Герайи – олимпиады для женщин
Какою красою блещешь ты, любезная! Женщины и Олимпийские игры В Древней Греции, как всем известно ещё со школы, существовал строгий запрет на посещение Олимпийских игр (или просто Игр) женщинами и девушками. Исключение делалось лишь для одной женщины – верховной жрицы богини Деметры. Впрочем, у греческих женщин был свой собственный праздник «без мужчин» – Фесмофорий — сугубо женский праздник, проникновение на который мужчинам строго было запрещено и даже рассматривалось как святотатство. И всё же в Греции даже женщины могли заниматься спортом и даже состязаться между собой на стадионе. Причём практически в тех же видах спорта, что и мужчины. Эти состязания получили название Герайи или Герейские игры, а посвящены они были супруге великого Зевса, повелителя богов и людей, богине Гере. Боги – самые худшие из людей!Прежде всего отметим, что боги у греков были до чрезвычайности похожими на людей. Мало того, как это заметил ещё и мыслитель Сократ, греческие боги, судя по мифам, были «наихудшими из людей». Все свои божественные силы и возможности они тратили на склоки, разврат друг с другом и со смертными, объедались и опивались. По мнению Сократа, ни один нормальный человек не захотел бы походить на своих же богов, хотя… поклонялся им очень даже охотно! Удивительно, насколько безобразно вели себя греческие боги. Так, Зевс, имея красавицу-жену Геру, изменял ей постоянно со смертными женщинами, для чего превращался то в лебедя, то в быка. Ну а Гера за это мстила его пассиям. За это Зевс поступал со своей законной супругой очень круто и этим, видимо, подавал пример и всем другим грекам. Однажды он сковал её золотыми цепями и подвесил между небом и землёй, прикрепил к ногам две тяжёлые бронзовые наковальни, да ещё и подверг бичеванию! За беспорядок – колотушки!Заметим также, что, глядя на своих богов, в большинстве греческих городов-полисов греки завели для своих женщин порядки, мало чем отличающиеся от рабских. Им вменялось в обязанность вести себя очень скромно, гостям, что приходят к мужу, на глаза лишний раз не попадаться, чтобы о них не нельзя было сказать ничего, ни хорошего, ни дурного. А вот хозяйничать женщины должны были только на отлично. Её муженёк мог хоть целыми днями беседовать с философами, прячась от солнца в тени портиков, шляться по рынку или посещать палестру (частную гимнастическую школу) и заниматься там гимнастикой. В любом случае к приходу мужа его супруге, либо самой, либо вместе с рабами, следовало навести в доме полный порядок. А если такого не случилось, то супруг был в полном праве свою половину поколотить. Правда, греки первыми в Древнем мире отказались от многожёнства и очень этим гордились, считая его обычаем варваров, недостойным благородного эллина! Правда, женщинам была сделана одна интересная поблажка. Им прямо-таки было предписано на праздник Диониса ходить в… театр. Но и тут у них было ограничение: смотреть они могли только трагедии, а комедии к просмотру запрещались. Ведь они обычно бывали написаны на злобу дня, и считалось, что женщинам они непонятны, да ещё и грубы. Выходя за двери дома, пусть даже и в театр, женщинам следовало в обязательном порядке закрывать лицо краем своего плаща. Да и выходить-то она должна была не одна, а в сопровождении домашнего, желательно престарелого раба! Спарта – город, где всё наоборот!Но был в Греции город, где всё было совсем не так, как в других городах. Это была древняя Спарта и там было всё наоборот! Женщины-спартанки имели широкие юридические права и могли наравне с мужчинами распоряжаться семейным имуществом, могли иметь землю, и к тому же им вменялось в обязанность (а не то чтобы разрешалось!) развиваться физически, чтобы рожать здоровое и сильное потомство. Поэтому девушкам предписывалось наравне с юношами принимать участие в спортивных соревнованиях. Вместе с юношами девушки занимались и бегом, и борьбой (!), и метанием копья и диска. При этом все упражнения традиционно выполнялись без одежды. Но Плутарх писал, «в наготе девушек не было ничего неприличного. Они были по-прежнему стыдливы и далеки от соблазна», таково было уж спартанское воспитание, где нагота в спорте неприличной не считалась. Но зато от такого воспитания девушки-спартанки были остры на язык, в суждениях независимы, а мужчинам их пороков и слабостей не прощали. Да и поколотить спартанку было настоящей проблемой: можно было и сдачи получить! Герайи – игры в честь ГерыИ всё-таки женщины Греции добились