В последний путь летчика Светогорова

Утро, 25 июня с.г., Хабаровск. Матвеевское кладбище. Горький аромат древесной смолы наполнял зал прощания. Военный священник Восточного военного округа, иерей Андрей (Мешков) раздувая ладан в кадиле, готовился к прочтению молитв за неупокоенные души погибших в авиационной катастрофе восемьдесят один год назад. Стояла гробовая тишина.

В полумраке, в дымке, у гроба с почетным караулом, полукругом застыли не близкие, но неравнодушные люди, которых потрясла трагическая история гибели экипажа и пассажиров итальянского гидросамолета «Савоя С.55П» - под управлением участника спасения челюскинцев Александра Светогорова.

Катастрофа произошла 26 июня 1935 года в глухой тайге, в 67 км от п. Лазарев Николаевского района Дальневосточного, ныне Хабаровского края. Пассажирский самолет-катамаран, вылетев из Александровска-Сахалинского (тогдашняя островная столица), через пять часов должен был приземлиться в Хабаровске. Но этого не случилось.

Из-за плохой погоды - низкой облачности и штормового ветра, воздушный корабль отклонился от маршрута и пропал. Его конечно не сразу, но нашли, не раз туда снаряжались экспедиции, что-то искали, но все эти восемьдесят лет людские останки так и не были захоронены... Почему - большая тайна, а может и проклятие...

«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится...», - расколол тишину отец Андрей и затянул заупокойную молитву.

Громкие церковные слова были как никогда важны в этом мероприятии. Они наводили траурную пелену, они успокаивали, хотя и не давали ответа на главный вопрос: а чья была вина?

«Прости им все согрешения вольные и невольные, даруй Царствие Небесное», - звучал священник. И лучше этого не скажешь...

На улице уже готов почетный эскорт, он построен в развернутом строю, фронтом к выходу из зала.

Молитвы закончились. Звучат команды: «Смирно!», «На кра-ул!», щелкают каблуки офицеров, слышно бряцание карабинов.

Военный духовой оркестр штаба округа плеснул «Коль Славен». Траурная процессия двинулась в путь.

Традиция столь торжественного церемониала захоронения, с отданием воинских почестей, в Восточном военном округе возрождена совсем недавно. Война на Дальнем Востоке отгрохотала давно.

Два года назад прошло перезахоронение моряков-амурцев, погибших при выполнении служебного задания в конце 30-х годов прошлого века.

Теперь - отдается дань уважения летчику Александру Светогорову, который успел, прибыв в Хабаровск в 1930 году из Подмосковья - послужить в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА) - в Амурских ВВС, затем, в Управлении Краснознаменной пограничной и внутренней охраны по Дальневосточному краю (УКПВО ДВК) - откуда в 1934-м командирован на спасения челюскинцев.

А на «гражданке» он пролетал всего ничего - четыре месяца, работая в Дальневосточном управлении Гражданвоздухофлота и имея допуск ко всем типам самолетов. Ему доверили на то время самый передовой - пассажирский комфортабельный лайнер - гидросамолет «Савоя С.55П» (там установлена радиостанция фирмы «Marconi», предусматривалось отопление пилотской кабины - электричеством и пассажирских салонов - беспламенными печами).

Впрочем, о подвиге и о последнем полете Александра Светогорова, а также о найденном его личном деле в Хабаровске - говорилось на коротком траурном митинге.

Играл Гимн России. Перед рядами военнослужащих, пограничников, курсантов, летчиков и остальными - сугубо гражданскими лицами - читали пронзительные письма со всей страны - телеграфные слова соболезнования и благодарности организаторам за святое дело, пусть и спустя восемьдесят лет.

Звучали отклики и от родственников Светогорова, которых разбросала судьба по всему миру. Родные тоже благодарили, но, к сожалению, самим сказать слова прощания, проронить слезу, прикоснуться к гробу, - поездку в Хабаровск позволить себе не смогли - финансово оказалось очень затратно (потом, правда, узнали, что каждый дома провел поминальный обед).

Гордость брала за нашего земляка - сколько успел в свои 31 год сделать Александр Светогоров. Горько и обидно, что при жизни его подвиги не оценили, а упокоения пришлось ждать очень долго!..

Слова были все сказаны. Захоронили останки командира Светогорова, его экипажа и пассажиров самолета в братской могиле на Аллее памяти Матвеевского кладбища под залпы салюта.

