Грузинская царица Тамара

Путь к власти

Царица Тамар (Тамара), безусловно, является самым известным и популярным персонажем грузинской истории. Её называли и называют «Солнцеликой». Употреблялись и другие эпитеты и сравнения, например, «Венец всех царей», «солнце — солнцу и царица — цариц, выделяющаяся блеском среди венценосцев».

Тамаре приписывают строительство многих крепостей, церквей и мостов. Илья Чавчавадзе (грузинский националист, умерший в 1907 году, канонизированный в 1987 г. и официально именующийся сейчас в Грузии «Отцом Отечества») писал:

«Всякое великое дело у нас приписывается к Тамаре.»

Есть все основания полагать, что Тамара является героиней знаменитой поэмы «Витязь в барсовой (тигровой) шкуре», которую написал один из её приближённых – Шота Руставели.

В более позднее время распространились легенды о жестокой любвеобильности этой царицы, сближающей её с Клеопатрой, которая якобы продавала ночи своей любви – и ценой была голова «покупателя». О «продажной любви» Клеопатры многие знают благодаря одной из «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. А об опасном гостеприимстве Тамары нам рассказал другой великий поэт – М. Ю. Лермонтов:

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла...
И слышался голос Тамары:
Он весь был желанье и страсть,
В нем были всесильные чары,
Была непонятная власть.

Как и в случае с Клеопатрой, ничем хорошим свидание с Тамарой для мужчин не заканчивалось, потому что утром:

Лишь Терек в теснине Дарьяла,
Гремя, нарушал тишину,
Волна на волну набегала,
Волна погоняла волну.
И с плачем безгласное тело
Спешили они унести;
В окне тогда что-то белело,
Звучало оттуда: прости.

В 1924 году эти строки обыграл В. Маяковский:

В тахтах вот этой вот башни –
Я помню: я вёл Руставели Шотой
с царицей с Тамарою шашни.
А после катился, костями хрустя,
чтоб в пену Тереку врыться.
Да это что! Любовный пустяк!
И лучше резвилась царица.

И ещё:

Я знаю давно Вас,
Мне много про Вас
Говаривал некий Лермонтов.

Время появления легенды о неудачливых любовниках царицы Тамары неизвестно. Французский путешественник Жан-Франсуа Гамба 1826 году рассказывает не о Тамаре, а о какой-то княжне Дарье, имя которой явно связано с Дарьяльским ущельем:

«Если можно верить преданиям старины, этот замок принадлежал в средние века княжне Дарье... задерживавшей тех, которые ей нравились, для того, чтобы они разделили с ней ложе; она приказывала сбрасывать в Терек тех любовников, на которых, как ей казалось, у нее были причины жаловаться.»

О том же пишет Пушкин, который название ущелья производит от имени Дарья, а не наоборот:

«Против Дариала на крутой скале видны развалины крепости. Предание гласит, что в ней скрывалась какая-то царица Дария, давшая имя свое ущелью.»

Но Лермонтов расставил все точки над «i», назвав легендарную Дарью именно Тамарой. Теперь в нашей стране эта царица известна в основном по его прекрасному стихотворению, да ещё по эпизоду романа Ильфа и Петрова, которые заставили её навестить отца Фёдора, застрявшего на отвесной скале. Есть, правда, мнение, что указанная легенда была сложена о другой Тамаре – Имеретинской, жене картлийского царя Луарсаба I, но кому она известна, кроме специалистов? Другое дело – великая царица Грузии. О ней мы сегодня и поговорим.

Происхождение героини статьи

О жизни и деяниях Тамары рассказывается в двух трудах, написанных современниками этой царицы. Первый – «Жизнь царицы цариц Тамар», автор Басили Эзосмодзгвари. Второй – «История и восхваление венценосцев», автор которого неизвестен. Но при этом остаётся неизвестной дата рождения будущей великой царицы – о ней спорят до сих пор. Некоторые считают, что произошло это в 1160 году, другие называют 1166 год. В честь её рождения был построен храм Рождества Богородицы, называемый также церковью Дидубийской Богоматери.

