По-другому жить не умею

        Я долго остаюсь под впечатлением, которое производят на меня  исключительно интересные люди. По большому счёту, абсолютно  каждый человек – исключение. Но  не всякое сочетание человеческих качеств делает человека интересным.     

*       *       *

        Первый раз я встретила  А.А.Насырова несколько лет тому назад  в селе Князе-Волконское  во время проведения спортивных соревнований на кубок губернатора края по холодовому плаванию. Между нами состоялся небольшой диалог. Анатолий Аблемитович  очень искренне болел за команду Хабаровского края, в которой  участниками заплывов были наши «союзовцы». Мне показалось, что он  знает всех присутствующих на этом мероприятии поимённо, и его тоже все знают и относятся к нему с большим уважением.

        Расспросив тогда  наших ребят, что это за человек, поняла -  имеются веские причины для такого отношения к нему. Все мои собеседники отметили, что  Аблемитович (так, по-свойски,  его называют) - очень хороший человек,   главное качество его душевной организации – добропорядочность. Решила о нём рассказать потому, что этим качеством, по моему глубокому убеждению, обладают  редкие люди, особенно в настоящее время.

       Анатолий Аблемитович Насыров, заслуженный работник транспорта РФ, Почётный гражданин города Хабаровска, действительно, известный человек не только в городе, но и за его пределами.  В настоящее время он  создал и возглавляет «Автономную некоммерческую организацию Дополнительного профессионального образования  Дальневосточный  методический центр охраны труда и безопасности дорожного движения  АВТОШКОЛУ «Лидер-ДВ».

       Мы беседуем в рабочем кабинете генерального директора  автошколы. Здесь всё просто, без помпезности, как и он сам. Царит рабочая атмосфера, которая мне немного мешает, поскольку моему герою приходится постоянно отвлекаться. Только настроюсь на конкретную тему, - ему что-нибудь на подпись принесут... Тем не менее, мы поговорили. Хотя о себе лично он рассказывает неохотно, как бы схематично: родился – учился – работал… Смотрит немного с хитринкой и старается перевести разговор на другую тему. А мне-то этого не надо, поэтому стараюсь  строить  свои вопросы  более продуманно, чтоб не ушёл от ответа:

       - Мне кажется, Вы – очень открытый и общительный человек. Я не ошибаюсь? 

       - То, что «общительный» - это правда. Но «открытый» - не со всеми подряд,- усмехнулся он моей наивности и продолжил. – Меня, действительно, многие знают, поскольку я проживаю в Хабаровске  почти полвека, да  и по роду моей деятельности тоже приходится  контактировать со многими людьми.  Но открыт я с людьми только с теми, которые  со мной на одной волне, то есть смогут понять правильно мою открытость, да и сами со мной откровенны. Я чувствую таких людей.

       Вообще, мне кажется, что все люди делятся примерно на три группы: первая  состоит из тех, кто с интересом живёт, влюблён в свою работу, постоянно хочет что-то  поменять в жизни к лучшему, что-то создать, организовать,  достичь хоть небольших, но новых высот  в соответствии со своими силами и способностями. Такие люди, по-моему, дорожат своими родными и близкими, помнят добро и тем же отвечают, то есть  высоко ценят  стоимость добра,  не хнычут при неудачах, но  всегда находят  нужное решение. Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что к первой группе относится где-то процентов  тридцать людей.

      Вторая группа, - продолжил Анатолий Аблемитович,– это в целом положительные люди, имеющие конкретную профессию, работу, семью или без семьи, но им не хочется себя тормошить, наоборот, живут тихо, спокойно, никого не трогая, ни во что не вмешиваясь, типа наблюдателей, - они составляют примерно процентов пятьдесят.

      А третья группа  – процентов двадцать – это те, которые живут по принципу «моя хата с краю». Думаете, я преувеличиваю?  Это так и есть.

      Я соглашаюсь с философскими рассуждениями  моего собеседника и понимаю, что он, без сомнений, относится к первой группе. Ведь жизненный принцип людей с различными по масштабам дарованиями, относящихся к этой   группе:  «Если не я, то – кто?»  Коротко и ясно. Анатолий Аблемитович таков и есть.

