Скоростное шоссе юбиляра Насырова

Своё семидесятипятилетие в первых числах мая отмечает заслуженный работник транспорта России, лауреат премии имени Якова Дьяченко, почётный гражданин города Хабаровска, руководитель клуба «Авторетро» Анатолий Насыров.

Видимо, это судьба.  Очередную  дату своего рождения (на этот раз юбилейную) герой нашей  публикации отмечает именно в канун празднования Дня Победы,  . . .

ежегодно участвуя в парадах на главной площади города. Сегодня без его уникальных машин в стиле ретро невозможно представить ни одно массовое мероприятие городского масштаба. Впрочем, как и общественную жизнь краевого центра без этого человека, невероятно энергичного, инициативного и необычайно богатого на замыслы, предложения и начинания со всей своей удивительной скромностью и отсутствием напыщенного самодовольства.

Вместо предисловия

В самый   канун майских праздников  всё же довелось пообщаться  с Анатолием Аблемитовичем в небольшом уютном ресторанчике, что неподалёку от шумного железнодорожного вокзала. После стылой дождливой погоды свежезаваренный зелёный чай как раз пришёлся к месту, настраивая на дружескую беседу. И неудивительно, что наш разговор уже скоро стал каким-то доверительно - свойским, как со старым знакомым. Впрочем, запоздало припомнилось, что наш заслуженный юбиляр  – большой мастер общения не только с представителями прессы…  

 –  Я и на самом деле человек общительный, –  охотно подтверждает Анатолий Аблемитовичем. – Вот только открываюсь душой не для всех подряд.  Меня действительно многие знают, поскольку я проживаю в Хабаровске  уже  полвека, да  и по роду моей деятельности  приходится находиться в контакте  со многими.  Но открыт я только  тем  людям, которые  со мной на одной волне, то есть могут правильно оценить   мою открытость, да и сами со мной откровенны. Я таких чувствую сразу.

 – Ну,  тогда поехали,   – выдыхаю с невольным облегчением.

Молодец, Толян!

– Я однажды про себя где-то прочитал: «С детства его тянуло к машинам, возможно именно поэтому весь его трудовой путь связан с автомобильной отраслью».   – Делится Анатолий Аблемитович. – Признаться, никогда не  любил высоких фраз. Да и в моей жизни всё было намного проще, начиная с деревенского детства…

По большому счёту, никто бы не удивился, если бы наш герой  стал потомственным шахтёром, как и отец. Родиной его  стал именно шахтёрский посёлок Тавричанка Надеждинского района,  что в Приморье.

– Я перед нашей встречей  ворошил во времени своё прошлое, – сообщает несостоявшийся шахтёр.  – Страсть к автомобилям у меня и впрямь с детства. Впервые за руль  сел в восемь лет. Но о том чуть позже. Родители были простыми и работящими. Отец, участник войны,  рабочий - труженик,  мама больше занималась домом, семьёй.  Я  был старшим ребёнком и с детства знал, что родителям надо помогать.  На своём первом транспорте, на велосипеде,  ездил на рыбалку. Не поверите, во время хода рыбы приносил домой  по полмешка наваги или  по  5-6 штук симы за одну ходку. Привык быть кормильцем. Таким по жизни и остался.

Я по традиции окончил горно-промышленную школу в Тавричанке. Даже немного перед армией довелось поработать  в шахте   подземным электрослесарем.   Поэтому, когда о социальном происхождении  некоторых говорят, что они – с самых низов, типа  от земли или от сохи,  то  я так запросто и сообщаю, мол,  вышел  из-под земли. Что же касается увлечения техникой, то оно поначалу добром не кончилось.

