ЕСТЬ НА БАМЕ ТАКАЯ РАБОТА – КАЧЕСТВО ГАРАНТИРОВАТЬ
Ветеран труда Георгий Калищук рассказал о своей работе на стройке века Поезд с ветеранами БАМа, направлявшийся из Хабаровска в Тынду, прибыл в Новый Ургал поутру. Еще не развеялся туман в низине у вокзала. Пение птиц в лесу, примыкающем . . . к зданию и путям, дополнил гудок маневрового тепловоза. Георгий Алексеевич Калищук вышел из купе. Из окна в проходе вагона было видно, как первый путь занял пассажирский, следовавший из краевого центра в Чегдомын. Нахлынули воспоминания: этим же маршрутом через станцию Известковую он приехал в Новый Ургал 30 октября 1979 года. Но вначале был самолет из Душанбе в Новосибирск и поезд с пересадкой в Хабаровске. Столица восточного участка, как называли Новый Ургал в пору строительства БАМа, еще не обзавелась вокзалом, отделанным мрамором и керамикой. Калищук увидел скромное станционное строение с резным карнизом. В нескольких километрах от железнодорожных путей, на возвышенности, громоздились пятиэтажки. И он зашагал туда… МЫ ВАС БЕРЕМ!.. Георгий родился в Оренбуржье. Вырос в Таджикистане, где окончил строительный техникум. Во время службы в авиации возводил капониры – укрытия для самолетов. А под занавес службы – спортзал. В общем, совершенствовал навыки техника-строителя, укрепляясь в мысли, что с выбором профессии не промахнулся. – Я решил двинуть на БАМ самостоятельно, – признается Георгий Алексеевич. – Жена поддержала это и осталась в Душанбе с детьми… Первым делом он направил стопы в «Укрстрой» – по сути, трест, возводивший Новый Ургал. Организация состояла из отрядов «Донбасс», «Харьков» и «Карпаты», которые комплектовались по месту формирования. Кадровики уточнили: в среднем звене вакансий не предвидится. Бросилась в глаза вывеска у подъезда панельного дома: «Ургальская группа дирекции строительства БайкалоАмурской магистрали». Решил зайти – может, здесь пригодится опыт мастера, прораба или начальника участка?.. Выложил документы. «Подождите», – сказала секретарь. В кабинет Анатолия Забары, возглавлявшего группу, был приглашен его заместитель Олег Курунов. Обсуждение заняло не более двух минут. «Заходите!» – услышал Георгий и не без волнения шагнул в кабинет руководителя. «Мы вас берем!» – произнес тот, и по его лицу было видно, что он сам удовлетворен кадровым решением. «Я на вокзал, за вещами», – заметил Калищук. «Возьмите машину», – уточнил Забара, и эти два слова многое сказали о характере взаимоотношений в группе, когда нет начальников и подчиненных, а есть профессионалы, решающие общие задачи, и вклад каждого имеет значение. КОЛЬЦЕВАЯ КЛАДКА Головное учреждение дирекции располагалось в Тынде, филиалы – в Северобайкальске и Новом Ургале. Таким образом охватывались западный, центральный и восточный участки магистрали, а главное – все подрядные организации, независимо от ведомственной принадлежности. – Первым моим объектом стал вокзал в Новом Ургале. К его строительству «Укрстрой» приступил в 1980 году, – рассказывает Калищук, который был нанят инспектором по качеству и приемке. – Прежде всего я обращал внимание на соблюдение норм и правил на скрытых работах, которые после завершения невозможно увидеть, не говоря уже о том, чтобы проконтролировать. К таким относилась, например, кольцевая кладка – возведение кирпичных стен с пространством для утеплителя. Его доставляли с Украины, распиливали, устанавливали. Калищук неоднократно убеждался, что каменщики выполняют свою работу безукоризненно. Создание железнодорожной инфраструктуры было возложено на трест «УргалБАМтрансстрой». В локомотивном депо объектом пристального внимания стали смотровые канавы, нижние плиты которых формировались из монолита. Поскольку бетонирование шло в круглосуточном режиме, Георгий Алексеевич не ограничивался восемью часами собственного