ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ – НАХОДКА ДЛЯ НАС

«От Байкала до Амура» – так называется экспозиция, с которой посетители Чегдомынского краеведческого музея знакомятся в год 50-летия БАМа

Справа от входа в выставочный зал – гимнастерка с черными петлицами. Потертая хэбэшка, пуговицы со звездой, размер, если не ошибаюсь, 48-й. Да, воины-железнодорожники не были богатырями. Но они совершили великое дело . . .

– проложили главный путь от города Тынды до станции Постышево, на самом сложном участке магистрали, на котором преобладают горные массивы и заболоченная местность.                                                                            

– Гимнастерка принадлежала ефрейтору Виктору Шаптале, – уточняет директор музея Ольга Владимировна Лештаева. – Наши фонды формировались в пору строительства, поскольку сам музей был создан на третий год после начала укладки рельсов и возведения станций.                                                                          

Рядом с многократно стиранной, а потому бледно-зеленой гимнастеркой – ярко-черный, а следовательно, абсолютно новый комплект зимнего обмундирования: брюки и куртка, шапкаушанка. Вероятно, презент от снабженцев корпуса железнодорожных войск, дислоцированного в Чегдомыне. В такой одежде работали путеукладочные команды.                                                                            

Карта восточного кольца, самодельная, но географически безупречная, возвращает к главному бамовскому свершению в Хабаровском крае – стыковке на разъезде Уркальту 29 июня 1979 года. Без малого пять лет с запада и востока укладывали шпалы и рельсы, чтобы они соединились в отрогах Баджальского хребта. Так открылось сквозное движение через Верхнебуреинский и Солнечный районы в Комсомольск-наАмуре, а далее в Ванино – ведущую морскую гавань региона.                                                                                  

Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали закольцевали ветки, проложенные на север от станций Известковой и Волочаевка-2 в предвоенное время. А значит, в 1974 году не начали, а продолжили строительство второго железнодорожного пути к Тихому океану.                                                                             

Я взял в руки без малого полуметровый гаечный ключ, которым 5 октября 1980-го было скреплено последнее звено БАМа на территории Хабаровского края. Это следует из надписи на путейском инструменте, выглядящем нестандартно благодаря гальваническому покрытию. Похоже, ему предназначено было стать музейным экспонатом. А путеукладчик той памятной осенью устремился к Февральску…                                                                               

АЛОНКА В МИНИАТЮРЕ                                                                                   

Поднимаешь голову и видишь флаги. Красно-голубой – Украинской Советской Социалистической Республики. Красно-зеленый – Молдавской. Красно-бело-зеленый – Таджикской… Прибывшими оттуда строительно-монтажными поездами в Верхнебуреинском районе воздвигнуты Новый Ургал, Алонка и Солони.                                                                                   

Флаг РСФСР не вывешен, хотя входящими в ее состав регионами Поволжья построены самые отдаленные в районе станционные поселки. Саратовской области обязан своим рождением Герби. Куйбышевской, ныне Самарской, – Этыркэн.                                                                                 

Я увидел алое полотнище – флаг Союза ССР. И в его присутствии был смысл: БАМ строила вся страна – ставшая достоянием истории, но остающаяся примером решения грандиозных задач специалистами разных национальностей.                                                                                

Макет Алонки с улицами двухэтажек, школой и площадью у вокзала появился, когда закладывали фундаменты этих объектов. В 1977 году Верхнебуреинский район отмечал 50-летие и «МолдавстройБАМ» посчитал возможным представить поселок будущего.                                                                                   

Стал экспонатом музея и переходящий вымпел крайкома КПСС, крайисполкома, крайсовпрофа и крайкома ВЛКСМ, присуждаемый по итогам работы за квартал лучшему строительно-монтажному поезду восточного участка.                                                                                    

Как сказала Ольга Владимировна, не все понимают значение слова «переходящий». Ушли в историю крайком и крайисполком, комсомольско-молодежные бригады и «БАМ-книга». Но в памяти остаются не вывески и термины, а личности.                                                                                    