      Чтобы быть уверенной в объективности к своему герою, я выслушала мнения о нём разных людей,  которые его хорошо знают. Например,  Юрий Алексеевич Мельников, генерал-майор в отставке так о нём отозвался:

      - Анатолий Аблемитович - настоящий человек, на которого можно положиться. Это тот  руководитель, который из руин вытащит любое дело и поставит его на ноги. Ему можно поручать всё. И он справится. Его помощь ветеранам неоценима.  Очень ответственный и организованный человек. Если он что-то обещает  ветеранам, то делает всегда, - проверено на практике.

      Я позвонила во Владивосток Олегу Евгеньевичу  Докучаеу. Он  рассказал о том периоде, когда краевой комитет ДОСААФ   возглавлял  он, а Крайкомом  профсоюза автомобилистов и Учебный центр - А.А.Насыров. Совместно ими проводилась масса военно-патриотических мероприятий, в том числе агитационные автопробеги по территории КНР и России, большое количество краевых и городских спортивных соревнований,  положено начало работе «Ретро» - клуба…

      О.Е.Докучаев  характеризует А.А.Насырова так:

       - Анатолий Аблемитович – человек слова и дела, он никогда никого  ни в чём не подвёл. Он и с молодёжью с удовольствием работает, и ветеранам помогает. При его активнейшем  участии в 2012-м году  произведено в Дальнереченске  перезахоронение героев-даманцев, его сослуживцев. Они  погибли в бою в марте 1969 года при защите государственной границы СССР в районе острова Даманский. В тех событиях   он тоже участвовал. В этом городе  в 2012 году создан красивейший комплекс – мемориал, посвящённый  памяти героев-даманцев. 

       А сколько сил и средств он вложил в проведение экспедиций ветеранов по изучению мест захоронения российских и советских воинов в Китае.    Также невозможно перечислить, какому количеству молодых людей А.А.Насыров помог состояться.  Он - настоящий боец. Много чего ему пришлось преодолеть в своей жизни – и тяжёлую болезнь, и невосполнимую утрату – но он выстоял. Спасает его работа. Чем бы он ни занимался, какие бы должности ни занимал,  Аблемитыч  всегда делу отдаёт себя всего, без остатка. Он просто влюблён в то дело, которым занимается. Потому у него и получается всё, что задумал. Считаю, что  этот человек – один из лучших людей Хабаровска – по-настоящему.

      Все, кого я ни спрашивала о А.А.Насырове, мне характеризовали его очень положительно.

      Я  поинтересовалась, как давно работает «АВТОШКОЛА «Лидер-ДВ». Оказывается, – совсем недавно, с января 2016 года. Хотя оборудованные кабинеты,  классы, коридоры и работающие в них сотрудники создают впечатление цельного, хорошо организованного механизма.

       В одном кабинете рядом с генеральным директором рабочее место  молодой, красивой женщины. Оказалось, что это  его  дочь, и по штатному расписанию – специалист по кадровой и учебной работе. Елена имеет два высших образования, две профессии – юрист и экономист, а   начинала, как папа, - с окончания «Автодорожного техникума».  В этом году получает третье высшее, будет свой психолог в коллективе.

      Пока мой герой отлучился на минутку, я задала Елене  несколько вопросов:

      - Обычно говорят, что родственникам вместе работать сложно. А как вам работается?

      - Нормально работается. Бывает, погорячимся оба, поспорим, но быстро отходим, поскольку понимаем: спорим по  делу, чтобы найти лучшее решение вопроса. В семейном бизнесе работать надёжно, нет опасений, что за спиной могут сделать неприятности.  Для меня авторитет папы непререкаем, потому что он человек высокообразованный, окончил   «Автодорожный техникум» и два института, к тому же, у  него за плечами большой  опыт руководящей и организаторской  работы. Так что мне есть чему у него поучиться.

      - А какой он папа?

      -Таких больше нет. Он замечательный папа: умный, заботливый, просто превосходный папа.

      - Вы папина или мамина дочка?