рабочего времени и являлся на объект во вторую и третью смены, чтобы оценить процесс затвердевания и удостовериться в наличии температурных датчиков. Он не перегибал палку: при несоблюдении технологии бетон превращается в труху. Столь же последовательно контролировалось сооружение склада дизельного топлива, пункта технического осмотра вагонов и станционного поста управления. В соседней Алонке, которую возводил «МолдавстройБАМ», кроме вокзала Калищук принимал в эксплуатацию детсад и торговый центр. Из станционных объектов – ремонтно-эксплуатационный пункт и трансформаторную подстанцию. – Я бы не сказал, что мне чинили препятствия, что процветали нетребовательность и халтура, – говорит Георгий Алексеевич. – Начальник «МолдавстройБАМа» Панов и главный инженер Ярчук были опытными и требовательными руководителями. Как и первые лица «Укрстроя» Лукьяненко и Желобнюк… Через полгода, в апреле, жена и дети прилетели в Хабаровск, где их встречал прибывший по этому поводу из Нового Ургала глава семьи. В поселке ему выделили двухкомнатную квартиру. Поскольку мебель была в дефиците, Георгий Алексеевич обратился к столярам «Укрстроя», выполнявшим заказы для новоселов. Когда конструкции привезли и собрали, особенно рады были сыновья. Двухъярусная кровать тогда воспринималась как диковина. Оставалось купить матрацы… Превратности быта на БАМе не были занозой. Семья соединилась, и осознание этого рождало ощущение счастья. Людмила работала в отделе труда и зарплаты СМП-649 «УргалБАМтрансстроя». Старший сын учился в школе, младшего определили в детсад. Георгий стал заядлым грибником, благо по профсоюзной линии в выходные коллектив обеспечивали автобусом. Белые грибы солили, подберезовики мариновали. А какое потрясающее варенье получалось из голубики!.. Без малого два десятка лет отработал Калищук в дирекции, после чего был приглашен в отдел капитального строительства Дальневосточной железной дороги. Возглавил сектор экспертизы проектно-сметной документации. Скрупулезности, требовательности и бескомпромиссности его научил БАМ. ЗНАКОМСТВО В ПУТИ Сравнительно недавно супруги перебрались в Краснодарский край. А с выходом указа президента о праздновании 50-летия начала строительства БАМа Георгий Алексеевич оказался в центре внимания. Благодаря прессе и телевидению о нем узнала почти вся Анапа, в которой они живут. – Это не моя инициатива, – замечает он. – Все бамовцы, независимо от того, где они работали и откуда переехали на Кубань, были поставлены на учет. Списки с фамилиями легли в основу книги. Нам пошили зеленые куртки – такие же, в каких весной 1974 года бойцы Всесоюзного комсомольско-молодежного отряда отправились на стройку века… В этих куртках краснодарские бамовцы приехали в Москву. Их принимали в Государственном Кремлевском дворце вместе с делегациями других регионов. Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», врученную в 1984 году, Георгий Алексеевич прикрепил на правой стороне куртки вместе с медалью «Ветеран труда». На левой стороне – знак «Ударник 11-й пятилетки» и награды комсомола. В специальном поезде, взявшем курс из Хабаровска в Тынду в дни празднования золотого юбилея БАМ, он выглядел помолодевшим. – В пути я познакомился с работниками Дальневосточной дирекции по капитальному строительству компании «Российские железные дороги» – можно сказать, коллегами. Они рассказали, какие объекты проектируются, возводятся и сдаются в эксплуатацию. Действительно, БАМ переживает второе рождение. В этом ветераны смогли убедиться по дороге следования. Новые пути, здания и сооружения, палатки и техника строителей проплывали за окнами, подтверждая связь времен и поколений.
Михаил КАРПАЧ, Хабаровск – Тында – Хабаровск Фото из архива автора
Газета «Приамурские ведомости», № 32 (8421) 2024 года г. Хабаровск |