ЕСТЬ НА БАМЕ ТАКАЯ РАБОТА – КАЧЕСТВО ГАРАНТИРОВАТЬ

Ветеран труда Георгий Калищук рассказал о своей работе на стройке века

Поезд с ветеранами БАМа, направлявшийся из Хабаровска в Тынду, прибыл в Новый Ургал поутру. Еще не развеялся туман в низине у вокзала. Пение птиц в лесу, примыкающем . . .

к зданию и путям, дополнил гудок маневрового тепловоза.                                                                 

Георгий Алексеевич Калищук вышел из купе. Из окна в проходе вагона было видно, как первый путь занял пассажирский, следовавший из краевого центра в Чегдомын. Нахлынули воспоминания: этим же маршрутом через станцию Известковую он приехал в Новый Ургал 30 октября 1979 года.                                                                       

Но вначале был самолет из Душанбе в Новосибирск и поезд с пересадкой в Хабаровске. Столица восточного участка, как называли Новый Ургал в пору строительства БАМа, еще не обзавелась вокзалом, отделанным мрамором и керамикой. Калищук увидел скромное станционное строение с резным карнизом. В нескольких километрах от железнодорожных путей, на возвышенности, громоздились пятиэтажки. И он зашагал туда…                                                                        

МЫ ВАС БЕРЕМ!..                                                                        

Георгий родился в Оренбуржье. Вырос в Таджикистане, где окончил строительный техникум. Во время службы в авиации возводил капониры – укрытия для самолетов. А под занавес службы – спортзал. В общем, совершенствовал навыки техника-строителя, укрепляясь в мысли, что с выбором профессии не промахнулся.                                                                        

– Я решил двинуть на БАМ самостоятельно, – признается Георгий Алексеевич. – Жена поддержала это и осталась в Душанбе с детьми…                                                                       

Первым делом он направил стопы в «Укрстрой» – по сути, трест, возводивший Новый Ургал. Организация состояла из отрядов «Донбасс», «Харьков» и «Карпаты», которые комплектовались по месту формирования. Кадровики уточнили: в среднем звене вакансий не предвидится.                                                                                    

Бросилась в глаза вывеска у подъезда панельного дома: «Ургальская группа дирекции строительства БайкалоАмурской магистрали». Решил зайти – может, здесь пригодится опыт мастера, прораба или начальника участка?.. Выложил документы. «Подождите», – сказала секретарь. В кабинет Анатолия Забары, возглавлявшего группу, был приглашен его заместитель Олег Курунов. Обсуждение заняло не более двух минут.                                                                  

«Заходите!» – услышал Георгий и не без волнения шагнул в кабинет руководителя. «Мы вас берем!» – произнес тот, и по его лицу было видно, что он сам удовлетворен кадровым решением.                                                                         

«Я на вокзал, за вещами», – заметил Калищук. «Возьмите машину», – уточнил Забара, и эти два слова многое сказали о характере взаимоотношений в группе, когда нет начальников и подчиненных, а есть профессионалы, решающие общие задачи, и вклад каждого имеет значение.                                                                  

КОЛЬЦЕВАЯ КЛАДКА                                                                          

Головное учреждение дирекции располагалось в Тынде, филиалы – в Северобайкальске и Новом Ургале. Таким образом охватывались западный, центральный и восточный участки магистрали, а главное – все подрядные организации, независимо от ведомственной принадлежности.                                                                

– Первым моим объектом стал вокзал в Новом Ургале. К его строительству «Укрстрой» приступил в 1980 году, – рассказывает Калищук, который был нанят инспектором по качеству и приемке. – Прежде всего я обращал внимание на соблюдение норм и правил на скрытых работах, которые после завершения невозможно увидеть, не говоря уже о том, чтобы проконтролировать.                                                                      

 К таким относилась, например, кольцевая кладка – возведение кирпичных стен с пространством для утеплителя. Его доставляли с Украины, распиливали, устанавливали. Калищук неоднократно убеждался, что каменщики выполняют свою работу безукоризненно.                                                                           

