ПОД КРЫЛОМ САМОЛЁТА – ЗЕЛЁНОЕ МОРЕ ТАЙГИ…

Свое 20-летие компания «Хабавиа» отметила ростом объемов пассажирских авиаперевозок

В 2004 году на базе Николаевского авиаотряда, обеспечивавшего транспортную доступность отдаленных районов края, было создано новое предприятие, которое стало обслуживать местные воздушные маршруты, – «Хабаровские авиалинии».

22 апреля 2004 года организация получила сертификат эксплуатанта воздушных судов. Эта дата и стала днем рождения краевой авиакомпании. Накануне юбилея губернатор края Михаил Дегтярев поздравил «Хабаровские авиалинии» с 20-летием и наградил лучших сотрудников предприятия.                                                                         

СШИВАЯ ВЕСЬ КРАЙ                                                                             

«За 4 часа в любую точку края» – так называется проект, входящий во флагманскую инициативу Михаила Дегтярева «Край комфортного проживания». И достаточно вспомнить размеры нашего региона, чтобы понять: за обозначенное время добраться даже до не самых дальних его уголков можно лишь одним видом транспорта. Как пелось в популярной песне: «А в этот край таежный только самолетом можно долететь».                                                                        

Поэтому ключевой показатель эффективности проекта обозначен таким образом: рост к 2026 году пассажирооборота на внутрирегиональных авиарейсах до 100 тыс. человек в год. И «Хабаровские авиалинии» уже решают поставленную губернатором задачу. Обращаясь к коллективу предприятия, губернатор процитировал Президента России Владимира Путина, который сказал: «Отечественная гражданская авиация всегда служила символом технического прогресса, движения вперед».                                                                     

– Вы – прямое подтверждение этих слов, – заявил Михаил Дегтярев. – Благодаря вам в прошлом году на местных воздушных линиях, субсидируемых из краевого бюджета, перевезено на 4,5% больше пассажиров, чем в 2022 году. Более 320 т груза и почты доставлено в отдаленные труднодоступные районы края. Для них авиация – единственный способ сообщения. И наша общая задача – объединить весь край надежным воздушным сообщением. Как говорит наш Президент: сшивать страну!                                                                     

В начале прошлого года «Хабаровские авиалинии» стали частью Единой дальневосточной авиакомпании, созданной по поручению главы государства для расширения маршрутной сети и увеличения количества рейсов. Комплексный подход к развитию приносит позитивный результат – на протяжении последних трех лет компания стабильно увеличивает пассажиропоток и количество рейсов. Еще недавно, в 2020 году, «Хабаровские авиалинии» перевозили в год только 43 тыс. пассажиров, а в минувшем 2023-м – уже 59 тыс., – рассказал врио генерального директора «Хабавиа» Антон Русин.                                                                        

Свою задачу в компании видят в дальнейшем увеличении объемов авиаперевозок. В первые годы авиапарк компании состоял из трех самолетов Як-40, грузового воздушного судна Ан-26-100 и трех вертолетов Ми-8. Спустя пять лет предприятие пополнилось тремя пассажирскими самолетами Ан-24, значительно увеличив свой воздушный флот. В 2021–2022 годах при поддержке региональных властей авиапарк компании пополнился четырьмя самолетами L-410 и Ан-24.                                                            

На сегодняшний день на маршрутах «Хабаровских авиалиний» действуют 12 воздушных судов. Планы по дальнейшему развитию руководство предприятия связывает с расширением авиапарка и переходом на новые отечественные воздушные суда. Речь не только о «Байкале», но и о 44-местной «Ладоге», и о 68-местном Ил114-300. Эти машины необходимы на внутрирегиональных маршрутах. Их появление ожидается к 2027 году.                                                                     

НА СЕВЕР СО СКИДКОЙ                                                                         

Четвертый год подряд авиакомпания стабильно повышает количество рейсов. В минувшем году она выполнила 1584 перелета туда и обратно, увеличив их количество на 3,1%. Из них 1325 – это субсидируемые рейсы по договору с краевым министерством транспорта.                                                                          

