Дипломатический обоз
В истории дипломатии трудно найти столь знаменательное предприятие, каким оказалось русское Великое посольство в Западную Европу 1697–1698 годов. Казалось, что оно завершилось неудачей с точки зрения конкретных задач, но на практическом реальном уровне имело поистине историческое значение, прежде всего для отношений между Россией и европейскими странами, а в дальнейшем и для судеб всей Европы. Когда говорят, что Петр I прорубил «окно в Европу» победой в Северной войне со Швецией (1700–1721), это во многом не так. Великое посольство не то что «прорубило окно», оно приоткрыло «дверь» в Европу. Начавшееся в первых числах марта 1697 года 18-месячное путешествие Великого посольства стало решительным действием Петра I направить свою страну по западному пути. На протяжении веков изолированное и замкнутое Московское государство теперь должно было догнать Европу и открыть себя ей. В определенной мере эффект оказался взаимным: Запад влиял на Петра, царь передал эти посылы России, а модернизированная и возрожденная страна в свою очередь изменила Европу. И поворотным пунктом в этом стало Великое русское посольство. Петр I под влиянием друзей из Немецкой слободы давно хотел посетить европейские страны, чтобы поучиться у них. Разобравшись с внутренними делами – интригами царевны Софьи, он осуществил свою мечту. Официальная цель Великого посольства была в «подтверждении древней дружбы и любви для общих всему христианству дел…», но основная цель путешествия в другом, ее определил сам Петр, когда корректировал сочинение П. П. Шафирова о внешней политике России в шести томах: 1) видеть политическую жизнь Европы; 2) по образцу европейских стран устроить свое государство в политическом, особенно воинском порядке; 3) личным примером побудить подданных к путешествиям в чужие края, чтобы воспринять там добрые нравы и знание языков. В царском указе от 6 декабря 1696 года назначались три великих и полномочных посла: генерал и адмирал Франц Яковлевич Лефорт, генерал и комиссар Федор Алексеевич Головин, думный дьяк Прокофий Богданович Возницын. Хотя Головин шел в списке вторым, именно он вел основную работу в подготовке путешествия и всю практическую дипломатию. Нет возможности перечислить всех участников миссии, выехавшей из Москвы 9–10 марта (ст. ст.) 1697 года сразу после ликвидации заговора Цыклера. Каждого из великих послов сопровождала целая свита, в которой были люди многих специальностей: врачи, священники, три десятка «валантиров», среди которых находился и сам царь под именем урядника Петра Михайлова, многочисленная охрана и прочая обслуга – всего около 250 человек. С собой везли много денег, запасы продовольствия и напитков, большое количество старого, испытанного орудия московской дипломатии – собольих шкурок для подарков. Посольство с его огромным обозом двинулось на санях в далекий путь. Маршрут был насыщенным и емким. В конце марта посольство пересекло границы Швеции и направилось к Риге. Обгоняя всю громоздкую кавалькаду, ехал Петр, прекрасно спавший в санях на ходу. Он не скрывал, что ехал изучать Европу и учиться у европейцев. На специальной сургучной печати, которую Петр ставил на письмах во время путешествия, была надпись: «Я ученик и ищу себе учителей». В чем была суть дела? Чему и как учился Петр, а вместе с ним и вся Россия? Западная Европа была да и сейчас остается в неоплатном долгу перед нашим Отечеством. 300 лет она развивалась, прикрытая Россией от дикого татаро-монгольского нашествия. И забыла об этом. Петр I хорошо знал историю. Он не создавал новую цивилизацию, только стремился возрождать ее на новой основе и стать в ряд ведущих государств. Отправляясь с Великим посольством в Европу, Петр хотел что-то получить по долгу, хотя бы ничтожную компенсацию в виде освоения некоторых технических достижений Европы. Да, он знал, что надо учиться, но ехал с чувством собственного достоинства. В этом суть Великого посольства, о результатах которого можно говорить долго и интересно.
Вадим Кулинченко
|