Зеленая энергетика

Михаил Дегтярев рассказал о двигателях экономического роста в крае.

– У нас все передовые проекты связаны с транспортом. Нам надо сделать Хабаровск главным хабом на Дальнем Востоке. Транспортным, логистическим в первую очередь, – такое предложение на минувшей неделе сделал глава края Михаил Дегтярев министру РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексею Чекункову на встрече в совместном проекте телеканала «Россия 24» и пресс-службы правительства РФ – программе «Диалог».

Что такое хаб? Это узел, это «город в городе», это совокупность процессов и средств для реализации целой системы задач, которые притягивают торговлю, развивают промышленность, решают проблемы со снабжением, создают много рабочих мест.

В Хабаровском крае набор для транспортного узла есть: БАМ и Транссиб, сеть автодорог «Амур» (Чита – Хабаровск), «Уссури» (Хабаровск – Уссурийск – Владивосток) и «Восток» (Хабаровск – Находка). Морские и речные порты, новый международный аэропорт, передовые авиа- и судопроизводства. Теперь все это надо связать вместе. Вот и в разговоре двух государственников речь зашла об организации экономики. И не только с уклоном на военно-промышленный комплекс, но с новой, передовой «синей экономикой», то есть с использованием водных ресурсов и морских транспортных путей.

– КнААЗ, конечно, – визитная карточка, о нем все знают, весь мир. Строит Су-35, Су-56, сейчас будем строить Су-75 – «Шах и мат». Но авиация – еще не все. Это крупнейшее предприятие Комсомольска – Амурский судостроительный завод, который строит корабли, корветы для Тихоокеанского флота, – перечислил Михаил Дегтярев. – Это, конечно, «Амурсталь», это наша гидрометаллургия – Амурский гидрометаллургический комбинат (ГМК), центр переработки концентратов золотых упорных руд Дальнего Востока. Мы закладываем в этом году новое предприятие в Советско-Гаванском районе – Тихоокеанский ГМК. Это, конечно, наш транспорт. Транспортная отрасль дает Хабаровскому краю, бюджету максимум доходов. Дальневосточная железная дорога, БАМ, Транссиб – это для нас проекты номер один. Ну и конечно, мы номинируем мегапроекты. Это в первую очередь энергетика – приливная электростанция (ПЭС) в Тугурском заливе на 8 гигаватт энергии, которая в советское время не получила развития, потому что не было темы водорода, зеленого водорода [получаемого путем электролиза воды, которая разлагается на кислород и водород].

По словам врио губернатора края, Тугурская ПЭС будет генерировать электричество для производства водорода и фактически обеспечит до четверти нашего экспорта этого энергоносителя за рубеж. А зеленый водород – это зеленая энергетика, работающая на использовании возобновляемых источников энергии.

– Это Тихоокеанская железная дорога [от Эльгинского месторождения угля в Якутии до Чумикана, это 500 км], которую мы планируем построить на частные деньги. Это Ниманская ГЭС – гидроэлектростанция [на крупнейшем притоке Буреи, выше Бурейской ГЭС], которую мы номинировали в Правительство России и по которой ждем положительного решения. Она будет снабжать электроэнергией БАМ, – продолжил он. – Это сжиженный природный газ, который мы планируем из Якутии доставить по трубопроводу на берег Охотского моря и построить крупнейший завод по сжижению газа, фактически холодильник. Вот такие проекты мы предлагаем, серьезно продвигаемся и ставим себе целью удвоение валового регионального продукта в течение шести лет.

Федеральный министр Алексей Чекунков сказал, что поддерживает проекты главы края, которые все вместе «тянут на хаб».

– Для такого проекта, как приливная станция, время пришло, – уточнил министр. – В советское время люди не могли понять, куда девать эти гигаватты электроэнергии. А сейчас можно все просчитать, построить дата-центры (хранилища). Это может быть электрометаллургия и, конечно, химия, водородная энергетика. Мы будем вас поддерживать в этих инициативах.

Михаил Дегтярев затронул также тему взаимодействия с федеральным центом. По его мнению, семь, восемь или девять часов разницы с Москвой накладывают особенности в управлении.

– Когда о нас вспоминают, в Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском – глубокая ночь. И дела, которые в Москве хотят решить, чтобы помочь нам же, уходят на следующий день, – сказал он. – Ну и конечно, отток населения. Нужно говорить не о торможении оттока, а о притоке новых тружеников, новых интеллектуалов на Дальний Восток. Нужно уравнять в правах на дальневосточные надбавки тех, кто здесь работает и много лет живет, и тех, кто хочет сюда приехать. Получается, люди, имеющие высокую квалификацию, из других регионов – из той же Москвы, из Петербурга, с Поволжья, с Урала, – если сюда приезжают, три года ждут дальневосточные надбавки в 30%. И выходит, они находятся в неравных условиях с местными специалистами. Поэтому мы и не ощущаем притока...

Как стало известно позже, эти предложения поддержали и другие главы территорий, губернатор Камчатки Владимир Солодов и глава Сахалина Валерий Лимаренко. Теперь решение за Москвой.

 

Подготовил Константин Пронякин

«Приамурские ведомости», №33-2021