      - Пока росла, мне казалось, что  была папина. А сейчас думаю, что и папина, и мамина. Нам с братом повезло: у нас замечательные родители. Они оба в равной степени заботились о нас. Папа был постоянно занят на работе, при чём, он всегда не просто работает, он  отдаётся делу весь – будь то работа в таксопарке - 20 лет, в крайкоме профсоюзов – 10 лет, или в Учебном комбинате - 22 года, или сейчас – в «АВТОШКОЛЕ – Лидер-ДВ». А ещё  у него есть большая любовь – это  Клуб-музей на колесах  «АВТОРЕТРО-100». Папа всегда много времени отдавал работе, а свое личное - общественным  делам.

       А мама у нас была всегда с нами, занималась домом и детьми. Папа в командировках и допоздна  работал, а на ней лежали все семейные заботы .    Ей было очень нелегко, но она старалась этого не показывать. Она умела делать абсолютно все, для нее были не важны финансы, условия,- у нее все получалось.  Очень много трудилась и по дому, и по даче. Все говорили, что у нее образцовая дача – там было красиво, вкусно и уютно! У неё всегда было все на высшем уровне. Такие женщины – это большая редкость. Я очень многому научилась у мамы. Она была очень доброй,  мудрой, терпеливой женщиной.  Окружающие ее люди чувствовали себя с ней комфортно, ее тепла и любви хватало на всех, и ее очень все любили. Таких  женщин больше нет. Нам очень трудно без неё.

       Поняв, что недавняя потеря мамы - ещё  очень свежая рана, я постаралась перевести разговор на другую тему:

       - Вы с братом дружны?

       - Да, дружны, и работаем вместе в «Автошколе Лидер-ДВ». Сергей женат, у него двенадцатилетняя дочь.

       - У вас  сплочённый коллектив?

       - Очень. Каждый сотрудник – профессионал высокого класса, заинтересован в скорейшем развитии Автошколы.

       Нам не удалось поговорить с Еленой Анатольевной подольше, потому что Анатолий Аблемитович  быстро вернулся в кабинет, и  продолжил рассказ  о том, что слаженность в работе обеспечивается  хорошими людьми. Оказалось, что эти же  сотрудники работали вместе с ним  в Учебном комбинате, что на улице Павленко, они все ушли за своим директором создавать новое  учреждение.

       А в Учебном  комбинате  А.А.Насыров  проработал директором  двадцать два года, вывел его   на первое место в России.  Вспомнил, что когда начинал работать, там непонятно что было: разруха, какие-то ряженые казаки с шомполами, какие-то ребятки с криминальным окрасом.

       При чём,  в течение семи лет он работал одновременно  и председателем крайкома профсоюза автомобилистов, и руководителем Учебного комбината. Разрулил. Отремонтировал, укрепил базу, построил много нового: чего стоит автоматизированный экзаменационный комплекс, который сегодня единственный в системе «РОСАВТОДОРА».  Насыров укомплектовал коллектив отличными специалистами. Большая часть водителей в Хабаровске – выпускники этого комбината.  Вот и знают его потому в Хабаровске. Комбинат за двадцать два года  подготовил более 40 тысяч водителей, специалистов транспортного комплекса в сфере безопасности дорожного движения и охраны труда.

       И вдруг, в 2015 году -– «указивка» из Москвы: провести реорганизацию и оптимизацию комбината, которая сводится к тому, чтобы  объединить  это учреждение с  такими же, только в разных городах, например, в Санкт-Петербурге, в единое учреждение по России с руководящим центром в Москве.  

       - Я понял, что комбинат решили ликвидировать. Оказалось, что понял правильно, поскольку сейчас сдаются на металлолом учебные пособия; две лаборатории, где проходили практические занятия, уже ликвидировали,- печально комментирует ситуацию Анатолий Аблемитович.

      Здесь вот и проявился характер человека из первой группы,  который   обо всём подумал, всё спланировал и организовал.   В  сложившейся  ситуации он решил спасти наработанный опыт и – создать Дальневосточный учебный автомобильный центр  и Автошколу. Поддержку у руководства города и края получил. Ну, а дальше, засучив рукава, приступил к делу. И за полгода  наладил  работу по сути нового учреждения на новом месте. Сегодня в учебном центре и в  Автошколе уже три группы обучаются и ведётся набор в четвёртую.