 У его дяди должность по сельским меркам была уважаемой.  Иван Петрович возил  на ГАЗ-67  начальника автобазы. Он на ней приезжал на обед. Машину оставлял во дворе, а ключ зажигания в замке. А какому пацану не хочется приобщиться к шофёрскому делу? Однажды  в кабину и забрался, потом осторожно повернул ключ. Машина вдруг и завелась. Малец нажал на газ и тронулся в путь. Правда, уехал недалеко  –  пересёк улицу, врезался в соседский забор. Позорно сбежал с места происшествия, вернулся домой лишь к вечеру. На удивление дядя за уши не таскал, но глянул как-то по-особенному, с надеждой что-ли.  Надолго тот взгляд парнишке запомнится… Как и сам газик. Их теперь в коллекции Анатолия Аблемитовича несколько, довоенные и 1943 года выпуска. Но об этом тоже чуть позже.

 Обладая непередаваемым чувством юмора, наш герой в качестве доказательства приводит ещё один пример «посвящения» в будущую специальность, запросто назвав его «приколом».

– Я может с того раза и стартанул уверенно по жизни, – улыбаясь, заверяет именинник. – Мы с дядей  однажды отправились в соседнюю деревушку, бабушке Моте дров отвезти.  Мелочь всякую от комелей, которые  даже не щепа, а опилы, но одинокой старушке помощь ощутимая.  В общем, выгрузили всё на огород. Дядя сигналит, бабуля  выскакивает из своей избушки, суёт нам  красным червонцем десять рублей.

 А там, в колхозе, было своё сельпо. Дядя туда ныряет. Вскоре  вынес  две бутылки водки в руках. Пробки такие,  сургучом залитые. Заливает в себя одного «мерзавчика» и командует с устатку довольно: «Садись за руль,  поехали. До автобазы всего четыре километра». А мне тогда 14 лет было с весом 35 кг. А  в Приморье, как известно, сопки с крутыми подъёмами и спусками. Машина с горы, я ногами тормоза жму. А чем больше жмёшь, тем быстрей едет. Дядя рядом, но дремлет беззаботно. Заезжаю в гараж, на вопрос, «А где Петрович?», он уже появляется из кабины бодрый и весёлый и заодно суёт мне первый побочный заработок 3 рубля, первый калым. При том, не забыл похвалить:

– Молодец, Толян!  Классным шофёром будешь.

С той памятной поездки на каких только машинах удалось «прокатиться» Насырову: крутил баранку сначала военным шофером на ЗИЛ-164, ЗИЛ-157, работал таксистом, водителем автобуса,  дослужился до начальника колонны…

   «Срочка»,  как подтверждение выбора

Перед армией Анатолий окончил курсы шофёров третьего класса от военкомата ДОСААФ в городе Уссурийске. Парень одно время  мечтал о море. Не только потому,  что любил рыбалку. Видел себя в тельняшке бравым морпехом, связывая  мечты с соответствующей  службой. Но снова был Уссурийск, полк  Правительственной связи.  Кстати, его срочная совпала по времени с событиями на острове Даманский. Они обеспечивали правительственную связь непосредственно  с командиром соединения. О самом инциденте на героическом острове Насыров, как и другие даманцы, говорить не любит. Да и зачем? Не вернёшь уже тех мальчишек, которые погибли полвека назад, и не заставишь соотечественников ценить эту высокую плату за мир с соседним государством. А всё-таки в нынешнем году Анатолий Аблемитович организовал в масштабах Хабаровского края памятный мартовский автопробег в честь Героя Советского Союза младшего сержанта Владимира Орехова, не вернувшегося тогда из боя.

Что же относительно самой срочной службы, то Анатолию запомнилась первая армейская машина. Он о ней отзывается как о старой, убитой горем старушке. По его словам, Зил 164 вернулась   с уборочной Казахстана практически вся разбитая. «Добивали» её уже в части, где она возила кабели в катушках, которые  своей тяжестью ломали доски видавших виды бортов.  Вроде и списанной поначалу считалась, но он дал ей право на жизнь, сделав из стального полкового ветерана  «конфетку». На ней, точнее,  на нём, восстановленном  Зил 164, старшему водителю  доверили перевозить военнослужащих срочной службы полка ГКБ СССР.

