ФОРТЕПИАНО ЕКАТЕРИНЫ НЕВЕЛЬСКОЙ

Cупруга исследователя Дальнего Востока и Амура пронесла через всю жизнь страсть к музыке

Пять трудных лет прожила Екатерина Ивановна Невельская в Приамурье, последовав за своим мужем-героем на край земли. Из них три года на продуваемой холодными ветрами Охотского моря, низменной, голой песчаной косе в Петровском – центре Амурской экспедиции. Сегодня, используя скупые данные, хотелось бы рассказать о музыке в жизни Е.И. Невельской.                                                                      

НАША КАТЯ                                                                      

Всего 19 лет было Екатерине Ивановне, когда, впервые ступив на неприветливый берег «Татарии», начала она свое служение делу мужа и Отечества. Служение, которое чаще всего называют подвигом.                                                                        

Недавняя выпускница Смольного института благородных девиц не дрогнула перед суровой действительностью, примерив на себя жизнь и быт простых людей маленького военного поселения. Она быстро стала душой общества. Вместе с женами казаков и матросов выходила на работы, научилась солить и коптить рыбу, развела огород, ходила в стланик за орехами и брусникой, солила грибы, делала варенье. Терпела вместе со всеми и холод, и голод. Часто испытывая нужду в самом необходимом, отдавала последний кусок еще более нуждающимся.                                                                             

И ни одной жалобы, ни одного упрека. Никто не видел ее мрачной, унылой или отчаявшейся. Даже когда она похоронила свою первую малютку-дочь Катеньку – здесь, в холодной земле на берегу залива Счастья (который уже тогда все называли заливом Несчастья).                                                                             

С улыбкой, как настоящая хозяйка, она весь день была в заботах, среди людей, подавая пример мужества и оптимизма. Сама же еле держалась на ногах от болезней и нужды… Утешала в горе, в беде тех, кто падал духом. Была как лучик солнца и измученным в походах офицерам, и больным матросам, и безутешным вдовам погибших от цинги казаков.                                                                                     

Просвещала темных и забитых гиляков. А долгими зимними вечерами (во время частых отлучек Геннадия Ивановича), сидя в полумраке холодной комнаты, слушала, как за тонкими бревенчатыми стенами ветхого жилища завывает ветер. А могла бы слушать звуки музыки своего любимого фортепиано. Если бы довезла его, если бы не пошло оно ко дну вместе с кораблем в то трагическое туманное утро 22 июля 1851 года…                                                                                     

В СМОЛЬНОМ

Катя научилась играть на фортепиано и полюбила этот инструмент в Институте благородных девиц, находившемся под покровительством самой императрицы. За пять лет Катя с сестрой Сашей получили здесь разностороннее образование и изысканное воспитание. Кроме основных гуманитарных предметов – Закона Божьего и иностранных языков – обязательными дисциплинами были церковное и итальянское пение, рисование, изящное и художественное рукоделие, музыка, танцы. При выпуске в 1848 году Катя, несомненно, являлась лучшей по фортепиано, даже выступала в концертах.                                                                            

Два незабываемо прекрасных года в Иркутске, куда взял на свое попечение сестер-сирот дядя В.Н. Зарин – гражданский губернатор столицы Сибири, были полной противоположностью затворнической жизни в Смольном монастыре. Роскошные залы и гостиные, высшее губернское общество, балы, увлекательные прогулки на лодках по Байкалу и на лошадях по окрестностям, всеобщее внимание и любовь.                                                                        

«Катя бросилась к роялю и, откинув голову назад, сильными ударами заиграла торжественный вальс. Тот самый, что в 16 рук на четырех инструментах играла она с подругами в Смольном, на выпускном вечере, когда приезжал царь», – писал Н.П. Задорнов.                                                                           

Свадьба 16 апреля 1851 года круто изменила жизнь веселой хохотушки Кати Ельчаниновой. Молодая жена Г.И. Невельского решила ехать в неизведанную северную глушь, к месту службы мужа. Путь в Петровское лежал через Якутск и Охотск, куда после тысячекилометрового изнурительного путешествия по болотам и тайге ее доставили на носилках еле живую.                                                                         

