ЧИНАР У ВАГОНЧИКА

Станцию Солони построили специалисты из Таджикистана

Владимир Нурматов прибыл в Хабаровский край в составе первого отряда «ТаджикстройБАМа». Высадились на 54-ом километра восточнее Ургала – у таежной реки Солони,  . . .

где пассажирам строительно-монтажного поезда самой южной республики Советского Союза предстояло возвести станцию.                                                              

Уроженец города Хорог, столицы Горно-Бадахшанской области, стал водителем. Автомобили, преодолевающие хребты и ущелья, – были главным видом транспорта Таджикистана, хотя республика имела авиационное и железнодорожное сообщение. Нурматова не пугал серпантин Памира, он привык к многодневным рейсам и не раз доставлял грузы в Киргизию и Узбекистан. На 37-м году жизни ему предложили поехать на БАМ – и Владимир не отказался.                                                            

– Меня часто спрашивают: «Почему у тебя непривычное для таджика имя?» – признался он в перерыве между рейсами к разъезду Мугуле, на котором разгружался товарняк с деталями домостроения, поскольку линии до Солони еще не было. – Отец и мать назвали меня в честь Владимира Ильича Ленина.                                                                      

ВЫРУЧАЛИ УКРАИНЦЫ И МОЛДАВАНЕ                                                                    

Прибывший первым отряд собирал общежития. К ним примыкали вагончики для семейных. Там же обеспечивал всех горячим питанием котлопункт.                                                                     

Пока не прибыли экскаваторы, машинисты Юрий Петрищев и Виктор Коростелев выполняли плотницкие работы. Бульдозерист Вячеслав Гончаров отсыпал площадку для поселка строителей и производственной базы. Кроме доставки грузов из Мугуле Владимир Нурматов и Виктор Шальнов осуществляли выезды в Новый Ургал и Алонку: «Укрстрой» и «МолдавстройБАМ» выручали таджикских коллег чем могли.                                                                

Основной состав строительно-монтажного поезда, сформированного в Душанбе и насчитывавшего 136 человек, прибыл 17 августа. Его возглавлял Виктор Пронин, известный в Таджикистане хозяйственник. В последнюю декаду ноября он доложил первому секретарю Верхнебуреинского райкома КПСС Владимиру Луночкину о выполнении годовой программы. Были введены электростанция и котельная, два общежития по 50 мест. В завершающую фазу вступило строительство столовой и клуба: их сдача планировалась на первый квартал 1977 года. В тот же срок на промбазе завершалось возведение мастерских и гаража.                                                                   

Еще раньше – через месяц после прибытия «ТаджикстройБАМа» – путеукладчик ургальской бригады железнодорожных войск достиг Солони. Без промедления приступило к работе отделение временной эксплуатации восточного участка Байкало-Амурской магистрали, что кратно сократило транспортное плечо.                                                                   

УЛАШ И ЕГО ДОЧЬ                                                                        

Поселок железнодорожников возводился на сопке, у которой проходил главный путь БАМа. Командированные из Нового Ургала буровики «Укрстроя» показали, как работать со скальным грунтом. Первые 12-квартирные дома монтировала комсомольско-молодежная бригада Михаила Мальцева.                                                                    

За рядами панелек подрастали детсад и школа. Заслуженные деятели искусств Таджикской ССР Зухур Хабибуллаев и Владимир Боборыкин прибыли для устройства мозаичных панно на общественных и жилых строениях. Призерами конкурса молодых сварщиков восточного участка вернулись в Солони Олег Попов и Петр Безослудцев. Отслуживший в железнодорожных войсках на магистрали Валерий Кузаков устроился в «ТаджикстройБАМ». Профессионализм и характер парня не остались без внимания: его назначили бригадиром каменщиков.                                                                  

Были и другие события. С интересными докладами выступили лекторы общества «Знания» из Душанбе и Хабаровска. Солони посетили артисты Таджикского государственного академического театра оперы и балета. Дни национальной кухни прошли на восточном участке БАМа: в Новом Ургале угощали украинскими кушаньями, в Алонке – молдавскими, в Солони – таджикскими. Каждый строительно-монтажный поезд представлял собой интернациональный коллектив.                                                                        

