«АРГУНЬ» – ПЕРВЫЙ НА АМУРЕ

Пароход, который ни разу не сел на мель, возглавлял флотилию первого сплава 1854 года

Самый первый пароход в России был построен еще в 1815 году на заводе Карла Берда в Санкт-Петербурге и носил название «Елизавета». В XIX веке паровые суда уже ходили по Неве, Волге, Каме и другим русским рекам. Но в Восточной Сибири они еще не строились, Амур был закрыт для России по Нерчинскому договору.

100 ТЫС. НА ПАРОХОДЫ

В 1850 году иркутский купец Е.А. Кузнецов пожертвовал 100 тыс. рублей серебром «для устройства пароходов по реке Шилке» после исследования ее судоходности. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев воспользовался этим и получил разрешение государя на «употребление из пожертвованных г. Кузнецовым 100 тыс. рублей серебром необходимого количества денег для покупки» у частного завода Тета машинного заведения и устройства «оного при Петровском железоделательном заводе».

2 января 1851-го управляющий Петровским горным округом капитан корпуса горных инженеров О.А. Дейхман доложил Муравьеву, что сделка с уральским заводчиком Тетом состоялась. И в 1852 году машинное заведение было перевезено на Петровский завод.

Осенью 1851 года флотские офицеры капитан 2-го ранга П.В. Казакевич и лейтенант А.С. Сбигнев провели обследование рек Ингоды, Аргуни и Шилки, которые показали, что последняя по всему течению имеет глубину не менее трех футов (около метра) и пригодна для плавания судов с небольшой осадкой. Н.Н. Муравьев дал задание на проектирование парохода с соответствующей осадкой и котельно-машинной установки к нему. Проект судна и материалы обследования Шилки были отправлены в Санкт-Петербург, в пароходный комитет Главного морского штаба. Проект утвердили без существенных изменений, а 27 марта 1852-го строящиеся пароходы были включены в списки кораблей русского военного флота под названиями «Аргунь» и «Шилка».

НА ПЕТРОВСКОМ ЗАВОДЕ

Производство паровых котлов и машин решено было наладить на Петровском железоделательном заводе в Забайкалье. Местом строительства корпусов и окончательной сборки пароходов был выбран Шилкинский завод, находившийся в 80 верстах ниже города Сретенска на реке Шилке. Корпуса амурских пароходов, в отличие от первых пароходов на других русских реках, были построены из железа. Дерево применялось только для палубного настила, дополнительной наружной обшивки корпуса судна ниже ватерлинии и рангоута, то есть мачт и реев. Пароходы были полностью изготовлены из отечественных материалов и без какой-либо иностранной помощи. Общее руководство строительством судов осуществляли П.В. Казакевич и А.С. Сгибнев. Непосредственным строителем обоих кораблей был корабельный инженер М.Г. Шарубин.

Весной 1853-го «Аргунь» спустили на воду, но различные недоделки, а главным образом подготовка к первому сплаву войск и казаков по Амуру, задержали ее выход до мая следующего года. Строительство «Шилки» еще продолжалось.

По чертежам парохода, выполненным капитаном корпуса корабельных инженеров Шарубиным и прапорщиком Магаровым, «Аргунь» представляла собой сравнительно небольшое судно, предназначенное для плавания как в речных, так и в морских условиях. При водоизмещении в 85 т пароход должен был иметь длину по грузовой ватерлинии 26,5 м, наибольшую длину (габаритную) – 33,5 м, ширину – 6,7 м, а по обносам гребных колес – 11,3 м, глубину трюма – 2,7 м и осадку в полном грузе – 0,8 м. Планировалось, что почти две трети длины судна займет котельно-машинная установка, включающая два паровых котла с давлением пара до 3 атмосфер и двухцилиндровую паровую машину прямого действия с качающимися цилиндрами мощностью 60 л.с. По бортам должны были быть установлены два гребных колеса диаметром 4,3 м с неподвижными деревянными плицами.