В этот же день на могиле открыли памятник. Черная гранитная стела поместила имена всех 12 человек и даже самолет «Савоя С.55П» - его контур - тот самого, на котором летели в последний путь 26 июня 1935 года.

 

Константин Пронякин.

Хабаровск

 

врез

Глава СКР Александр Бастрыкин прислал организаторам в Хабаровск телеграмму:

«От коллектива Следственного комитета Российской Федерации и от себя лично благодарю вас за приглашение принять участие в историческом мероприятии - проводить в последний путь последнего спасателя челюскинцев, полярного летчика Александра Павловича Светогорова. Благодаря личному мужеству и отваге Александра Павловича, были спасены многие жизни, в неимоверных условиях, рискуя собой, он исполнил свой профессиональный и человеческий долг и до последнего дня остался верен призванию и Отечеству. Очень важно, что благодаря нашим совместным усилиям, спустя 81 год, имя Александра Павловича займет достойное место на Аллее памяти, а его прах будет с почестями предан земле...»

 

Справка

В траурном мероприятии по захоронению останков экипажа и пассажиров самолета «Савоя С.55П» приняли участие военнослужащие Восточного военного округа, Хабаровского местного гарнизона, 11-й армии ВВС и ПВО, пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, курсанты Хабаровского пограничного института ФСБ России и Хабаровского филиала Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. Все они, в парадном строю, под звуки оркестра, отдали последние почести летчику-пограничнику Александру Светогорову.

 

*    *    *

Восемьдесят один год длился перелет с Сахалина в Хабаровск

Долгое время гидросамолет «Савоя С.55П» и участники злополучного рейса по маршруту «Александровск-Сахалинский - Хабаровск» числились бесследно пропавшими, хотя за восемьдесят один год к предполагаемому месту крушения самолета от разных организаций, в том числе из НКВД и Хабаровской краевой прокуратуры, в разные годы снаряжали экспедиции.

Результаты их работы - доподлинно нам не известны, в том числе, по причине «выхода срока хранения документации». Так, по крайней мере, ответили в прокуратуре. Известно только одно, что за восемьдесят один год - тела, а затем и останки экипажа и пассажиров даже не сдвигали с места. Они так и лежали на белом свете.

 

Второй раз в истории

Общественный Совет по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока, который работает при Хабаровском краевом отделении ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) в прошлом году обратился с заявлением по факту обнаружения человеческих останков и следов авиакатастрофы в тайге Николаевского района в Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР.

Началась доследственная проверка. А затем, на место катастрофы организована совместная экспедиция со следователями и экспертами Комсомольского-на-Амуре следственного отдела на транспорте ДВСУТ СКР.

Девятая в общем счету экспедиция, максимально открытая для общества, официально задокументировала и подтвердила факт обнаружения разбившегося восемьдесят лет назад гидросамолета «Савоя С.55П» с бортовым номером «СССР Л840» (заводской №10531) и непогребенных останков экипажа и пассажиров (всего на борту было 12 человек).

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин принял решение оказать максимальное содействие работе экспертной группе в Хабаровске по делу найденного разбившегося самолета «Савоя С.55П». И самое главное, провести дорогостоящую генетическую (молекулярную генотипоскопическую) экспертизу останков на ДНК на базе экспертно-криминалистического центра Следственного управления СКР по Хабаровскому краю.

Такие исследования на ДНК в России - далекие по времени, следствие проводило второй раз в истории. И первыми были останки царской семьи Романовых.

Доподлинно известно, что в Хабаровск Светогоров прибыл из Подмосковья в 1930 году, как летчик-испытатель новых советских самолетов Московского Научно-испытательного института ВВС РККА, служил пилотом Амурских ВВС ОКДВА (Особой Краснознаменной Дальневосточной армии), затем работал инструктором Хабаровской краевой школы гражданских пилотов им. И.С. Уншлихта, а в 1933 году - назначен командиром звена авиаэскадрильи Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны по Дальневосточному краю, откуда и направлен на помощь челюскинцам.

Александр Светогоров вывез 29 челюскинцев и среди них ребенка, доставил их из Уэлена в бухту Провидения - основную точку сбора зимовщиков на Чукотке, закончив спасательную операцию на самолете «Савоя С.62бис» без единой поломки.

Председатель общественного Совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока Геннадий Басюк поведал, как случайно обнаружил личное дело на Александра Павловича Светогорова в Хабаровске, в МКУ «Хабаровский городской центр хранения документов» (хотя все его искали в ФСБ - правопреемнице ОГПУ и НКВД, по подведомственности погранвойск, где служил летчик) и доподлинно узнал его биографию.

