СКВОЗЬ ГОРНЫЙ ХРЕБЕТ
В Хабаровском крае состоялась сбойка нового Дуссе-Алиньского тоннеля. Участие в этом знаковом для развития Восточного полигона РЖД событии принял лично губернатор Михаил Дегтярев. Глава региона отправился в Верхнебуреинский район из Хабаровска практически сразу же после выступления на пленарном заседании Всероссийского форума «История для будущего. Хабаровский край» (см. материал на стр. 4). Там, в отрогах Буреинского хребта, в 400 километрах к западу от Комсомольска-на-Амуре, все уже было готово к соединению западного и восточного порталов второго Дуссе-Алиньского тоннеля протяженностью 1 824 метра. С РАЗНИЦЕЙ В НЕСКОЛЬКО МИЛЛИМЕТРОВ Помимо Михаила Дегтярева, за процессом сбойки в режиме ВКС наблюдали зампред Правительства Российской Федерации – полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, министр транспорта России Виталий Савельев, председатель совета директоров группы компаний «Бамтоннельстрой-Мост» Руслан Байсаров и глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров. Бригады тоннельщиков сошлись на 950-м метре с восточной стороны. После получения сигнала от Юрия Трутнева была проведена сбойка – буровзрывным методом, как и вся проходка тоннеля. Двигаясь навстречу друг другу, две бригады с ювелирной точностью соединили две части туннеля. В месте сбойки – так специалисты называют точку соединения – разница между двумя ходами составила лишь несколько миллиметров. – Это большое событие для тоннелестроителей, – докладывал в январе Президенту России Владимиру Путину Руслан Байсаров. – Сложность заключается в том, что там вечная мерзлота и ни один тоннелепроходческий щит не получится использовать. Работа шла таким образом: в забое пробуривались шпуры, в которые закладывалась взрывчатка, далее производился взрыв с целью отбойки породы от скального массива. После извлечения земли, монтажа арок временного крепления и набрызг-бетонирования цикл повторялся. Всего было совершено 1 220 таких подрывов, использовано 180 тонн взрывчатки, разработано и вывезено около 150 тыс. кубометров горной породы. 25 ПАР ПОЕЗДОВ В СУТКИ Этот тоннель на участке Ургал – Комсомольск-Сортировочный Байкало-Амурской магистрали – один из самых сложных и важных объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона РЖД. – Сегодня мы празднуем большую победу! – сказал руководитель обособленного подразделения «ДуссеАлиньский тоннель» Сергей Плеханов. – Работать приходилось в сложнейших климатических условиях. Температура воздуха зимой опускалась ниже минус 50 градусов по Цельсию. Непросто складывалась геологическая обстановка: на пути проходки было четыре участка общей длиной более 200 метров, расположенных в зонах разломов со слабоустойчивыми грунтами. В стройке задействовано свыше 100 единиц техники и 1 тыс. специалистов. На объекте продолжаются работы по устройству постоянной железобетонной обделки, после завершения которых начнется устройство верхнего строения пути. – Тоннель строится по абсолютно новым стандартам, – заметил главный технолог АО «Бамтоннельстрой-Мост» Виктор Карпов. – Он будет полностью гидроизолирован и поэтому избежит проблемы разрушения бетона от грунтовых вод. И еще там уложат резиновые маты – не будет вибрации. Строительство Дуссе-Алиньского тоннеля, как и прокладка вторых главных путей, возведение станций и разъездов, а также электрификация Байкало-Амурской магистрали на территории Хабаровского края, ведется в рамках второго этапа развития Восточного полигона РЖД. Ввод в эксплуатацию нового объекта инфраструктуры снимет ограничения по перевозкам на участке Ургал – Постышево, увеличив его пропускную способность с 16–17 до 25 пар поездов в сутки. И как следствие, позволит повысить мощность Восточного полигона на 20–30%. – Дуссе-Алиньский тоннель возьмет на себя пропуск поездов сквозь горный хребет, – сказал Олег Белозеров. – Его ввод открывает возможность реконструкции тоннеля, сооруженного в прошлом веке, и в перспективе позволит организовать двухпутное движение поездов на этом участке. Перед РЖД стоит задача обеспечения провозной способности Восточного полигона в объеме 210 млн тонн к 2030 году и 255 млн тонн к 2032-му. Слаженная работа проектировщиков, конструкторов, инженеров и строителей позволит создать на восточном БАМе современную инфраструктуру, отвечающую самым высоким требованиям безопасности и надежности. ТОННЕЛЬ С 85-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ История Дуссе-Алиньского тоннеля началась в 1939 году. Проходка также велась с двух сторон навстречу друг другу. Но завершению работ помешала Великая Отечественная война. В 1942 году Государственный комитет обороны СССР принял решение о строительстве железнодорожной линии протяженностью почти 1 тыс. километров вдоль Волги для организации бесперебойного снабжения Сталинграда. В связи с этим было приказано снять на ряде участков БАМа уже уложенные рельсы и отправить их на возведение волжской рокады. А проект тоннеля законсервировали. Через два года после окончания войны работы на объекте снова возобновились, но в начале 1950-х многих рабочих перебросили на строительство ответвления железной дороги на Сахалин. А в мае 1953-го возведение восточного участка БАМа, включая и ДуссеАлиньский туннель, вновь было прекращено и законсервировано более чем на 20 лет. Следующий этап в истории объекта – конец 1970-х годов, когда возобновилось строительство БАМа. Правда к тому времени в силу высокой обводненности породы Дуссе-Алиньский тоннель оказался полностью заполнен льдом. Освобождать сооружение пришлось частично с помощью оттаивания, частично механическим путем. Восстановление тоннеля поручили специальному батальону, лед растапливали двигателями от реактивных самолетов. С тех пор работы уже не останавливались, и 4 ноября 1982 года объект был торжественно введен в эксплуатацию. Спустя 40 лет из-за устаревших конструкций и, как следствие, габаритных ограничений тоннель стал замедлять процесс перевозки грузов. Поэтому было принято решение о строительстве нового однопутного Дуссе-Алиньского тоннеля, идущего параллельно старому. Планируется, что полноценное движение по нему откроется к концу 2025 года. – Без возведения новых тоннелей, мостов, искусственных сооружений повышение провозной мощности железных дорог невозможно, – отметил Михаил Дегтярев на встрече со строителями уникального сооружения. – Только за два последних года мощность Ванинского и Советско-Гаванского портов увеличилась в полтора раза за счет модернизации Восточного полигона РЖД. Мы благодарим президента нашей страны Владимира Владимировича Путина за то, что он постоянно держит на контроле все стройки на востоке России. Я уверен: впереди большие свершения! Третий этап Восточного полигона тоже коснется Хабаровского края – это второй мост в районе Комсомольска-на-Амуре и второй Кузнецовский тоннель. Мы все трудимся для того, чтобы экономическая мощь России росла и суверенитет нашей страны укреплялся.
Дмитрий КОШЕВОЙ Фото Егора Тимошенко
Газета «Приамурские ведомости», № 08 (8397) - 2024 года г. Хабаровск |