Но в записках А.И. Петрова, одного из участников Амурской экспедиции Г.И. Невельского, приводится несколько отличное от чертежей описание «Аргуни»: «Пароход длиной 120 футов (36,5 м) был выстроен… за Байкалом. Машина очень хрупкая, из непрочного железа. Ходила «Аргунь» со скоростью не более 7 узлов [узел – 1 852 м], имела две мачты, передняя – с двумя реями. Парусность очень помогала ходу. Каюты были все хороши, но капитанская – в особенности. Большой зал со светлым люком, спальня, буфет…» Своим внешним видом и внутренним устройством «Аргунь» больше походила на морской боевой корабль эпохи парусного флота, чем на обычный речной пароход.

14 мая (26 мая по новому стилю) 1854 года судно вышло в свой первый рейс во главе большой флотилии, состоявшей из 5 лодок, 4 вельботов, 18 баркасов, 13 барж, 8 плашкоутов и 29 плотов. На этих судах и плотах было размещено до тысячи солдат и казаков и около 100 тыс. пудов различных грузов. Этот день стал началом русского парового судоходства на великой дальневосточной реке и днем рождения Амурского речного пароходства.

ВНИЗ ПО АМУРУ

Плавание проходило только в дневное время. На ночь «Аргунь» и все суда флотилии приставали к берегу. Во время ночных стоянок команда парохода исправляла повреждения, а солдаты и казаки готовили дрова для топок паровых котлов. С рассветом вся флотилия приходила в движение, а вслед за нею снимался и пароход «Аргунь», который затем обгонял остальные суда и первым приходил к месту ночной стоянки.

20 мая (1 июня) экспедиция подошла к тому месту, где в XVII веке находился Албазинский острог, бывший центр русских владений в Приамурье, разрушенный маньчжурами. Здесь была сделана суточная остановка, во время которой участники экспедиции осмотрели развалины крепости и примыкающую к ней местность. Еще были видны следы хозяйственной деятельности русских переселенцев. Еще одну большую стоянку сделали у китайского города Айгуня, или, иначе, Сахалян-Ула-Хотонь, в котором генерал-губернатор Н.Н. Муравьев провел переговоры с представителями местных китайских властей относительно прохода русских судов вниз по Амуру.

12 (24) июня «Аргунь» подошла к Мариинскому посту, а к 15 июня сюда прибыли все остальные суда первого амурского сплава. В течение нескольких дней пароход перевозил по озеру Кизи войска, предназначенные для отправки из залива Де-Кастри на Камчатку. После окончания перевозки «Аргунь» продолжила свое плавание вниз по Амуру и в конце июня подошла к Николаевскому посту (ныне город Николаевск-на-Амуре).

КАПИТАНЫ СГИБНЕВ И АРБУЗОВ

От Шилкинского завода до Усть-Стрелочного караула, то есть до выхода в Амур, пароход «Аргунь» шел под командованием капитана 1-го ранга А.П. Арбузова. Затем его сменил лейтенант А.С. Сгибнев (в дальнейшем капитан 1-го ранга, известный деятель Русского географического общества и видный военно-морской историк). Несмотря на очень сложные условия плавания, Александр Степанович сумел провести «Аргунь» по Амуру, ни разу не посадив ее на мель, и это при том, что порученное дело было для него внове.

Начиная с того лета 1854 года «Аргунь» постоянно ходила в Амурском лимане и в низовьях Амура и выполняла разнообразные работы: буксировала баржи, плоты и корабли, снимала суда с мелей, перевозила людей, почту и срочные грузы.

В итоге за 8 лет напряженной работы пароход пришел в полную непригодность, особенно его котельно-машинная установка. 5 (17) мая 1862-го «Аргунь» была исключена из списков судов Сибирской флотилии.

 

Александр ХАНЦЕВИЧ

Фото из архива автор

 

Газета «Приамурские ведомости», № 30 (8368) -2023 года

г. Хабаровск