– Когда первый секретарь Верхнебуреинского райкома партии Владимир Иванович Луночкин приезжал в Новый Ургал, он шел на объекты. Бригадиров знал по имени-отчеству. Спрашивал не только о выполнении плана, поставках материалов и зарплате. Знал семейное положение каждого, откуда человек прибыл (из Донбасса, Киева или Харькова), что писали из родных мест, – отмечает Раиса Михайловна Сысюк, в прошлом мастер «Укрстроя». – Немало было тех, кто отработал три года и получил право на покупку «Жигулей» или «Москвича», однако с БАМа не уехал. Я сама осталась, потому что понимала: такое уважение к человеку труда, такую взаимовыручку и теплоту вряд ли где встречу…                                                                                      

МЕККА ХАБАРОВСКИХ ТВОРЦОВ                                                                                       

Сулук – особый станционный поселок, ведь его создавал Хабаровский край, единственный из регионов Дальнего Востока, принявший участие в строительстве БАМа конкретно и зримо.                                                                             

– Командир отряда «Хабаровский комсомолец» Сергей Манойленко подарил нам свою зеленую куртку, – показывает директор музея то, чем бойцы отряда, формировавшегося из добровольцев в городах и районах, особенно гордились и что надевали исключительно на выход.                                                                        

Отряд влился в строительно-монтажный поезд «ХабаровскстройБАМ», который возглавил инженер и фронтовик Сергей Иванович Ступин. Электронный архив музея хранит фотографии, запечатлевшие не только палатки и общежития, но также возведенный для эксплуатационников магистрали микрорайон с многоквартирными домами, детсадом и школой. Сулук стал Меккой для хабаровских артистов, художников и писателей. А сколько раз в нем встречали космонавтов или известных в стране и мире общественных деятелей!..                                                                              

Зеленые куртки «Хабаровского комсомольца» можно было увидеть в сентябре уходящего года на фестивале «Арсеньев LIVE», когда на его сцену поднялись строители Сулука. Очередная музыкально-просветительская акция, традиционно прошедшая на главной площади столицы края, была посвящена 50-летию БАМа.                                                                         

– Чтобы погрузить школьников, пришедших в музей, в атмосферу 1970-х годов, мы воспроизводим процедуру выдачи комсомольских путевок. Рассказываем, кому из желающих поехать на БАМ отдавалось предпочтение и какой вес имело мнение товарищей по работе или учебе, – отмечает директор музея.                                                                      

В фондах хранятся письма, которые приходили в Верхнебуреинский райком КПСС. Некоторые из них представлены в экспозиции, посвященной 50-летию БАМа. Примечательно, что обращались люди, которым отказали в предоставлении комсомольских путевок по профессиональным либо возрастным данным. Один из них – бурильщик артезианских скважин, убежденный, что стройке века нужны не только плотники и бетонщики, но и узкие специалисты. Он недоумевал: как можно что-либо начинать без водоснабжения?                                                                     

Выпускник МГУ, юрист по профессии, тоже был возмущен. Разве в 45 лет человек не может участвовать в освоении необжитых просторов Сибири и Дальнего Востока?.. Действительно, энтузиазм, романтика, желание испытать себя трудностями были свойственны всем поколениям.                                                                            

Вернисаж Ивана Берсенева в зале, примыкающем к выставочному, дополняет свидетельства грандиозного строительства. На акварелях местного художника портреты и пейзажи того же периода. Искренность, скромность, не показная, а сдержанная любовь – такие же приметы времени, как и отполированные костыли, которыми крепили рельсошпальную решетку в торжественных случаях.                                                                           

От Этыркэна до Герби, на всем протяжении главного пути БАМа в Верхнебуреинском районе, вновь кипит работа. Укладывается земляное полотно, урчит техника. Повзводно и поротно выполняют задания железнодорожные войска. Поэтому будут еще в краеведческом музее новые экспозиции и вернисажи.

 

Михаил КАРПАЧ

Хабаровск – Чегдомын

Фото из архива Чегдомынского краеведческого музея

 

Газета «Приамурские ведомости», № 50 (8439) 2024 года

г. Хабаровск