Рассказал Геннадий Басюк о том, что общественниками запланирована вахта памяти по местам боевой службы Александра Светогорова (от Владивостока до бухты Провидения на Чукотке), и первая «вахтенная служба» проведена 25 мая с.г. - установлена памятная доска Светогорову на здании Хабаровского авиаклуба им. летчиков-Героев челюскинцев. Именно там он в 1933 году выпустил в первый самостоятельный полет будущую прославленную фронтовую летчицу, Героя Советского Союза - Нину Максимовну Распопову. Светогоров ее учитель!

 

Недооценённый при жизни герой

Председатель Совета Геннадий Басюк назвал истинную причину катастрофы 26 июня 1935 года. По его словам, в Государственном архиве Хабаровского края имеется протокол №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31 августа 1935 года по материалам обследования Дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, к ведомству которого и принадлежала «Савоя С.55П», где записано: «основной и главной причиной гибели самолета является вылет в нелетную погоду».

С Сахалина самолет Светогорова был вызван «срочной диспетчерской телеграммой о возвращении в Хабаровск» диспетчером Бураго. Начальник Александровск-Сахалинского гидропорта Моничев за выпуск самолета 26 июня 1935 года в нелетную погоду отдан под суд.

Исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко в письме в Хабаровское краевое отделение ВООПИиК сообщает, что МАК «не видит оснований сомневаться в выводах о причинах катастрофы самолета «Савоя С.55П» 26 июня 1935 года, сделанных комиссией Гражданвоздухофлота».

Председатель общественного Совета ветеранов Дальневосточного управления Росавиации Анатолий Будник, посетовал на недолгую память поколений, когда восемьдесят лет почти никто не интересовался судьбой людей, погибших в авиакатастрофе и ничего не сделал для предания их останков земле по христианскому обычаю.

Анатолий Будник высоко оценил деятельность Александра Светогорова, как летчика-аса уровня Валерия Чкалова - дальневосточного Чкалова, особенно в челюскинскую эпопею, назвав его недооценённым при жизни героем (он не получил никакой награды, кроме звания «Почетный чекист» и знака «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» «за участие в спасении челюскинцев»), наравне с летчиками - участниками спасения челюскинцев и первыми Героями Советского Союза: Анатолием Ляпидевским, Сигизмундом Леваневским, Василием Молоковым, Николаем Каманиным, Маврикием Слепневым, Михаилом Водопьяновым и Иваном Дорониным.

Общественный Совет, поддержанный общественностью, намерен ходатайствовать перед президентом России о присвоении участнику спасения челюскинцев - летчику Александру Светогорову (1904-1935) - посмертно звания Героя России.

 

Константин Пронякин,

Хабаровск.

 

Фото автора, а также предоставлены Авиационным парком-музеем «Воландия» (Park and Museum of Flight «Volandia», Милан, Италия), МКУ «Хабаровский городской центр хранения документов», Музеем истории развития гражданской авиации Дальнего Востока Министерства транспорта РФ (Хабаровск), Сахалинским государственным областным краеведческим музеем.

 

По уточненным, с фамилиями и именами и самым последним данным ДВСУТ СКР (на 23.06.2016 г.), на борту самолета «Савоя С.55П» 26 июня 1935 года было 9 пассажиров (среди них 1 ребенок) и 3 члена экипажа - всего 12 человек.

 

Экипаж:

командир Александр Павлович Светогоров,

радист Леонид Ефремов,

бортмеханик Иван Григорьевич Стыченко.

 

Пассажиры:

директор Тымовской МТС (с. Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области) Антон Васильевич Шереметьев,

главный бухгалтер МТС Степан Щетинин,

главный механик МТС Сергей Валентинович Вараксин,

его жена Анна Григорьевна Ильинская с ребенком,

бухгалтер «Сахлестреста» Грановский,

супруга сотрудника областного земельного управления Мария Александровна Докучаева,

инструкторы отдела административно-организационного управления (АОУ) НКВД ДВК Корнышен и Меднис.

 

На фотографиях:

1. Памятник Светогорову

2. Братская могила

3. Захоронение Светогорова

4. Личное дело Светогорова

5. Пассажир Вараксин

6. Пассижир Шереметьев

7. Пассажирка Докучаева

8. Последний взлет Савои С 55П. 26 июня 1935г.

9. Светогоров 1934 год

10. Светогоров. Последнее фото 1935 год

11. Телеграмма Бастрыкина