В «ТаджикстройБАМе» незаменимым кадром считали Улаша Мансурова. Куда его только не определяли: в котельную, на растворобетонный узел, не говоря уже о строительных объектах. И везде он с восточной мудростью вникал в суть дела, сплачивал коллектив завидным соединением иронии и глубокомыслия. Узбек по рождению, Улаш Рабжабович отправился на БАМ с женой и сыном. Семья ждала пополнения, и 22 декабря 1977 года родилась девочка. Она стала первым ребенком «ТаджикстройБАМа». Хотя появление на свет не было простым, и Валентину, супругу Улаша, отправляли в Чегдомын, в ЦРБ. Девочка получила имя Зарина – в переводе на русский «золотинка».                                                                          

Родители не уехали из Солони ни в 1984 году, когда строительство БАМа было завершено, ни позднее. Верна БАМу и Зарина Улашевна: она воспитала не одно поколение детсадовцев, избиралась депутатом местного совета.                                                                         

…НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ                                                                         

«Ховар», информационное агентство Таджикистана, разместило воспоминания врача Мавлуды Мирзоевой об отце: «Было это в 1976 году. Вызывает министр здравоохранения республики Хакима Мирзоева, окончившего медицинский институт в 1972 году, и предлагает поехать в Хабаровский край, врачом «ТаджикстройБАМа». Как можно было отказаться? Ведь на БайкалоАмурской магистрали трудились представители всех 15 республик Советского Союза!                                                                       

Основной отряд таджикских строителей прибыл в середине августа. Отец два месяца находился на месте в составе передовой группы. «Гром оркестра, эмоциональный подъем, улыбки встречающих, таежные цветы – я этого никогда не забу ду», – вспоминал он о встрече «ТаджикстройБАМа».                                                                

За нами папа приехал в ноябре. Мне было восемь месяцев от роду. Маме, тоже медработнику, исполнился 21 год. Мы вылетели из Душанбе в Новосибирск, оттуда – в Хабаровск. Конечной точкой перелета стал Чегдомын. До Солони добирались четыре часа на машине.                                                                     

Память сохранила поставленные в ряд вагончики. В одном из них обосновался Владимир Иванович Галактионов, главный инженер «ТаджикстройБАМа», – с женой Галиной, сыновьями Вадькой и Вовкой. Другой вагончик занимала семья Владимира Нурматова, прибывшая с Памира. Еще дальше жили его друзья – шоферы Виктор Шальнов и Иван Мельник.                                                                

Папа практически 24 часа был на посту. Выезжал из поселка по вызовам. Как-то мы с мамой остались одни, а ночью нас разбудили: срочные роды. Мама вызвала военный вертолет и вылетела с роженицей в Чегдомын, в ЦРБ. Там появилась на свет девочка весом 3,5 килограмма.                                                                   

В это время отец спасал жизнь солдата части железнодорожных войск. Подробности аварии на притрассовой автодороге отец рассказал маме, когда они встретились дома.                                                                        

Детский садик назывался «Лола» – в переводе с таджикского «тюльпан». Я в него ходила. Потом маму назначили заведующей. Мы освоились на БАМе: зимой катались на санках, летом ходили за ягодами. Мне исполнилось пять лет.                                                                  

Из Таджикистана приехала агитбригада во главе с поэтом Камолом Насрулло. Саженец чинара – лиственного дерева южных широт – привез из родного селения на Памире Владимир Нурматов.                                                                    

После возвращения в Таджикистан отец работал в ЦРБ пригородного района Душанбе. Как педиатра, его всегда искали, даже увозили ночами. Привычка без промедления реагировать на вызовы у него осталась с БАМа».

 

Михаил КАРПАЧ

Фото из фондов Межпоселенческого Чегдомынского краеведческого музея

 

Газета «Приамурские ведомости», № 21 (8410) - 2024 года

г. Хабаровск