       Анатолий Аблемитович рассказывает, что кроме подготовки водителей категории «В» в учебном центре обучаются  все специалисты транспортного комплекса в сфере  БДД и охраны труда. Дальневосточный научно-методический центр охраны труда и безопасности дорожного движения имеет на своей базе  спортивно-гоночную трассу «ХабАвтоРинг»- порядка 20 га земли в районе села Тополево. Здесь проводятся чемпионаты Хабаровского края по трековым гонкам: кубок командующего войсками ВВО, кубок мэра, кубок главы Хабаровского муниципального района. Клуб «Авто-Леди» постоянно организует соревнования «Весна» среди женщин-водителей,   его возглавляет дочь Насырова Елена, а сын руководит всеми спортивными гонками и возглавляет школу высшего водительского мастерства. В этом очень интересном и важном деле уже существует семейная династия.

       А.А.Насыров планирует создать при автошколе  «Детский центр «Юный автомобилист», в котором  будут получать дополнительное образование ребята школьного возраста 15-18 лет:

       - В министерстве образования и вообще в мэрии одобрение получено. Остальное зависит от нас, - уверенно заявляет мой герой.

       Я заметила:

      - Не каждый человек смог бы так достойно выйти из создавшейся ситуации.      

      - Я привык все решения принимать сам. Просто в жизни не случилось мне родиться в семье олигарха, тогда их вообще не было.   Были люди, опаленные войной. У меня не было мохнатой руки, которая защищала бы своё чадо с детства. И рос, и мужал, и учился всему  сам.

       Родители мои – простые труженики. Отец мой Аблемит Мурсатович - фронтовик, прошедший войну с  фашистами на западе, а потом переброшенный на восток воевать с японцами. Он был  обычным простым рабочим человеком. Мама тоже. В войну работала телеграфисткой. ни  после окончания войны остались  жить в Приморье. Я был старшим ребёнком в семье. С детства знал, что родителям надо помогать.  Ещё пацаном,  на велосипеде ездил на рыбалку. Не поверите, во время хода рыбы я приносил домой  по полмешка наваги или  по  5-6 штук семы за одну ходку. Кормилец!!!

       Подрос – служба в армии, как положено. Служил в Уссурийске. В полку  «Правительственной связи». Да, в Доманских событиях я участвовал: обеспечивал   связь. Нет, ранений не имею. Прихрамываю? Нет, это не ранение, это позже случилось.

       Трудовая биография очень простая. Окончил горно-промышленную школу в посёлке Тавричанка. До армии начал работать в шахте   подземным электрослесарем.   Поэтому, когда о социальном происхождении  некоторых говорят, что они – с самых низов, от земли, то  я говорю, что вышел  из-под земли. Автомобилистом стал очень просто: в армии служил старшим водителем в звании младшего сержанта. После службы  прочитал объявление «Требуются водители на автобусы во Владивостоке».  И пошёл учиться на 2-й класс, вечером работал автослесарем.  А после  обучения дали «из-под  забора» ЗИЛ-158 «В». Так и началась моя карьера.

       - Помните стихи: «Я б водителем пошёл – пусть меня научат»?

       - Так оно и было. Пришёл в автоколонну, поселился в общежитии, отучился на курсах и прямой наводкой – на автобус. Мой первый автобус - тот самый ЗИЛ-158 «В»,  который я отремонтировал, потом был ЛАЗ-695 ,и, конечно, новенький  «Икарус». Я им очень гордился. Через два года я переехал в Хабаровск и  перешёл работать таксистом. С тех пор, например, знаю К. С. Сиденко,  когда он еще курсантом   был в ТОВМУ, а потом адмиралом стал, командующим ВВО. Знакомство поддерживали всегда, независимо от того, кто кем работал. В том числе и сейчас.

       Я в Хабаровск переехал к матери. Помню, жили на краю города в маленькой ветхой избушке, недалеко от которой пролегало тихоокеанское шоссе. Ночью на крышу нашей избы наехал военный грузовик, видимо, не заметил наше жилище.

       В таксопарке прошли мои лучшие годы становления. Начальником 1-й колонны был Пётр Арсентьевич  Максимов, фронтовик, мудрый, строгий и великодушный человек. Он имел образование всего 4 класса, но не было ни одного вопроса, на который не смог бы ответить этот человек.  Вся информация, необходимая для организации работы коллектива, у Петра Арсентьевича вмещалась в толстую общую тетрадь (76 листов). Мне очень повезло, что я работал под руководством этого замечательного человека. По сути, многие мои человеческие качества были сформированы благодаря влиянию моего наставника Петра Алексеевича Максимова.