Отслужил младший сержант достойно два года и задумался: «Что, дружище, опять в шахту нырнёшь?» На глаза случайно попалась краевая газета «Красное знамя», откуда и узнал, что во Владивостоке на автобусы  требуются водители 3-го  класса, отслужившие армию. Даже общежитие предоставляется. Уже на следующий день молодой человек начистил сапоги, ремень подправил и уехал.  Навстречу своей мечте.

Дорога –  надёжный спутник

Демобилизованный Насыров,   придя  в автоколонну, поселился в общежитии.  Приняли в коллективе нормально. Даже подработку предложили. Анатолий днём учился, ночью в качестве слесаря лежал  под автобусом, чинил его за положенные в месяц  90 рублей. Зил 158 поначалу тоже особой радости не вызвал. Сиротяга стоял боком, опираясь на два колеса. Выправил на совесть и сразу на линию. Этот зилок, к слову, теперь в коллекции автолюбителя. Дочка Насырова Елена однажды его отыскала. Отучившись на курсах  в учебном  комбинате «Приморавтотранс», молодой человек   прямой наводкой – на автобус. Первый был тот самый ЗИЛ-158 «В»,  который претерпел серьёзный ремонт и по праву чувствовал надёжные руки своего хозяина. Потом был ЛАЗ-695, и, конечно, новенький  «Икарус», которым он  очень гордился. Так карьера и началась.

По мнению Анатолия Аблемитовича, автомобилистом стать очень просто. Главное любить не только дело, которому служишь, но и своего железного коня, которого тебе доверили, держать его в постоянной готовности, ухаживать за ним.   

 –  И ещё большую роль для меня, как водителя, сыграли курсы таксистов, - сообщает Анатолий Аблемитович. – Я ценю  свою работу ещё и за то, что  мне всегда было интересно общаться с людьми. При подготовке на курсах нам читали психологию, нас учили всегда с уважением относиться к пассажиру, независимо, кого везёшь – известного артиста или просто девушку без социальной ответственности. Это сейчас настоящих таксистов мало… Ну, да ладно. У нас ещё есть о чём поговорить.

– Анатолий Аблемитович, а сама дорога является для вас надёжным спутником?

– Обязательно. Всю эту прелесть познал на междугородних рейсах. Невольно чувствуешь себя её хозяином, мудрым, грамотным, уверенным в себе. Повороты, косогоры, деревья кружат, встречаясь и прощаясь… Речка, сопка с багульником, полянка, всё узнаваемо и дорого. Ты с дорогой вместе живёшь. Наверное, люди моей профессии неисправимые романтики. И всё же… На крутых подъёмах надо передачу своевременно переключить, на спуске передвигаться тихонько,  на тормозах. Машина, дорога, шофёр – это одно целое. Да и в черте города всегда отыщется  много интересных встреч, радостных и не очень.

А потом Анатолий Аблемитович переехал вместе со своей мамой в Хабаровск, где и свершились в его жизни все наиболее знаменательныесобытия.

 «Я привык все решения принимать сам»

– Мне не довелось родиться в семье олигарха, – рассуждает собеседник с улыбкой.  –  Тогда их вообще не было, да и Слава Богу, что моя трудовая биография сложилась именно так.   Я рос, мужал и учился всему сам. И привык все решения принимать сам. В Хабаровске для начала тоже пошёл в таксисты. С тех пор, например, знаю Константина Сиденко, когда он еще курсантом   был в ТОВМУ, а потом адмиралом стал, командующим ВВО. Знакомство поддерживали всегда, независимо от того, кто кем работал. В том числе и сейчас.

