Огонь, вода и кони Клодта
Литейщик, ветеран «Дальдизеля», почетный гражданин Хабаровска Анатолий Яскевич отметил юбилей - 85 лет - на даче. Литейщик, заместитель директора по производству завода «Дальдизель», профессор ТОГУ, автор бронзовых копий Лансере и Клодта – это все об одном человеке, Анатолии Павловиче Яскевиче, которому 19 июля исполнилось 85 лет. А еще он почетный гражданин города Хабаровска. За сто лет на заводской аллее славы было представлено всего 14 человек, один из них Яскевич. Орден Мао Цзэдуна Ему было шесть лет, когда родители из Алтая переехали на Дальний Восток. Так что всю свою сознательную жизнь Анатолий Павлович прожил в Хабаровске, любит этот город, считает себя хабаровчанином. Отец одно время стоял на посту на станции Амур, охранял важный стратегический объект - мост через Амур. Потом пошел на завод «Дальдизель», там же работала и мать. Они и жили рядом. Анатолий, будучи еще школьником, был невольно причастен к тому, что происходило на заводе. Спортивный парень бегал на коньках и даже был чемпионом Хабаровска на дистанции 500 метров. Выступал за школу и за завод. Играл в хоккей с мячом в команде «Дальдизеля». Мечтал быть военным летчиком. Подал документы в Иркутское летное училище, но не прошел по здоровью. Если не летчиком, то никуда больше. Лучше родной «Дальдизель»! Причем без вариантов. Но сначала парень пошел в армию. Служил в китайском городе Порт-Артур, который находится на Квантунском полуострове. В 1955 году сам Мао Цзэдун вручил ему орден за хорошую службу. Это была первая награда Анатолия Яскевича. После армии серьезного повзрослевшего парня стали приглашать в родную школу физруком, на завод звали, чтобы он возглавил спорт у них. Но у Анатолия были свои планы. Он хотел в цех, где серьезная работа. Но весь штат рабочих большого завода был укомплектован. Ни одной вакансии! На «Дальдизель» Анатолия Яскевича взяли по блату. Нужны были только работники литейного цеха. Анатолий плохо представлял, что это такое, но пошел. Взяли формовщиком. Понятно, что парню надо было расти. Через год он уволился и поступил в Хабаровский механический техникум. И надо же было так случиться, что у факультета через год сменили профиль, стали готовить специалистов горячей обработки металлов и бронзы. Он был в числе первых выпускников. На заводе его сразу назначили мастером. Начальник цеха сопротивлялся, дескать, парню надо бы опыта поднабраться, но директор завода сказал твердо – будет мастером. А парнишке-то всего 25 лет! Директор не ошибся. Через год Яскевич стал лучшим мастером завода. - Конечно, труд тяжелый, вредное производство. Всюду пыль, грязь, но когда видишь, как плавится металл, льется лавиной, брызги во все стороны, дух захватывает, - говорит Анатолий Яскевич. - Время было какое! Вышел фильм «Весна на Заречной улице». Все мы распевали песню со словами: «Когда на улице Заречной в домах погашены огни, горят мартеновские печи и день и ночь горят они». Романтика! Когда заводу плохо Все у него складывалось хорошо. Анатолий без отрыва от производства окончил Хабаровский политехнический институт. В 1971 году Яскевич стал начальником цеха, а в 1974 году получил орден. Даже на таком большом заводе, как «Дальдизель», он был лидером. Ему предлагали хорошие должности на предприятиях Хабаровска, но он и представить себе не мог, что можно работать где-то, кроме родного завода. Он всю жизнь учился литейному делу, ездил по стране, изучал опыт, но при этом на «Дальдизеле» ценили его и как будущего руководителя. Анатолий Яскевич после очередной учебы в Москве, на этот раз для постановки его в кадровый резерв, стал заместителем директора завода. Но случилось так, что в 1975 году, когда заводу стало трудно без литья, администрация попросила Анатолия Яскевича вернуться в литейный цех. Только он мог вновь наладить производство. И он согласился. - Друзья и знакомые меня не поняли: как! с понижением!? Опять в грязь, восклицали они! Но почему? – вспоминает