ЗОЛОТОЙ БОБ ДИНАСТИИ КОМОЛЫХ

Соя – это такой товар, который не боится ни санкций, ни иных ограничений

Один мой знакомый, вернувшийся из Китая, рассказывал, как его угощали «курицей» с рисом и каково было его удивление: в составе не было ни грамма мяса. Больше всего его поразило то, что фирменное блюдо было приготовлено с использованием сои. Может быть, он не удивился бы, если б вспомнил, что когда-то в СССР соя была популярна в виде конфет-батончиков. Они были как шоколад. И вообще, из этой культуры можно делать тысячу разных продуктов.

Об Олеге Митрофановиче Комолых пишут: «неизвестный», «полузабытый», но вместе с тем ставят в один ряд с выдающимся соеводом Всеволодом Золотницким. Этот талантливый ученый Дальневосточного научно-исследовательского института сельского хозяйства оставил уникальное наследство. Сегодня мало кто знает, что с его именем связан бум сои. Он был первым, кто открыл для хабаровчан тофу – сыр из соевых бобов. В конце 1990-х созданный им цех по производству продуктов питания из малознакомой тогда культуры стал первой ласточкой и дал зеленый свет заводам в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

ЧЕМПИОН «ИВАН КАРАМАНОВ»

Олег Митрофанович был деревенских корней, он отделял зерна от плевел – соевый жмых, который стал самой эффективной добавкой для крупного рогатого скота. А если б жил в Америке, то стал бы миллиардером. Но «миллиардером» Комолых был в советское время. Правда «миллиард» имел не лично он, а страна. И не денег, а бесценного сокровища – сои.

Мне посчастливилось взять у него интервью. Соевод держал в руках пучок крупных тяжелых стеблей – почти двухметровых, упирающихся «головами» в потолок. Кстати, это был один из самых высоких в мире сортов сои, чемпион по содержанию белка – «Иван Караманов», названный так в честь знаменитого в советское время летчика. Он давал фантастические урожаи: не по две, а по десять тонн первоклассного продукта с гектара земли! Солома – вторая ипостась боба Комолых. По прочности на разрыв она конкурировала с проволокой – не ломалась под напором ураганного ветра!

50 СТУПЕНЕЙ К ИДЕАЛУ

В лаборатории под открытым небом я увидел почти ювелирную работу. С помощью обычной иголки открывался бутон, в который вносилась пыльца с растения другого сорта. Комолых скрупулезно высчитал: соя должна отвечать полусотне требований, 50 ступеней к идеалу… Подобно альпинисту, он начал восхождение, не ведая, какую высоту ему предстоит покорить. Природа не очень-то сводит вместе урожайность и качество бобов. Потому-то так сложно подобрать для выведения совершенных сортов чемпионские пары.

Соя – носитель белка. И все же из 300 образцов, рассеянных по всему миру, подлинно богаты этим веществом всего около 40. Более того, это растение не несет в себе, так сказать, качества качеств. Оно как на доске качелей: когда одно свойство взмывает вверх, другое летит вниз.

«Ребята, не надо смотреть на Китай, поглядите вот сюда!» – показывал Олег Митрофанович свои делянки. Соя стояла как войско в ожидании битвы. Один рядок – мать, затем гибрид, далее отец и дети…

В сортоиспытаниях Комолых перешагнул рубеж в 100 центнеров с гектара, а отдельные «номера» давали 130! И это на землях, бедных гумусным слоем!

После каждого сбора урожая он просматривал 500 тыс. стеблей с бобами – три десятка лет! Один боб, такой незаметный в начале опыта, решал судьбу сорта. Чтобы увидеть главное, рядом с Комолых был его учитель – академик Г.Т. Казьмин, который стал соавтором многих сортов.

СОЮ ЖАРИЛ, ВАРИЛ, ЗАПЕКАЛ

Как выглядело чудо? В одной «шапке» – до 100 «бобиков»! Стручки прорастали почти до самой земли. Волшебное скрывалось в мешочках, за которыми фермеры стояли в очереди. «Спасибо ему за то, что размножает будущее!» – услышал от селекционера. Для производства тофу соевые бобы Комолых перемалывал, смешивал с водой – получалось соевое молоко. Потом его кипятил, остужал и добавлял коагулянт. Выходило нечто, похожее на творог.