права участвовать в спортивных состязаниях на стадионе в Олимпии, посвятив их богине Гере. Отсюда их название – Герайи. Существует легенда, что их учредителем была Гипподамия, жена царя Пелопа. Другая легенда сообщает, что это были 16 женщин из городов Элиды, из-за чего потом Герайи проходили именно под руководством 16 жриц. Как и во время мужских Олимпиад, на время Герайи объявлялся священный мир между всеми греческими полисами, ну и, разумеется, мужчины на них не допускались! Игры начинались с жертвоприношения Гере, ведь спорт в те времена рассматривался греками как некое служение божеству. Спортсменок-участниц очищали кровью овцы и водой. Затем на алтарь богине приносили в жертву цветы, фрукты, вино и оливковое масло, и, наконец, возлагали главный дар – специально для этого праздника сотканный и красиво вышитый пеплос – традиционно женскую верхнюю одежду. За жертвоприношениями следовали состязания в беге – агоны, к участию в которых допускались девушки трех возрастов: совсем ещё девочки, девочки-подростки и молодые незамужние женщины. Дистанция, которую им приходилось бежать, была на одну шестую короче, чем у мужчин. В современных мерах это получается примерно 160 метров – нечто среднее между дистанциями 100 и 200 метров. Потом к бегу добавили и другие состязания, так что женщинам на играх в честь Геры было что посмотреть и за кого там поболеть. Но вот во что они там были одеты? Голые, но не совсем!Не надо думать, что спортсменки на Герайях бегали совсем обнажёнными. Нет, для них было придумано некое подобие спортивного костюма, хотя и полностью в древнегреческой традиции. А знаем мы об этом, поскольку до нас дошла бронзовая статуэтка спартанской бегуньи, относящаяся к 550-520 годам до нашей эры, и которая сегодня хранится в Британском музее. Кроме этой статуи есть и совпадающее с ней описание подобных состязаний в Элиде (элейцы являлись союзниками спартанцев) историка Павсания: «Эти игры состоят из состязания девушек в беге; эти девушки не все одинакового возраста, поэтому первыми бегут самые молодые, за ними те, которые несколько старше их возрастом, и, наконец, бегут самые старшие из девушек. Бегут они так: волосы у них распущены, хитон немного не доходит до колен, правое плечо открыто до груди. И для их состязания предоставляется Олимпийский стадион, но для бега им уменьшают пространство стадиона приблизительно на одну шестую. Победительницам дают венки из маслины и часть коровы, приносимой в жертву Гере. Им разрешено ставить свои статуи с надписанными на них своими именами...» Румяные и упитанныеАнтичная история сохранила для нас имена многих женщин – победительниц в таких состязаниях. Например, имя Хлориды, которая была дочерью фиванского царя Амфиона. Она была столь прославленной спортсменкой, что в её честь были названы одни из семи городских ворот. Причём она была ещё и красива. Аталанта из Аркадии была прекрасной бегуньей, да ещё и метко стреляла из лука, состязалась в борьбе, и тоже снискала там лавры победительницы. Именно она была единственной женщиной в походе аргонавтов за золотым руном. И хотя это явно миф, то, что о такой женщине в нём вообще упомянуто, является очень показательным. Ну а уж побеждать в Герайях спартанкам велела сама судьба. Киниска – дочь спартанского царя Архидама II, многократно, например, побеждала в гонках колесниц на ипподроме и правила своей колесницей-квадригой, то есть запряжённой сразу четырьмя лошадьми, недрогнувшей рукой. Интересно, что в конных состязаниях побеждали также и другие женщины, но вот такой славы, как Киниска, они всё же не удостоились. А вот она была удостоена чести получить бронзовую статую колесницы и свою статую в Храме Зевса в Олимпии. На ней была сделана надпись, сообщавшая, что она является единственной женщиной, выигравшей оливковый венок в гонках на колесницах на Олимпийских играх в Греции. Зато известный греческий сатирик Аристофан все эти женские доблести старательно высмеивал, поэтому афинские женщины очень его не любили.
Автор: Вячеслав Шпаковский
На фото: 1. Юные спартанки задирают спартанских юношей. Эдгар Дега, 1860 г. Национальная галерея, Лондон 2. «Дама из Осера». Париж, Лувр. Возможно, именно так выглядели греческие женщины той далёкой эпохи… 3. Храм Геры в Олимпии. Вернее то, что на сегодня от него осталось (Фото Ingo Mehling) 4. Победительница в беге. Римское мраморное повторение (I в. н. э.) древнегреческого бронзового оригинала (около 460 г. до н. э.). Рим, Ватиканские музеи
|