Создание железнодорожной инфраструктуры было возложено на трест «УргалБАМтрансстрой». В локомотивном депо объектом пристального внимания стали смотровые канавы, нижние плиты которых формировались из монолита. Поскольку бетонирование шло в круглосуточном режиме, Георгий Алексеевич не ограничивался восемью часами собственного рабочего времени и являлся на объект во вторую и третью смены, чтобы оценить процесс затвердевания и удостовериться в наличии температурных датчиков. Он не перегибал палку: при несоблюдении технологии бетон превращается в труху.                                                                      

Столь же последовательно контролировалось сооружение склада дизельного топлива, пункта технического осмотра вагонов и станционного поста управления. В соседней Алонке, которую возводил «МолдавстройБАМ», кроме вокзала Калищук принимал в эксплуатацию детсад и торговый центр. Из станционных объектов – ремонтно-эксплуатационный пункт и трансформаторную подстанцию.                                                                     

– Я бы не сказал, что мне чинили препятствия, что процветали нетребовательность и халтура, – говорит Георгий Алексеевич. – Начальник «МолдавстройБАМа» Панов и главный инженер Ярчук были опытными и требовательными руководителями. Как и первые лица «Укрстроя» Лукьяненко и Желобнюк…                                                                          

Через полгода, в апреле, жена и дети прилетели в Хабаровск, где их встречал прибывший по этому поводу из Нового Ургала глава семьи. В поселке ему выделили двухкомнатную квартиру. Поскольку мебель была в дефиците, Георгий Алексеевич обратился к столярам «Укрстроя», выполнявшим заказы для новоселов. Когда конструкции привезли и собрали, особенно рады были сыновья. Двухъярусная кровать тогда воспринималась как диковина. Оставалось купить матрацы…                                                                     

Превратности быта на БАМе не были занозой. Семья соединилась, и осознание этого рождало ощущение счастья. Людмила работала в отделе труда и зарплаты СМП-649 «УргалБАМтрансстроя». Старший сын учился в школе, младшего определили в детсад. Георгий стал заядлым грибником, благо по профсоюзной линии в выходные коллектив обеспечивали автобусом. Белые грибы солили, подберезовики мариновали. А какое потрясающее варенье получалось из голубики!..                                                                              

Без малого два десятка лет отработал Калищук в дирекции, после чего был приглашен в отдел капитального строительства Дальневосточной железной дороги. Возглавил сектор экспертизы проектно-сметной документации. Скрупулезности, требовательности и бескомпромиссности его научил БАМ.                                                                             

ЗНАКОМСТВО В ПУТИ                                                                            

Сравнительно недавно супруги перебрались в Краснодарский край. А с выходом указа президента о праздновании 50-летия начала строительства БАМа Георгий Алексеевич оказался в центре внимания. Благодаря прессе и телевидению о нем узнала почти вся Анапа, в которой они живут.                                                                            

– Это не моя инициатива, – замечает он. – Все бамовцы, независимо от того, где они работали и откуда переехали на Кубань, были поставлены на учет. Списки с фамилиями легли в основу книги. Нам пошили зеленые куртки – такие же, в каких весной 1974 года бойцы Всесоюзного комсомольско-молодежного отряда отправились на стройку века…                                                                           

В этих куртках краснодарские бамовцы приехали в Москву. Их принимали в Государственном Кремлевском дворце вместе с делегациями других регионов.                                                                               

Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», врученную в 1984 году, Георгий Алексеевич прикрепил на правой стороне куртки вместе с медалью «Ветеран труда». На левой стороне – знак «Ударник 11-й пятилетки» и награды комсомола. В специальном поезде, взявшем курс из Хабаровска в Тынду в дни празднования золотого юбилея БАМ, он выглядел помолодевшим.                                                                        

– В пути я познакомился с работниками Дальневосточной дирекции по капитальному строительству компании «Российские железные дороги» – можно сказать, коллегами. Они рассказали, какие объекты проектируются, возводятся и сдаются в эксплуатацию. Действительно, БАМ переживает второе рождение.                                                                  

В этом ветераны смогли убедиться по дороге следования. Новые пути, здания и сооружения, палатки и техника строителей проплывали за окнами, подтверждая связь времен и поколений.  

 

Михаил КАРПАЧ, Хабаровск – Тында – Хабаровск

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 32 (8421) 2024 года

г. Хабаровск