Девочка получила не слишком распространённое в Грузии иудейское имя Тамар, которое в Синодальном переводе передаётся как Фамарь – замена по тому же принципу, что и в именах Теодор и Феодор, Теофил и Феофил. В переводе с древнееврейского языка имя Тамар означает «финиковая пальма». В России до середины XIX века имя героини статьи писали в двух вариантах, затем возобладала привычная форма «Тамара».

Потомками библейской хананеянки Фамари были иудейские цари Давид и Соломон, а также Христос. На происхождение от Фамари и царя Давида Псалмопевца претендовала и грузинская династия Багратионов, на что указывает кимвал в их гербе. Полагают, что, называя дочь Тамарой, её родители желали ещё раз подчеркнуть своё происхождение от Ветхозаветной хананеянки.

Отцом Тамары был грузинский царь Георгий III, матерью – аланская принцесса Бурдухан. Немного забегая вперёд, скажем, что в этом браке родилась ещё одна девочка – Русудан, которая стала женой старшего сына византийского императора Андроника Комнина – Мануила. Племянник Тамары Алексий благодаря её помощи в 1204 году стал первым императором Трапезундской империи (осколок Византии) и основателем новой династии – Великих Комнинов. Присвоенный им и его потомками титул «Великий» выглядит просто неуместным при сравнении с действительно великими византийскими императорами династии Комнинов: Алексием, Иоанном и последним из них – Мануилом, сын которого был убит собственным дядей – узурпатором Андроником.

Прадедом Тамары был великий царь Давид IV Строитель, дедом – Деметре I, оба канонизированы Грузинской Православной церковью.

Коронация Тамары

В 1177 году против отца Тамары восстал аристократический клан Орбели (Орбелиани), главой которого был князь Иване Орбели. Ему принадлежала хорошо укреплённая крепость Лори. В то время Иване находился на высокой должности государственного амирспасалара (командующего войсками), а его зятем был племянник царя Деметре (Демна), влюблённый в свою двоюродную сестру – Тамару.

Учитывая, что у Георгия III не было сыновей, Демна мог предъявить претензии на трон Грузии – но после его смерти. В летописи даётся такая характеристика Демны:

«Деметре, ясноликий, искусный в ратном деле, постигший науки, как пристало мужам его рода.»

Но продолжение – загадочно и полно каких-то непонятных и оставшихся без объяснения намёков:

«Грех сводит на нет всяческую добродетель и ученость, совершенство облика и доблесть ратную, омрачил ему жизнь и сгубил его. Грех сей – отсутствие страха Божия и попрание веры Христовой – врожденный порок и несчастье его царствующего рода.»

Этот мятеж был подавлен благодаря помощи ширваншаха Ахситана. Иване Орбели погиб в бою, его родственников изгнали из страны. Одним из далёких потомков представителей этого рода, вероятно, был канцлер Российской империи при Александре II М. Т. Лорис-Меликов – его фамилию можно перевести как «Владетель Лоре».

Демна, который, как утверждается, сам явился к царю с повинной, бежав из осаждённого Лоре, был ослеплён и помещён в темницу, где позже и умер. Впрочем, существует мало кем рассматриваемая всерьёз версия, что Демна бежал из тюрьмы, принял имя «Шота из Руставели» и написал поэму «Витязь в барсовой (тигровой) шкуре».

Несмотря на поражение мятежников, не имевший сыновей Георгий III чувствовал себя не очень уверенно и опасался новой смуты после своей смерти. Поэтому он решил заранее короновать старшую дочь, сделав её своей соправительницей. Он умер через 6 лет – в 1184 году, и Тамару повторно короновали в Гелати. Одним из первых распоряжений Тамары, как полновластной царицы, стал приказ о перестройке основанного её отцом пещерного Успенского храма и сооружении помещений для организации нового монастыря – знаменитого Вардзиа. Здесь, кстати, можно увидеть знаменитую фреску с изображением Георгия III и Тамары, оно считается прижизненным и создано в период между 1180 и 1184 гг.