Анатолий Яскевич. - Я знал, что лучше меня этого никто не сделает. Какие тут амбиции, когда родному заводу плохо. Такая у него логика размышлений! Говорят, второй раз не входят в одну и ту же воду. Конечно, хотя бы потому что вода имеет свойство утекать, становиться другой. Думал, вернулся на время, а задержался на целых двадцать лет. Тогда ему и присвоили звание «Заслуженный металлург России». Когда началась «перестройка», его как очень авторитетного человека выбрали председателем совета трудового коллектива. Вот они с народом и выбрали того директора, который нужен был заводу, а не того, которого им настоятельно рекомендовали. Закрытие «Дальдизеля» стало для него настоящей трагедией. Заводу он отдал жизнь, точнее 50 лет своей жизни. Впрочем, было увлечение, которое спасло его. Лансере и граф Работая на заводе, Яскевич увлекся художественным литьем. Тем более заводам предписывалось делать сувениры. В 1960 году он отлил бронзового футболиста. Парень в фуражке, нога на мяче. Потом он сделал копию Царь-пушки, подсвечник - медведь взбирается на дерево. К слову, на Амурском мосту 240 подобных изображений медведя. - Потом захотелось сделать что-то посложнее, - рассказывает Анатолий Яскевич. – Куда бы я не приезжал, обязательно ходил по музеям. В Питере увидел скульптуру Святослава, князя Киевского, отца Владимира, который крестил Русь. Захотелось сделать копию. Уж очень хорошая работа! Отлитая в 1886 году знаменитым скульптором Евгением Лансере, скульптура нуждалась в небольшой реставрации. Ему разрешили сделать копию Святослава. Он привез домой слепки и выполнил по фотографиям поврежденные детали. Так они познакомились с директором музея артиллерии. И тот попросил Яскевича отлить ему копии не менее известной пушки Царь-лев. Высоких гостей в музее бывает много, а подарить на память нечего. Так хабаровский мастер сделал сувениры для питерского военного музея. К слову, «Святослав» стоит в городском музее Хабаровска. А потом были кони Клодта. Он купилмаленькие чугунные копии на Каслинском литейном заводе на Урале. Отливал их уже в бронзе. Причем не по частям, а целиком. «Царский сокольничий», граф Муравьев-Амурский, Ерофей Хабаров, Геннадий Невельской – это все его работы. Он много раз показывал их на выставках в музеях. Казалось бы, это ведь только копии, но талант Яскевича в том, что он доподлинно знает литейное производство и может безупречно воспроизвести маленькие шедевры. А тут масса своих тонкостей, ведомых только специалисту. В Хабаровске много его работ – литье памятника маршалу Малиновскому; детали постамента генерал-губернатору Восточной Сибири графу Муравьеву-Амурскому; памятники воинам-афганцам «Черный тюльпан» и арсенальцам у завода «Дальдизель», художественное литье для площади Славы; опоры и фонари на мосту через Амур. Анатолию Яскевичу очень жаль, что Хабаровск мало украшен памятниками. Не помпезными, которые стали возводить в последнее время, а небольшими, камерными, из того же литья. Пример – женщина с собачкой, которая сидит на скамеечке у кинотеатра «Дружба». Идет человек мимо, увидит, улыбнется и пойдет дальше. Ему не понятно, почему все личности, которым возводят памятники в Хабаровске, далеки от реального облика. Да, Дьяченко со своим отрядом казаков первым высадился на месте, где теперь стоит наш город. Но ведь он всего-навсего капитан! А у нас он по меньшей мере генерал или член императорской семьи! Теперь хотят сделать гиганта из Геннадия Невельского. Зачем? Это противоречит исторической истине! Он, безусловно, выдающая личность, но за надуманным масштабом теряется человек. О чем он думает накануне большой даты? О людях, с которыми его свела судьба на заводе, он им благодарен за честный труд. О своей большой и дружной семье, а у него сын, две дочери, две внучки и правнучка. В день рождения собрались на даче, где поют птицы и столько цветов. Красиво! Это и есть жизнь.
Елена Ищенко Газета «Приамурские ведомости», №27-2020 г. Хабаровск |