ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА ПРИАМУРЬЯ

Краевед Анатолий Жуков рассказал о «мобильной» связи в конце XIX – начале XX века

Военно-голубиная почта была учреждена в 1867 году в русской крепости Брест-Литовск (Брестская крепость). Для разведения и обучения птиц . . .

там создали племенное депо.                                                       

ВПЕРВЫЕ В СИБИРИ                                                             

В 1888 году в приказе по военному ведомству №46 было объявлено Положение о военно-голубиной почте, которое устанавливало штаты, порядок подчиненности и жизнедеятельности в новом соединении.                                                                 

На Дальнем Востоке внедрение птичьей почты началось в 1893–1894 годах. Район Голубиная Падь во Владивостоке обязан своим названием почтовой станции на 300 пар птиц для связи между населенными пунктами и кораблями. Этот объект работал с 1893 по 1942 год.                                                                

Современник так описывал ту станцию: «Голубинка – экзотическая окраина Владивостока. Небольшие домики, утопающие в сирени. Тут и свои огороды, и колодцы. Китайцы в соломенных конусовидных шляпах… носят воду и зелень в коромыслах».                                                                 

Газета «Владивосток» в 1895-м сообщала: «В 1893 году командиром саперной роты Н.А. Третьяковым были доставлены из Киева морским путем на пароходе Добровольного флота 30 пар почтовых голубей за 500 рублей от голубеводов Денейера, Шпика и Кириллова».                                                                           

Николай Александрович Третьяков (1854–1917) – представитель потомственных дворян Симбирской губернии, командир 3-й Сибирской стрелковой дивизии, которая с 1906 по 1914 год находилась в составе гарнизона Владивостокской крепости, герой Русско-японской и Первой мировой войн, инженер-генерал.                                                                                  

Прибывшие голуби дали хороший приплод. Молодые птенцы сразу были задействованы в дрессировке и вскоре летали до Никольска (ныне г. Уссурийск). Маршруты полетов голубей разрабатывались прежде всего в военных целях. Пернатых дрессировали для связи штаба Тихоокеанского флота с отдаленными гарнизонами и кораблями в заливе Петра Великого.                                                                        

Уходящие в море суда брали на борт несколько пар почтарей. Донесение – голубеграмму крепили к лапкам специальным зажимом и выпускали птицу на волю. Сначала она поднималась на высоту до 4 км, а затем выходила точно на берег, взяв курс в район голубятни.                                                                     

Важным маршрутом считался полет до Владивостокской крепости, которая имела телеграфную и телефонную связь со штабом флота. Штабу крепости была передана снабженная инвентарем голубятня, штат которой насчитывал 140 почтовых птиц, использовавшихся для разных задач.                                                                      

В 1899 году в газете «Приамурские ведомости» отмечалось: «Пять лет прошло с тех пор, как появились в крае впервые почтовые голуби, привезенные из Киева Н.А. Третьяковым; и с тех пор в местной печати и на сообщениях в военных собраниях Владивостока, Никольска и Хабаровска не раз говорилось о той пользе, которую можно ожидать при развитии почтового голубеводства».                                                                        

В 1905-м городская дума Владивостока выделила на Голубинке, в районе современной улицы Герцена, участок земли в два гектара – на обустройство трех голубятен. Каждая из них была рассчитана на 125 птиц. С этого времени в городе и закрепился топоним Голубиная Падь.                                                                           

БАЗИЛЕВСКИЙ И ЛЬВОВ                                                                          

Весной 1896 года по инициативе военного инженера Платона Евгеньевича Базилевского (1856–1916) на Имане (ныне г. Дальнереченск) была устроена голубятня при строящихся казармах 8-го Западно-Сибирского линейного батальона. Кстати, Базилевский известен тем, что в 1888–1889 годах он занимал должность первого городского архитектора Хабаровска. По его проекту построили первый железнодорожный вокзал Владивостока и еще несколько примечательных зданий, признанных впоследствии памятниками архитектуры.                                                                      

Офицер 1-го саперного батальона Николай Ильич Львов (1859–1903) был известен в Приамурском крае как знаток голубиного дела. Он принимал и отправлял сообщения, а также составил руководство по разведению, дрессировке и эксплуатации почтовых птиц с военными целями и написал еще ряд трудов. Кроме того, его знали и как исследователя Приморья. Жаль, пожил мало – утонул в Суйфуне (ныне река Раздольная).                                                                   

ДЕБЕШ ИЗ ХАБАРОВСКА                                                                   

На берегах Амура первая почтовая голубятня возникла в апреле 1898 года – при саперном батальоне, по инициативе начальника штаба округа генерала Сергея Евстафьевича Дебеша (1858–1915).                                                                      

4 июля 1904-го во Владивостокской крепости приказом по российскому военному ведомству №411 учредили военно-голубиную станцию 1-го разряда. Но на Иманскую (Дальнереченскую) военно-голубиную станцию с 1904 года свежих партий птиц не поступало.                                                                

Кроме военного почтово-голубиного дела в Приамурском крае широкое распространение получило голубеводство гражданское – не только в декоративных, но и в почтовых целях. Так, о голубиной почте рассказывается в воспоминаниях супруги знаменитого исследователя Владимира Арсеньева Анны: «В 1900-е годы Володя брал с собой в поход голубей. Это были почтовые голуби, с ними он присылал мне весточки: «Жив-здоров», «Как Воля [сын]?», «Скоро приеду». У них были алюминиевые трубочки, с ними голуби и летели домой. Голубятня была высокая».                                                                  

Летчики, вылетавшие на разведку на самолетах По-2 вдоль границы с Маньчжурией, брали с собой корзину голубей и отправляли депеши с крылатыми почтальонами на станцию. Данные получали еще до возвращения самолета.                                                                        

КОМИТЕТ ПОЧТОВОГО ГОЛУБЕВОДСТВА                                                                           

В советское время в Хабаровске действовало несколько голубиных станций. Первая из них появилась в 1928 году и находилась по адресу ул. Орджоникидзе, 4. Там сейчас располагается Хабаровский учебный центр федеральной противопожарной службы. Еще одна с 1934-го действовала на крыше при школе ремесел (ГПТУ №4) на заводе «Дальсельмаш» («Дальдизель»). Ее держал крайсовет Осоавиахима. В первых числах декабря того же года почтово-голубиная станция открылась и при краевой детской технической станции в Матвеевке.                                                                       

Хабаровский краевой комитет почтового голубеводства занимал в 1935 году помещение там же, где был центральный комитет Осоавиахима – по ул. Карла Маркса (Муравьева-Амурского), 24.                                                                      

Анатолий ЖУКОВ, краевед                                                                            

Фото из архива автора                                                                      

КСТАТИ

Дальность голубиной связи со стационарной станцией составляет в среднем 300 км (хотя зафиксированы случаи доставки сообщений на расстояние до 1 тыс. км). Оперативность доставки сообщения зависит от породы и состояния птицы, метеоусловий, температуры воздуха и ряда других факторов. Как правило, почтовый голубь летит на высоте 100–300 м со скоростью 60–70 км/ч. Зафиксированный на соревнованиях рекорд – преодоление 360 км за 280 минут.

 

Газета «Приамурские ведомости», № 12 (8401) - 2024 года

г. Хабаровск