Едва оправившись от болезни, она решительно отвергает предложение Геннадия Ивановича о возвращении в Иркутск и покупает для своего будущего семейного очага прекрасную мебель, а также главный предмет своих мечтаний – фортепиано. Вот как описывает это Н.П. Задорнов в своем романе «Капитан Невельской»: «Сегодня попадья к великой радости ее сказала, что госпожа Козлова согласна продать фортепиано. В уютном гнездышке будет для мужа отдых, покой и счастье… Какое чудесное фортепиано, оно совсем не расстроено, маленькое, из полированного красного дерева в тон мебели. Оно войдет в любую, самую маленькую комнату. Я бы учила детей гиляков игре на фортепиано».                                                                            

Но радужным мечтам этим не суждено было сбыться. Выйдя 9 июля 1851 года из Охотска на транспорте «Байкал», в Аяне, к несчастью, перегрузились на приличный с виду, но, как оказалось, гнилой в подводной части корабль «Шелехов». Тот утром 22 июля, миновав из-за густого тумана вход в залив Счастья и получив легкое повреждение у острова Удд, стал тонуть. Людей и часть груза, благодаря тихой погоде, удалось спасти. Но мебель и фортепиано погибли.                                                                       

Вероятно, в поднявшейся суматохе и панике (обычной в таких случаях) после команды капитана «лишний груз за борт» в море полетел и музыкальный инструмент. Он, а точнее его останки, и сейчас лежит в солено-холодном Охотском море, где-то напротив середины острова Удд (ныне о. Чкалова, переименован после знаменитого перелета экипажа В.П. Чкалова из Москвы в 1936 г. на самолете АНТ-25).                                                                      

С ФРЕГАТА «ПАЛЛАДА»                                                                          

Прикоснуться к клавишам любимого инструмента Катя смогла только в Николаевске, куда семья переехала в сентябре 1854 года. Это фортепиано принесли в дом Невельских моряки с фрегата «Паллада».                                                                        

Бывший начальник Николаевского поста мичман А.И. Петров записал в своем дневнике в 1854-м: «В большие праздники, когда собиралось все офицерство, случались у Невельского и танцы. Кто-то из молодежи играл на плохоньком фортепиано с фрегата «Паллада». Дамы были Невельская и Бачманова, но кавалеры заменяли дам и плясали до упаду. Даже Геннадий Иванович пускался в кадриль».                                                                             

В романе Н.П. Задорнова «Война за океан» упоминается о фортепиано – подарке великого князя Константина Николаевича Е.И. Невельской: «В подарок Екатерине Ивановне посылает князь Константин на кругосветном корабле, выходящем из Кронштадта, мебель и пианино, так как узнал, что ее инструмент погиб во время кораблекрушения». Но получить этот подарок, по нашему мнению, Екатерине Ивановне не пришлось. «Аврора» показалась в Николаевске только в июле 1855 года, когда Невельских в городе уже не было.                                                                           

НА ТАНЦКЛАСС                                                                          

Вернувшись в Санкт-Петербург и имея относительный достаток, Екатерина Ивановна, без сомнения, могла выбрать любой понравившийся ей рояль и наслаждаться музицированием и в своей квартире, и в многочисленных имениях, куда вся семья обычно выезжала на лето.                                                                         

Свою любовь к музыке Невельская старалась передать детям, считала ее важным средством воспитания. В письме дяде Николаю Матвеевичу она пишет: «Девочки довольно много занимаются музыкой; раз в неделю у меня собираются дети на танцкласс». Сил и средств на воспитание Невельские не жалели. Их младшая дочь Саша два года училась в Институте благородных девиц, в котором фортепиано было обязательным предметом. Старшие – Ольга и Мария получили хорошее домашнее воспитание. Преподавателем у них был сам глава русских «кучкистов» композитор М.А. Балакирев.                                                                            

Через всю свою жизнь Екатерина Ивановна пронесла любовь к музыке. Она помогала переносить тяжелые испытания и суровые годы жизни в Приамурье и всегда звучала в душе.

 

Виктор БОЙКО, краевед. г. Николаевск-на-Амуре.

Фото из архива редакции

 

Газета «Приамурские ведомости», № 36 (8425) 2024 года

г. Хабаровск