Знаменательные события 1185 года

Между тем 1185 год, в котором, как вы помните, северские князья во главе с Игорем Святославичем отправились в несчастный поход против половцев, был отмечен ещё двумя знаменательными событиями. Первое из них произошло в Константинополе, где свергли и убили тестя младшей сестры Тамары – Андроника, одного из худших императоров Византии.

Он был двоюродным братом Мануила Комнина, последнего успешного императора этой славной династии, и сыном Исаака Комнина.

Надо сказать, что Исаак Комнин и его дети были прирождёнными смутьянами и авантюристами. Отец в 1122 г. пытался захватить власть в империи, затем бежал в Конию. Будучи прощён, попытался организовать дворцовый переворот в 1130 году. В 1139 г. (или в 1140 г.) во время осады Неокесарии он вновь изменил брату – Иоанну Комнину, а после смерти императора пытался оспорить престол у его наследника – Мануила. Женой Исаака Комнина некоторые называют дочь Звенигородского и Перемышльского князя Володаря – Ирину, другие – дочь грузинского царя Давида IV. Старший сын Исаака Комнина – Иоанн, в 1139 или в 1140 г. перешёл к сельджукам, принял ислам и женился на дочери султана Масуда. Турецкие султаны потом предъявляли свои права на трон Константинополя и все земли Византии на том основании, что Иоанн будто бы стал прадедом султана Османа I Гази. Но всех превзошёл второй сын Исаака Комнина – Андроник, который много раз изменял двоюродному брату, но неизменно получал прощение. Он даже сидел в тюрьме, но сумел бежать из неё – к хорошо принявшему его Ярославу Галицкому. Мануил Комнин умер в 1180 году, оставив своему сыну Алексию достаточно сильное и авторитетное государство. Однако наследнику было всего 11 лет, а его жене Анне (Агнес), дочери французского короля Людовика VII – 9 лет. А в очередной раз прощённый Андроник в это время был наместником близкой к столице Пафлагонии.

Под предлогом борьбы с иностранным засильем и защиты прав племянника, Андроник узурпировал власть. Он организовал в столице резню католиков, а потом начал масштабные репрессии против недовольных. Потерял земли в Малой Азии, Сербии, Далмации, Болгарии, а также остров Кипр, где стал править Исаак Комнин, племянник императора Мануила. Андроник казнил вдову брата – Марию Антиохийскую, мать малолетнего императора, а его самого приказал задушить тетивой лука. После этого он женился на вдове убитого – Анне Французской, которой в то время было то ли 11, то ли 12 лет. Доведённые до отчаяния жители Константинополя восстали, и 12 сентября 1185 года пытавшийся бежать император попал в плен. Через три дня он был убит на ипподроме, и к власти в империи пришёл Исаак Ангел. Восставшими были убиты почти все родственники Андроника Комнина, видимо, тогда погиб и его старший сын – Мануил, муж младшей сестры Тамары. Русудан с двумя сыновьями, Алексием и Давидом, вернулась в Грузию, где они прожили около 20 лет, а затем, как уже было сказано, благодаря помощи Тамары Алексий стал первым императором Трапезундской империи, просуществовавшей до 1461 года.

Второе знаковое событие произошло в Грузии. Здесь члены Государственного совета (дарбази) всерьёз задумались о замужестве царицы. Выбор грузинских аристократов оказался, мягко говоря, неожиданным: в качестве жениха был приглашён обретавшийся среди половцев некий русский князь Юрий, которого многие считают младшим сыном убитого в 1174 году в результате боярского заговора Андрея Боголюбского.

Полагают, что Юрий был изгнан из пределов Руси собственным дядей – Всеволодом Большое Гнездо. В Грузии его называли Георгием.