       Помню первую свою машину ГАЗ-2 и даже государственный номер - 65-70 хбг, которую мне дали в таксопарке, кстати, тоже «из - под забора». В память о ней я решил сделать в музее «РЕТРО-100» такой же экспонат, точно такую же «Волгу», с теми же номерами. Конечно, новичку досталась не новая машина, поэтому я полдня под машиной лежал – чинил её, полдня возил пассажиров. Через год, благодаря стараниям и хорошим показателям, получил  новую машину ГАЗ-24.

       Я любил свою работу, мне было интересно общаться с людьми. При подготовке на курсах таксистов нам читали  психологию, нас  учили всегда с уважением  относиться к пассажиру, независимо, кого везёшь - артиста или гулящую девку.

       Как-то вышло само собой, что меня вскоре назначили бригадиром, избрали в цеховой комитет профсоюза. Здесь работы прибавилось. Должен заметить, что я никогда никуда не лез, ничего не просил, но так выходило, что мне всё время  что-то предлагали, куда-то избирали и выдвигали. Вскоре меня назначили начальником колонны №1. Пошёл учиться в «Автодорожный техникум», окончил. В таксопарке я отработал 20 лет.

       Мне было интересно работать с людьми.  Активно участвовал во всех общественных мероприятиях. Никогда не забуду 91-92 годы, когда проходила российская акция – забастовка профсоюзов. Участвовал в 3-х дневной забастовке вместе с 17 тысячами членов профсоюза. И не посадили. Но определённые выводы для себя сделал: иногда люди бастуют, а сами палец о палец не хотят ударить, чтобы  что-нибудь сделать  для улучшения собственных условий труда.

       Помню, мы приехали к забастовщикам в Солнечный район, а они давай нам жаловаться на протекающую крышу в боксе. Пришлось призвать к совести, чтобы закрыли дыру куском рубероида сами.

       Помню, в 1979 году по поручению первого секретаря Хабаровского крайкома КПСС А.К.Чёрного был организован автопробег, посвящённый открытию Восточного участка БАМа. Нужно было пройти  по бездорожью, чтобы доказать труженикам БАМа, что и в этих условиях  наши автомобили могут  преодолеть всю трассу.   

       Первое высшее образование я получил, окончив Высшую школу профсоюзного движения в Москве. По окончанию  в 1989 был избран председателем Крайкома профсоюза работников автотранспорта. Отработал 10 лет.  В течение семи последних лет работу председателя  пришлось  совмещать с должностью директора  «Учебного комбината» на Павленко.

       - Для Вас было большой неприятностью, что комбинат решили ликвидировать?

       - А как Вы думаете? Конечно. Ведь за двадцать два года  столько сделано: и множество специалистов подготовлено, и прочная  материальная база создана. Помимо основной деятельности у меня 20 лет тому назад появилось очень серьёзное увлечение: решил создать «Хабаровский клуб авторетро  -100», состоящий из машин разных времён, легковых и грузовых. Зародилась думка, когда увидел первую  машину «ЗИС-5», брошенную в огороде. Она и стала первым экспонатом в «Хабаровском клубе авторетро-100».  Но остальные  ведь надо было где-то найти. В готовом виде не  предлагали. Поэтому собирали сами -  из металлолома. Появилась группа энтузиастов: механиков, автослесарей, водителей.

       Очень помог ДВО и сейчас помогает,  хотя меняются командиры в штабе, но все относятся к этому делу очень серьезно. Например, пригнали машины из Уссурийска – хлам. Попросил помочь – подняли машин 15. Сейчас в клубе  70  машин на ходу. Планирую сделать 100. Но получается не быстро – по машинке за полгода каждый член клуба делает. Без округа ничего не  получилось  бы.

       Конечно, немного затормозило  эту работу то, что надо было искать новое место для размещения такого количества автомобилей и создавать условия для проведения сборки тех, которые пока не на ходу. Спасибо   мэру Хабаровска Александру Николаевичу Соколову: выделил приличную  территорию с двумя автогаражами.