       Анатолий Насыров не без основания считает, что в таксопарке прошли его лучшие годы становления. Начальником 1-й колонны тогда был Пётр Арсентьевич Максимов, - фронтовик, мудрый, строгий и великодушный человек. Он, с четырёхклассным образованием, мог разобраться в любом вопросе. Вся информация, необходимая для организации работы коллектива, у Петра Арсентьевича вмещалась в толстую общую тетрадь (76 листов).

 – Мне очень повезло, что я работал под руководством этого замечательного человека,  – признаётся не без гордости герой дня. – По сути, многие мои человеческие качества были сформированы благодаря влиянию моего наставника.  Помню первую свою машину ГАЗ-2 и даже государственный номер - 65-70 хбг, которую мне дали в таксопарке, кстати, тоже, битую, «из-под забора». В память о ней я решил сделать в музее «РЕТРО-100» такой же экспонат, точно такую же «Волгу», с теми же номерами. Конечно, новичку, как правило,  достаётся не новая машина, поэтому я полдня под ней лежал – чинил её, потом полдня возил пассажиров. Через год, благодаря стараниям и хорошим показателям, получил  новую машину ГАЗ-24.

Когда сбываются мечты

 – Анатолий Аблемитович, сейчас о вашем любимое детище –  клуб «Авторетро–100» только ленивый не знает. С самого начала  наша беседа этой темой буквально проникнута.

  – Это и на самом деле моя гордость,  – не скрывает неподдельной радости он.  – Клуб «Авторетро» появился в  1996 году. Тогда в честь 100-летия автотранспорта России состоялся первый пробег старинных авто. На участие в нём, на призы губернатор Ишаев выделил 200 тысяч рублей. Наших машин было 14. Это событие объединило всех частных владельцев раритетных машин в городе и стало поводом для создания нашего клуба.   Как-то  сидим с мужиками, беседуем за … чашкой чая. Я им сообщил, что есть три старые машины, надо бы ещё подсобирать, да и музей неплохо бы в Хабаровске сделать. Как увижу повидавшую виды машинку старого образца, душа болит.

Москвичи, Победы, запорожцы были  особо востребованы у россиян в 70 и 80 годы прошлого века, находясь  в личном пользовании. Сейчас в основном иномарки у всех. Так мы с сотоварищами вышедших из моды Побед,  газиков 67, эмок лет за 20 насобирали прилично. В том, кстати, основательно помог  и Восточный военный округ. Сейчас делаем музей города Хабаровска.

Анатолий Насыров не скрывает, что это было главной мечтой его жизни. Сегодня в его клубе «Авторетро-100» 70 машин на ходу и 30 требуют восстановления. Все они выпущены в СССР и за рубежом в прежние годы. Есть уникальные экземпляры.  А когда наберётся ровно сто автомобилей, и у клуба будет своё просторное помещение, Анатолий Насыров пообещал передать весь свой автомузей городу. Создать в городе музей истории автомобильного транспорта Хабаровска ещё его одна мечта.  А за создание уникальной коллекции ретроавтомобилей и коллекцию документов об истории деятельности клуба «Авторетро» он получил звание «Лучшего хранителя истории».

Невольно поражает выносливость, оптимизм и настойчивость Анатолия Аблемитовича. На протяжении не одного десятка лет он работал одновременно и председателем крайкома профсоюза автомобилистов, и руководителем Учебного комбината. Разрулил. Отремонтировал, укрепил базу, построил много нового. Чего стоит автоматизированный экзаменационный комплекс, который сегодня единственный в системе «РОСАВТОДОРА».  Насыров укомплектовал коллектив отличными специалистами. Большая часть водителей в Хабаровске – выпускники этого комбината. Комбинат за двадцать два года подготовил более 40 тысяч водителей, специалистов транспортного комплекса в сфере безопасности дорожного движения и охраны труда. Кстати, в Учебном комбинате Анатолий Насыров  проработал директором  двадцать два года, выведя его   на первое (!) место в России. Сам же он за процветание и сохранение исторического и культурного наследия города удостоен почётного звания «Лауреат премии имени Якова Дьяченко». И даже это далеко не все его заслуги.