Русский муж грузинской царицы Тамары

Отношения супругов как-то сразу не сложились, и не совсем понятно, кто кем пренебрегал. Или неприязнь была взаимной? Так или иначе, с Тамарой Юрий почти не общался, зато сблизился со многими провинциальными аристократами, и, судя по дальнейшему развитию событий, пользовался среди них немалым авторитетом. Утверждается, что Юрий, будучи хорошим наездником и умелым воином, успел совершить несколько удачных военных походов – в северную Армению, в Ширван и в Эрзерум. Конец этому странному браку был положен через два с половиной года: Юрия обвинили в неуважении к царице, пьянстве, склонности к гомосексуализму и даже в зоофилии. Но, вполне возможно, Юрий был оклеветан своими врагами и нелюбимой женой – ведь повод для развода в те времена требовался более чем серьёзный, нельзя было заявить, что просто не сошлись характерами. Получив от церковных иерархов согласие на развод, Тамара приказала выслать бывшего супруга на территорию Восточной Римской империи, причём выплатила ему очень большие отступные. Византия в те времена была популярным местом ссылки свергнутых правителей окрестных стран. Отправлен туда родственниками был, например, и знаменитый внук Ярослава Мудрого Олег Гориславич, двоюродный брат Владимира Мономаха.

А Тамара очень скоро вновь вышла замуж – на этот раз за князя Давида из рода осетинских Багратионов. Он с детства воспитывался при царском дворе тёткой Тамары Русудан и был знаком с двоюродными сёстрами. Любопытно, что некоторые исследователи предлагают считать Давида Сослана прототипом Тариэла поэмы «Витязь в барсовой шкуре» – ведь главный герой поэмы был сыном вассального царя, воспитывавшимся при дворе отца своей возлюбленной, индийской царевны Нестан-Дареджан.

Юрий в этом случае оказывается Росаном – сыном «поражённого злым недугом» царя каджей (Андрея Боголюбского?). Каджам (русским?) даётся такая характеристика:

Каджи – это те же люди, только, тайнами владея,
Каждый кадж напоминает колдуна и чародея.
Ослепить он нас сумеет лучше всякого злодея,
И сражаться с ним, проклятым, – бесполезная затея.

А второстепенного героя данной поэмы, Автандила, сторонники этой версии предлагают считать alter ego автора – Шота Руставели.

Ещё одна очень прозрачная аналогия просматривается в этих строках:

И Давар, сестра царёва, в царстве каджей овдовев,
Всем премудростям учила эту лучшую из дев.

Сестра отца Тамары – Русудан, недолгое время была замужем за внуком Владимира Мономаха Изяславом Мстиславичем Киевским (двоюродный брат Юрия Долгорукого), после его смерти она вернулась в Грузию. И опять получается, что каджи поэмы Руставели – это русские. Впрочем, согласно другой версии, Русудан была женой одного из сельджукских султанов, а супругой Изяслава Мстиславича стала какая-то другая грузинская княжна.

Вернёмся к Тамаре и Давиду Сослану. Их венчание состоялось в 1189 году в Дидубе – в храме, который отец царицы, Георгий III, когда-то построил в честь её рождения. Забегая вперёд, скажем, что в этом браке родились два ребёнка. Сын Георгий родился в 1191 году, дочь Русудан – в 1193 году.

Между тем в 1191 году в Грузию вернулся первый муж Тамары Юрий – и к нему тут же примкнули аристократы Имеретии и Самцхе. Заняв Кутаиси и Гори, Юрий короновался в Гегути и подошёл к Тбилиси. Согласитесь, что жалкому пьянице, гомосексуалисту и зоофилу трудно было ожидать такой поддержки от подданных его бывшей жены. Но Тамара и Давид с верными войсками вторглись в провинцию Самцхе, которая была центром этого мятежа. Под давлением союзников, Юрий вынужден был отказаться от своих планов и отправиться защищать их владения. Здесь он потерпел поражение в битве в долине Нигала. В 1193 году он снова предпринял попытку вернуть власть, но она оказалась ещё менее удачной. Юрий навсегда покинул Грузию, и о его дальнейшей судьбе ничего не известно.

