БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ
Смутным, видением детства рисуется перед глазами белая часовенка на возвышенном каменном цоколе. Зарешеченный сквозной вход без створок. Поднявшись по ступенькам, заглядываю в сумрачную, отдающую холодом и влажностью глубину. И боязно, но все-таки тянет смотреть и смотреть сквозь решетку. В сознании трепещет неясною тенью: «Илья Муромец! Он здесь - под плитами. Мертвый».
С замиранием сердца, падающего в пятки, не раз вбегал по белым ступень¬кам к решетчатому проему...
Что касается часовни, то она действительно стояла при кладбищенской Напольной церкви в Муроме.
Перед самой войной над Муромом прошумел зловещий смерч, наделав немало переполоха. С неба, подернутого клубящимися черными тучами, посыпались вдруг вместе с градом серебряные монеты, отчеканенные царем Алексеем Михайловичем. А потом была война. Даже до Мурома долетали «юнкерсы», кидали бомбы на железнодорожный мост через Оку. Не попали... В былины ушел из родного села Илья Муромец. Человек далекой тогда заокской окраины стал главным в богатырской заставе с побратимами своими Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем. Кто они? Живые люди? Или люди из легенды? Былины рисуют богатырей в яркой, рельефной конкретности их характеров. Если Алеша По¬пович жидковат силенкою, но хитер нравом, то Добрыня при прямодушии своем, при немалой могутности бывает и жестокосердным. Но всех превзошел величием души старый казак Илья Муромец. Он - как могучий дуб, черпающий силу узловитыми корнями из самой матушки-земли. Неважно, что в жилах Ильи больше мещерской, угро-финской крови, нежели славянской. По духу, по состоянию души он - русский! На подвиг жизни своей Илья был позван голосом свыше. До тридцати трех лет сиднем сидел богатырь в родительском доме, не в силах подняться с места. С младенческих лет поразила Илью болезнь. Нечто вроде детского паралича. Наверное, все-таки провидческий жребий Муромца был не в том, чтобы прозябать ему, разбитому параличом. На тридцать третьем году жизни, в возрасте Христа, Илья пережил великое чудо.
По промыслу Божию в деревню, где он сидел под сенью родительского дома, забрели калики перехожие - странствующие монахи - святые люди. Проповедуя православную веру, ходили по городам и весям.
- Как же дам вам водицы, коли двигаться не могу?
И Муромец поднялся с ложа, сошел с крыльца, опустил журавля с ведром, напоил благочестивых путников.
И прибыла к Илье силушка великая, неизбывная.
Родился от той лошадки жеребеночек, который и стал Илье Муромцу боевым конем. Испытал друга Муромец: оседлал, надел доспехи богатырские, сел в седло. И поехал Илья через дремучие леса черниговские служить князю Киевскому Владимиру Красну Солнышку.
Первым подвигом Ильи Муромца по дороге в черниговских лесах было одоление и пленение Соловья-разбойника.
В образе Соловья-разбойника обобщены, персонифицированы многочисленные шайки и, как сегодня выразились бы, бандитские формирования хазарского каганата, более чем триста лет державшего Киевскую Русь под своим игом, взимавшего дань с русичей. Совершил сие не вещий Олег, который и князем-то не был, а Святослав.
Но таковы законы народного творчества - сплетать, соединять в едином сплаве события, выражающие равно-родных былин, его святые, нетленные великую сущность. Несомненно, дело, выполненное Святославом, отвечало народным чаяниям и желаниям. Потому-то и трансформировались его деяния в народном художественном сознании с подвигом народного героя Ильи Муромца. Можно придерживаться той или иной версии, но истина, как всегда, лежит где-то посредине. В основе народного образа находится, несомненно, лицо, реально пришедшее в этот Божий мир, реально, на самом деле, служившее древнерусской державе на ее порубежьях.
В послужном списке Ильи Муромца, кроме Соловья-разбойника, числится и Калин-царь - чудище поганое (то есть языческое нехристианское, не православное). Впрочем, два исторических лица: Святой равноапостольный князь Владимир, крестивший Киевскую Русь, и Владимир Мономах, объединивший княжеские уделы (правда, ненадолго) перед лицом половецкого степного нашествия, в народном былинном творчестве слились в один образ - князь Владимир - Красное Солнышко - по тому же закону сопряжения, слития равновеликих сущностей.
Отсюда и Калин-царь - олицетворение воинственного степняка - хищника половецкого.
Есть реальный исторический прототип и для Алеши Поповича. А Илья Муромец? В течение не одного столетия под сенью неумолкающих споров относительно легендарности или историчности Ильи, как персонажа, на мощи обретались в пещерах Киево-Печерской лавры - первого православного монастыря на Святой Руси. Ныне историчность Ильи Муромца не вызывает сомнений. В народном сознании среди художественных эпитетов в образе Ильи прочно главенствует определение - богатырь святорусский. Что он богатырь - это всем понятно. Но ведь в его время язычество еще не вполне выветрилось из мировоззренческих пониманий восточных славян, которые к тому же обитали в окружении огромного моря языческих племен и народов - к ним еще предстояло привнести свет православия.
В преданиях об Илье Муромце сохранился эпизод: якобы в порыве гнева он крушил булавою и сбивал калеными стрелами золотые маковки киевских церквей. В ближайшем былинном окружении Ильи Алеша Попович и Добрыня Никитич, как мы уже договорились, имеют реальных исторических прототипов, так же как и сам Муромец.
Но есть из этих персонажей один герой, которого, как ни верти, никогда не спутаешь ни с одним действующим лицом истории. Это - старейший русский богатырь Святогор. В личном поединке- противоборстве Илья и он показали равные силы и стали побратимами.
Сколько ни рубил Илья Муромец по этим скрепам-обручам мечом булатным, они нарастали вновь. Киево-Печерская лавра, остающаяся оплотом православия на Украине, признающая над собой церковную власть только Московской патриархии, передала в дар православным-русским людям - сибирякам - частицу святых нетленных мощей преподобного Ильи Муромца. Ныне они обретаются в Новосибирской епархии РПЦ, в храме Александра Невского. Наверное, и в этом видится знак свыше: Святой преподобный Илья Муромец благословляет и скрепляет с небес незыблемость и нерасторжимость триединого народа русского. Передача Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым в дар Федеральной пограничной службе Российской Федерации иконы святого преподобного Ильи Муромца Печерского знаковое событие. У российских пограничников есть небесный покровитель и заступник за них перед престолом Господа Иисуса Христа - Илья Муромец, богатырь святорусский. У российских пограничников, кроме мощей Николая Чудотворца, покровительствующего нашим морякам, стало два церковных праздника. Четвертое декабря - день Введения Пресвятой Богородицы Девы Марии во Храм - храмовый праздник ФПС РФ. Первое января - день памяти небесного покровителя российских пограничников Святого преподобного Ильи Муромца Печерского. У дальневосточных пограничников есть еще и свой местный церковный праздник: 12 марта, день иконы Албазинской Божией Матери - покровительницы казачества и порубежных православных воинов Дальней России. Е. КОРЯКИН, военный журналист, член СВГБ.
|