кавказе, Евгения Недугова.

Дело понятное - перемена! Визг, беготня, суета первоклашек. Но со звонком, до этого шумная братия, сразу преобразилась.

Автор этих строк объявил им, что с этой минуты они являются воинским подразделением, и чем меньше оно - это самое подразделение будет нарушать воинскую дисциплину, тем больше оно узнает полезного для себя. Вот именно так, в игровой, увлекательной форме ребята стали усваивать важный Урок.

Мы говорили с ними обо всём. Конечно же с учетом возраста. О героях-хабаровчанах, выполнивших до конца свой воинский долг. Затаив дыхание слушали дети про Владимира Тамгина и Евгения Дикопольцева. Десятилетия разделяют подвиги этих двух достойных сыновей нашей земли дальневосточной, но именно такие примеры и нужны нашим подросткам, чтобы вырасти настоящими патриотами. Вспомни себя, дорогой читатель! Если ты воспитывался в советской школе и не знал ни одной фамилии пионера-героя. или не мог привести пример героизма нашего народа в годы войны, то ты был... мягко скажем, несознательным учеником.

Разговаривая с первоклашками, мы с Е.Недуговым (который так же был участником нашего военно-патриотического десанта) периодически переключали внимание ребят, так сказать, чередовали полезное с приятным.

Проговорив про историю создания Красной армии (ведь беседа проходила в дни празднования Дня защитника Отечества), мы тут же перешли к показу предметов военного снаряжения и макетов вооружения, которые мы предусмотрительно принесли с собой.

Ведь как можно рассказывать об армии и не дать подержать ребятам в руках то, чем эта самая армия защищает Отчизну?

Ребята были бойкие, любознательные, а некоторые поразили нас своей, не по-детски развитой, эрудицией.

Так например, боец Лиза (они же стали военными на период урока), рассказала, какой же праздник празднует наша страна 23 февраля. Сразу видно, что в семье девочки кто-то служит или служил в свое время. Будущий защитник Отечества  Александр, занявший оборону на третьем ряду, своими вопросами и информацией, как меткими выстрелами, забрасывал нас, взрослых мужиков. А воин-спортсмен Максим избрал другую тактику. Он, решив для себя, что нужно меньше  говорить, а больше делать, вышел к доске и... начал отжиматься на одной руке, чем весьма удивил нас!

Быстро пролетело время, отведенное нам для беседы с этим замечательным классом. Прозвенел звонок, но еще долго нам пришлось отбиваться от атаковавших нас расспросами, юных защитников Отечества.

- Вот вы нам так рассказали про армию, про защитников Отечества, что я решил стать военным! - сказал мне на прощание первоклассник  Максим.

Какие еще нужны доводы и аргументы в пользу таких бесед? И когда "не рано" эти беседы начинать?

 

Болтов Валерий Александрович – старшина первой статьи запаса, член Союза ветеранов госбезопасности по Дальневосточному региону

 

Фото: В.Болтова и Е.Недугова