В следующей статье мы продолжим рассказ и поговорим о Тамаре как о великой царице Грузии, а заодно немного – о знаменитой поэме Шота Руставели «Витязь в барсовой (тигровой) шкуре».

Автор: Рыжов В. А.

 

На фото:

  1. Г. Котаев, Б. Санакоев и У. Гассиев. Царица Тамара и Сослан-Давид
  2. Тамара и её отец, фреска пещерного монастырского комплекса Варджиа
  3. Андроник I, портрет из рукописи История Иоанна Зонараса
  4. Византийские Фемы. 950 год
  5. Трапезундская империя на карте
  6. Новгородцы принимают Юрия Андреевича, миниатюра Лицевого свода
  7. Нестан-Дареджан на иллюстрации С. Кобуладзе
  8. Тариэл и Автандил на иллюстрации М. Зичи

 

https://topwar.ru/history/

«Золотой век» Грузии

В предыдущем повествовании было рассказано о происхождении и молодости знаменитой грузинской царицы Тамары, о её неудачном браке с изгнанным из Руси младшим сыном убитого князя Андрея Боголюбского и втором браке с Давидом Сосланом. А сейчас мы поговорим о Тамаре как о великой царице Грузии и немного о знаменитой поэме Шота Руставели «Витязь в барсовой (тигровой) шкуре».

Тамара во главе Грузии

Надо сказать, что второй муж Тамары – Давид Сослан, не обладал особыми талантами государственного деятеля. По общему мнению всех исследователей, именно Тамара была главной в этом паре, и даже её титул звучал как «мепе» – царь, а не «дедопали» («супруга царя»). А её супруг был всего лишь главнокомандующим грузинской армией. Тем более что в 1207 году Давид умер (по некоторым данным – был убит), и своим номинальным соправителем Тамара назначила сына Георгия.

По приказу Тамары была проложена «прямоезжая» дорога из центральной Грузии на юг – в Месхетию, строились монастыри и храмы, мосты и оросительные каналы.

Были одержаны победы в Ширване, Шамхоре, Гяндже и Двине. В Гяндже после победы в битве с войском атабака Абу-Бекра удалось захватить знамя халифа, которое потом в Гелатском монастыре украшало икону Хахульской Богоматери. В летописи приводятся слова, с которыми Тамара обратилась тогда к своей армии:

«Братья мои, пусть не затрепещут от страха сердца ваши, если их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог... Только одному Богу доверьтесь, сердца своей правдой крепите перед Ним и упование бесконечное имейте на крест Христа. Устремляйтесь в их страну с помощью Пресвятой Богородицы и направляйтесь на врага силою непобедимого креста.»

Приводится и её письмо сельджукскому султану Рума Сулейман-шаху Рукн-эд-дину:

«Ты надеешься на множество золота и погонщиков ослов, я же – ни на богатство, ни на силу войска моего, а на силу Вседержителя Бога и святого креста, которого ты хулишь. Ныне я посылаю всё войско моё встретить тебя; да будет надо мною воля Бога, но не твоя, правда Его, но не твоя.»

Кроме того, ей приписывается создание гимна «Моление грузин для победы в Шамхоре».

О походе в Иран 1210 года в летописи написано:

«Никто из грузин не ходил походом до этих мест, ни царь, ни князь.»

Профессор Тбилисского университета Н. Бердзенишвили писал в 1971 году, что Тамара

«покорила от Понтийского моря до моря Гургенского и от Спери до Дарубанда и всех кавказских имеров и амеров до Хазара и Скифии.»