Краевые власти придают большое значение именно доступности авиаперелетов для населения. В регионе реализуется программа по предоставлению льготного проезда жителям шести районов – Охотского, Аяно-Майского, Тугуро-Чумиканского, им. Полины Осипенко, Ульчского и Николаевского. У северян, имеющих постоянную регистрацию в населенных пунктах, которые расположены на этих территориях, есть право четыре раза в год (в течение всего года) воспользоваться перелетом по фиксированному тарифу. Он составляет 4,5 тыс. рублей на взрослого пассажира и 3 тыс. рублей на ребенка в возрасте от 2 до 12 лет. В прошлом году 16,2 тыс. пассажиров купили билеты по этой стоимости.                                                                         

Кроме того, действует программа льготных перелетов для молодежи (в возрасте от 12 до 23 лет) и пожилых граждан (женщин старше 55 лет и мужчин старше 60), а также для инвалидов I группы и детей-инвалидов с сопровождающими и инвалидов с детства II или III группы. Все, кто относится к этим категориям, могут приобрести билеты за половину стоимости от действующих тарифов. Последние, кстати, в крае не меняются уже седьмой год. Раньше этой льготой можно было воспользоваться только в летний период – с мая по сентябрь, с 2023 года программа действует в круглогодичном режиме. В 2023 году «Хабавиа» перевезла по местным субсидируемым маршрутам свыше 46 тыс. пассажиров.                                                                      

АЭРОДРОМЫ ПРОСЯТ РЕМОНТА                                                                          

Между тем, «Хабаровские авиалинии» – одна из немногих организаций, осуществляющих не только авиаперевозочную, но и аэропортовую деятельность. В состав предприятия входят аэропорт в Николаевске-на-Амуре, посадочные площадки в Советской Гавани, Чегдомыне, Нелькане, Тугуре, Удском.                                                                        

И здесь тоже есть над чем работать. Недаром вопрос развития аэропортовых комплексов в стране и, в частности, на Дальнем Востоке, поднимался в начале этого года на самом высоком уровне – на совещании Президента России Владимира Путина с членами Правительства страны. Глава Минтранса РФ Виталий Савельев доложил главе государства, что по всем дальневосточным маршрутам за 2023 год было перевезено свыше 10 млн авиапассажиров – на 13% больше, чем в 2022-м.                                                                           

Всего на территории ДФО расположено 80 аэродромов (11 из которых являются международными) и 463 посадочные площадки. По словам Виталия Савельева, в этом году планируется ввести в эксплуатацию шесть объектов, включая взлетно-посадочную полосу в Охотске. Всего же в России до 2030 года предстоит отремонтировать 111 аэродромов, на что требуется не менее 383 млрд рублей. Виталий Савельев предложил использовать механизм государственно-частного партнерства. Владимир Путин не исключил возможности создания фонда для капитального ремонта аэродромов – по аналогии с дорожным фондом.                                                                

А НУ-КА, ДЕВУШКИ!                                                                    

Большое значение в «Хабавиа» придают привлечению молодых специалистов, тем более что отрасль специфическая, с улицы человека на должность пилота не возьмешь. На Дальнем Востоке пока не готовят пилотов, и местным авиакомпаниям приходится приглашать выпускников высших летных училищ, расположенных на западе страны.                                                                          

Два года назад впервые в истории краевой авиакомпании рейсы на самолете L-410 начала выполнять девушка-пилот – уроженка Новосибирской области Татьяна Шипилова. В 2023-м к ней присоединилась еще одна представительница прекрасного пола – Анжелика Парфенова из Башкирии.                                                                      

Лучших сотрудников компании Михаил Дегтярев на торжественном мероприятии отметил лично. Так почетной грамотой губернатора Хабаровского края награждены начальник линейной станции техобслуживания авиационно-технической базы Анатолий Войцеховский, старший бортпроводник-инструктор Елена Прошунина, инженер по планеру и двигателям цеха техобслуживания воздушных судов авиационно-технической базы Евгений Чекмез.                                                                            

– Вместе мы сделаем путешествия по краю более комфортными, доступными и безопасными, откроем наш регион для всей Матушки России! – выразил уверенность Михаил Дегтярев.

 

Дмитрий ТЮЛЕНИН

Фото Вячеслава Реутова

 

Газета «Приамурские ведомости», № 17 (8406) - 2024 года

г. Хабаровск