       К ретро-автомобилям у горожан  интерес очень большой.   Считаю, что нужен павильон для того, чтобы создать музей, где можно было бы достойно выставить   экспонаты, потому что теперь   каждый из них - историческая ценность.

       Замечу, что в Хабаровске не проходит ни одного  важного мероприятия без участия автомобилей  клуба «АВТОРЕТРО-100». На нашем счету уже 17 Парадов Победы, на которых ветераны, ветераны, стоя, приветствуют прохождение автомобилей-ровесников Великой Отечественной войны. 15 раз  участвовали в празднованиях дня  рождения Хабаровска, исколесили все районы края, были в  Биробиджане, в Комсомольске-на-Амуре и так далее.                                 

       На территорию гаража, где базируется клуб, мне помог добраться главный специалист по безопасности  дорожного движения  учебного центра Юрий Васильевич Борозенцев. Он давно знаком с Анатолием Аблемитовичем. Но работает под его началом  только год. Пришёл после выхода на пенсию из МВД. Известно, что строже всех судят человека его подчинённые:

      - С Анатолием Аблемитовичем работать  интересно. У него постоянно рождаются новые идеи, и,что отрадно, почти всегда осуществляемые.

       Недавно мы приняли участие в патриотической акции «Звезда Великой Победы».  Отправились  мы из  Хабаровска во Владивосток 2 апреля вместе  с Анатолием Аблемитовичем, который прошёл в составе группы до города Благовещенска.В колонне, состоящей из пяти автомобилей «Победа» и  группы сопровождения, мы стартовали 5 апреля с острова Русский (Владивосток) на Москву. Всего  прошли 12000 километров. Через всю Россию наша группа провезла копию Знамени Победы. Конечно, путь был длинный и трудный. Жители большинства городов, в которые мы заходили, горячо приветствовали нас. Об этом автопробеге мы создали  видео-репортаж.

       В итоге, 9 мая 2016 года в составе Бессмертного полка мы пронесли Знамя Победы и Хабаровскую Икону Божьей Матери по Красной площади.  

       А на территории клуба «АВТОРЕТРО-100», что на улице Антенной, первым, кого мы встретили, был седой  мужчина в годах по имени Владимир Николаевич.

       - Это – наш  завгар,- немного шутливо представил его Юрий Васильевич. Вначале я не поняла, почему шутливо. Оказалось, что у Владимира Николаевича не должность «завгара», а кличка такая - с  детства:

       - Я сам себе её придумал. С семи лет рос в гараже таксопарка, так как мой отец работал там.  Видно, я хотел завгаром стать. Но стал таксистом. В автоколонне №1 таксовал 25 лет, в том числе и под началом А.А.Насырова. Теперь на пенсии, но в  ретро-клубе работаю как бы консультантом и главным механиком.  Хотите посмотреть  «Волгу» ГАЗ-21, на такой же таксовал сам Насыров когда-то?

       Это ж, сколько лет шагают рядом по жизни эти люди, и с какой гордостью продемонстрировал нам Владимир Николаевич тот мотороллер,  что Насыров купил себе за целых 320 рублей с первой зарплаты шахтера, «на котором когда-то катался «сам Насыров». Конечно, мы посмотрели и «Волгу», и первый купленный нашим героем мотороллер, и многие другие легковые, специальные и грузовые автомобили.   Прав Анатолий Аблемитович: павильон для музея клуба   «АВТОРЕТРО-100» в Хабаровске должен быть. Пусть хабаровчане узнают об    истории развития автотранспорта  нашей страны, нашего города, посмотрев эти  бесценные экспонаты, восстановленные по инициативе и доброй воле замечательного человека Анатолия Аблемитовича Насырова.

       Прощаясь в офисе,  он  сам подвёл итог нашей беседы: «Я ничего героического не совершал. Просто жил, работал, был активным комсомольцем, в 27 лет стал коммунистом, - время было такое. Не просил никого ни о чём. Но и не увиливал от порученных дел, и до сих пор так живу и работаю, хотя мне уже исполнилось 68 лет. По-другому жить не умею».  

 

Воейкова Валентина Ивановна, лауреат литературной премии имени К.Симонова, член СВГБ по Дальневосточному региону