На части армянских земель было создано дружественное Грузии государство братьев Мхаргрдзели (Закаряны). Были завоеваны Карс, Тавриз (Тебриз), Хлат, Казвин, Ром-Гур и Эрзерум, грузинские войска дошли до Синопа и Гераклеи, которые принадлежали Византии – здесь в 1204 году было основано Трапезундское царство, коренным населением которого были грузины-лазы. На его трон Тамара посадила своего племянника – Алексия, ставшего основателем династии Великих Комнинов. Северная граница государства Тамары проходила от Никопсии (близ современного Гантиади) до Дербента, а на юге достигала истоков Тигра и Евфрата. Выступивший против Грузии сельджукский султан Сулейман-шах Рукн-эд-дин (согласно летописям, он потребовал от Тамары принять ислам) потерпел страшное поражение в Басиани (у Эрзерума), был ранен и едва не попал в плен.

В 1204 году было подавлено восстание горцев – хевсуров и пшавов (пховцев), которым с тех пор было запрещено строить традиционные башни.

В летописи, написанной уже во времена правления сына Тамары – Георгия IV, написано, что она

«царство защитила нераздельно, всех примирила и установила мир для всех.»

«Витязь в барсовой (тигровой) шкуре»

В конце XII века в Закавказье были сочинены две знаменитые поэмы. В 1188 году в Шемахе по заказу ширваншаха Ахситана Низами написал поэму «Лейли и Маджнун». И Руставели её явно читал, поскольку говорит в начале своей поэмы:

Эта повесть, из Ирана занесенная давно,
По рукам людей катилась, как жемчужное зерно.
Спеть её грузинским складом было мне лишь суждено.

Свою поэму «Витязь в барсовой (тигровой) шкуре» («Вепхисткаосани») Руставели написал после 1189 года, мы уже немного говорили о ней в предыдущем повествовании.

Об этой поэме И. Можейко писал:

«Вершина западного рыцарского романа, достигнутая не на Западе, шедевр восточной сказки, рождённый в христианском государстве, апофеоз идей гуманизма и идеалов Возрождения, появившийся на свет до эпохи Возрождения.»

Героиней поэмы многие считают царицу Тамару, а некоторые даже называют «заказной», ведь Руставели прямо говорит:

«Мне приказано царицу славословить новым словом.»

А также:

«Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято.»

Вероятно, Тамаре, также ознакомившейся с поэмой Низами, захотелось иметь что-то подобное. Но вот результат ей, похоже, очень не понравился. Хоть Руставели назвал свою героиню другим именем, его намеки оказались более чем прозрачными:

Мне она дороже жизни, беспощадная тигрица.
Пусть, не названная мною, здесь она отобразится.

Что же могло вызвать гнев Тамары? Например, рассказ о том, как Нестан-Дареджан приказала убить жениха:

Не велит рассудок здравый,
Чтобы я была причиной этой ярости кровавой.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сделай так, герой отважный, наделённый силой львиной:
Жениха, убив украдкой, не сражайся ты с дружиной.

Речь может идти об убийстве упоминавшегося в предыдущем повествовании царевича Демны, влюблённого в Тамару. Совсем уж оскорбительной для Тамары является описанная в поэме реакция тётки героини – Давар (Русудан в реальной жизни), которая избивает (!) её, узнав о смерти жениха:

Ты, блудница (!) мирбара (должность Тариэла) на убийство навела!
Почему должна я кровью за твои платить дела?
……………………………………………………
И Давар с великой бранью на царевну напустилась,
С криком волосы рвала ей, колотила и глумилась.
Солнцеликая царевна лишь вздыхала и томилась.

А ведь «Солнцеликая» – это постоянный эпитет Тамары. И сам Руставели, словно понимая, что написал «лишнее», вдруг заявляет во «Вступлении»:

Мне пером была тростинка, тушью – озеро агата.
Кто внимал моим твореньям, был сражён клинком булата.

То есть признает, что перешёл какую-то грань и написал что-то настолько крамольное, что читать его поэму буквально опасно для жизни.