Ещё об одном увлечении Анатолия Аблемитовича. Назвав главу, к примеру, … «Утиные истории». Кстати, на полном серьёзе,   поскольку главный хабаровский коллекционер раритетной техники  теперь ещё и…  птицеводством увлечённо занимается. Выращивает уток, гусей, кур, которые уже благополучно пережили зиму в обустроенных сарайчиках.… Даже не так давно два инкубатора купил. В планах обзавестись индюком. Но об этом мы договорились рассказать позже. Есть уверенность в одном, что и это дело начинающий птицеводНасыров доведёт до своего логического ума.

Вместо эпилога, Или на обочину не съезжаю …

Об Анатолии Аблемитовиче верно сказал один и хорошо знающий его человек, «Это тот руководитель, который из руин вытащит любое дело и поставит его на ноги. Ему можно поручать все. И он справится».

На все вопросы, в чём секрет его успехов, этот замечательный человек отвечает по - своему, с неизменным юмором:

  – Поступило предложение избрать Насырова туда-то и туда-то… Все руки   подняли. Единогласно. «Ну вот, теперь берегитесь», думаю про себя.  Должен заметить, как всегда, я никогда и никуда не лез, ничего не просил, но так выходило, что мне всё время что-то предлагали, куда-то избирали, выдвигали и доверяли. Да и сейчас доверяют.

В 2014 году Анатолию Аблемитовичу присвоено высокое звание «Почётный гражданин города Хабаровска». Попутно были отмечены его дальновидность, эрудиция, оптимизм и талант организатора, которые вызывают уважение и служат ярким примером добросовестного отношения к делу.

Объясняя причину неожиданно свалившейся на него популярности и ответственности, Почётный гражданин города был в суждении много проще.

 –  Я был назван Почётным на волне всех моих дел и потому стал узнаваемым, –  с хорошей, но не без хитрецы,  улыбкой завершает нашу полнокровную беседу он.  –  Просто я настырный в работе, потому по жизни всего добиваюсь. Правильно вы отметили, что в мою фамилию следовало бы букву «т» вставить. Настыров тоже неплохо. Но уж пусть будет родная, отцовская.  Я не тщеславный, рисоваться не люблю. А что  задумал, то  надо сделать, и я сделаю. Бывает трудно, как и всем. Приходится выколачивать, выбивать и быть дипломатом одновременно, свои деньги частенько вкладывать.

Дел и суеты будь здоров. Я 6 лет возглавляю Дальневосточный центр  охраны труда и безопасности  дорожного движения, на мне автошкола Хабаровского  края плюс  соревнования автомобилистов среди женщин автоледи, детей… Я работаю в 13 действующих комиссиях… Это не жалобы, я рад, что востребован в свои 75.

 Недавно глянул на свои награды. У меня медалей на два пиджака, от Георгадзе до Путина, хоть на спину вешай. Самые значимые размещены на двух планках. Для меня это не просто оценка труда, это своего рода аванс. Я по-прежнему   наращиваю обороты. Успеваю жить для своей дочери, внучки, которая замечательно поёт. Следую по своей надёжной дороге. На встречку не выхожу, не съезжаю на обочину или в кювет. Мне туда ещё рано.

 Со своим героем полностью согласилась. И припомнилось попутно. Парад на главной площади города прошёл 9 мая как всегда торжественно, при обязательном участии автомобильной техники «Авторетро».  Уже в 24-й раз многие ветераны Великой Отечественной войны и армии как всегда стоя, приветствовали прохождение автомобилей – ровесников середины прошлого века. И многие обязательно вспомнили имя замечательного жителя краевого центра Анатолия Насырова, не забыв его предварительно поздравить с законным юбилеем.

 

Гребенюк Ольга Григорьевна, редактор журнала «Аргументы времени»

Фото автора и из архива Анатолия Насырова