На его счету было два десятка патентов на два десятка продуктов из сои. Олег Митрофанович ее жарил, варил, запекал, использовал в супах и соусах, готовил на пару. Даже выпекал из сои наивкуснейшие и наиполезнейшие булочки.

«БАТЯ», «МАРИНАТА» – ЗВУЧИТ КАК ПЕСНЯ

Как жаль, что Олег Митрофанович рано ушел из жизни. С тех пор прошло четверть века. В пять раз больше стали сажать сои. А урожаи из года в год растут.

Сегодня в Хабаровске действует ЗАО «Соя» – завод, который производит масло и корма на основе сои. В Комсомольске-на-Амуре есть АО «ДАКГОМЗ» – один из крупнейших производителей молочной продукции в дальневосточном регионе. Предприятие оснащено сертифицированной установкой по переработке соевых бобов по европейской технологии, обеспечивающей производство соевой продукции, включающей молоко, йогурты, майонез, тофу и питательные фруктово-соевые коктейли «Доктор Сойер».

Еще есть компания «Спорос», которая размножает «элиту» этой ценной культуры. Сегодня она признана стратегической на национальном уровне. В ходе визита на Дальний Восток Президент РФ Владимир Путин провел совещание, посвященное развитию сельского хозяйства в регионе, и особо отметил, что дальневосточная соя – лучшая. «Она натуральная. Такой больше в мире не осталось» – сказал он.

Наверное, даже самые заядлые любители сои вряд ли слышали такие специфические для стороннего уха названия, как «Батя», «Марината». Между тем для создателей этих сортов их имена звучат как песня. Научный сотрудник лаборатории соеводства Дальневосточного НИИ сельского хозяйства Василий Комолых (сын Олега Митрофановича) рассказал: «Сегодня сорт «Батя» – один из самых стойких. Как настоящий мужик: не падает даже при штормовых ветрах. Крепко держится за землю». Создать новый сорт – не проблема. Важно удержать его в производстве. Даже проверенные строго контролируют: внешний вид, высота, длина стручка, окрас цветка…

СТОЯТ НА РЫНКЕ 100 ЧЕЛОВЕК

Разговорился с Григорием Слепухиным – хозяином крестьянского подворья, правнуком первых переселенцев поры столыпинского землеустройства. Он арендует 100 гектаров земли в окрестностях села Георгиевка.

– В среднем моя соя дает 15 центнеров с гектара, – фермер перекатывает на ладони ядреные бобы. Солнце ее не зажарило, засуха не высушила, сорняк не задушил, вредоносная букашка не съела. Попробовал селянин, смешал несколько институтских сортов – вроде получилось. Он доволен. Наука официальная, понятно, такие эксперименты вряд ли одобрила бы. Но крестьянин своим умом крепок.

Сою по сое сеять – это путь в никуда. С этим столкнулся Китай. Он загубил свою землю: почва там заражена болезнями. На полях – новые сорняки, приходится вносить больше гербицидов, а это влияет на качество культуры.

СОЯ – НАШЕ ВСЕ!

Многие знают, что этот продукт полезен, но не в курсе, в чем именно заключаются его достоинства и как его едят. А ведь соя – единственное растение в мире, в котором есть десять аминокислот…

На ней в прямом смысле слова держится животноводство. Эксперименты показали, что в сое больше всего лизина, о котором сейчас говорит весь мир. И фураж для скота идет с самым высшим баллом. Все это решает глобальную проблему – снабжение аграриев своими кормами, а не из западных регионов, что влетает в копеечку.

Мне запомнились слова Олега Митрофановича Комолых, которые следует напечатать крупными буквами и повесить на главной площади страны: «Увеличение производства сои – гораздо эффективнее, чем продажа нефти и газа. Это такой товар, который не боится ни санкций, ни иных ограничений. На планете слишком много людей голодают. Соя всегда будет востребована. На Западе хотят задушить Россию, но это невозможно хотя бы потому, что у нас есть соя и мир в ней нуждается».

 

Александр САВЧЕНКО

Фото автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 39 (8377) - 2023 года

г. Хабаровск