Между тем автор великого произведения был достаточно высокопоставленным вельможей, некоторое время даже занимал пост главного казначея Грузии и смог выделить средства для ремонта Иерусалимского монастыря Святого Креста.

Более того, Руставели постоянно сообщает о том, что был хорошо и неформально знаком с Тамарой, например:

«Той, кого я раньше славил, продолжаю я гордиться.»

И при этом официальные летописи очень скупо пишут о нём, а его великое произведение не упоминается и не цитируется поэтами-современниками. Некоторые исследователи полагают, что достигнув пика власти, Тамара стала тяготиться прежними соратниками, которые слишком много знали о её молодости, отношениях с отцом и тёткой Русудан, а также – с первым мужем. И потому Руставели мог писать свою поэму в качестве своеобразных мемуаров – уже пребывая в опале и в отставке. И он, опять-таки, прямо намекает на это во «Вступлении»:

«Ради той, из-за которой сердце горестью полно.»

Да и «тигрицей» (вероятно всё-таки «барсиней») Тамара в поэме названа «беспощадной» – не отважной, не бесстрашной и не мудрейшей. Согласитесь, это очень двусмысленный комплимент, в котором слышится обида обманувшегося в своих ожиданиях поэта.

И в дальнейшем чтение великой поэмы Руставели в Грузии не поощрялось, а первое печатное издание «Витязя», изданное в 1714 году, было сожжено по требованию грузинской церкви, иерархи которой считали, что это произведение оказывает дурное влияние на нравственность паствы.

Смерть царицы

Как ни странно, историкам неизвестна точная дата смерти Тамары: наиболее часто говорят о 1213 годе, но нельзя исключить, что это произошло в 1207 или 1210 году. Скончалась царица в некоем замке Агарани, местоположение которого, опять же, точно не известно. Возможно, это Коджорская крепость, которая находится в Мцхетском районе недалеко от Тбилиси. Неизвестно также место её захоронения; согласно преданию, похороны осуществлялись втайне, поскольку Тамара боялась осквернения своей могилы. Возможно, это было связано с обещанием разбитого в Басианском сражении султана Рукн-эд-дина

«добраться до нее хотя бы и после смерти.»

Существует совсем уж неправдоподобная легенда о том, что были изготовлены семь (по другим данным – девять) одинаковых гробов, лишь в одном из которых лежало тело царицы: доверенные телохранители Тамары захоронили их в разных местах, а потом покончили с собой (либо пронзили друг друга мечами), чтобы соблюсти тайну. А живший в XIII веке крестоносец Де-Буа писал архиепископу Безансонскому:

«Узнал я по слухам, а потом установил истинность этого дела через достойных доверия послов, что из Иберии христиане, именуемые георгенами (грузинами), бесчисленной конницей и пехотой, воодушевленные Божьим содействием, весьма сильно вооруженные, выступили против неверных язычников и быстрым натиском уже взяли триста крепостей и девять больших городов, из коих сильными завладели, а слабые обратили в пепел…

Вышеупомянутые идут, чтобы освободить землю священного Иерусалима и покорить весь языческий мир. Царю их знатному шестнадцать лет, он подобен Александру мужеством и добродетелью, но не верой (то есть, не язычник, а христианин). Этот юноша везет с собой кости своей матери, могущественной царицы Тамары, которая при жизни дала обет побывать в Иерусалиме и просила сына своего: если она умрет, не побывав там, отвезти ее кости ко Гробу Господню. И он, помня о просьбе матери… решил перевезти ее останки, захотят того или не захотят язычники.»

Но и это свидетельство, как вы поняли, основано лишь на каких-то на слухах.

«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» сообщает о грузинской легенде, согласно которой Тамара не умерла, а «спит в золотой колыбели»: она «проснётся и воцарится», когда до неё дойдёт «голос людской скорби».

Грузия после царицы Тамары

Период царствования Тамары называют «золотым веком» Грузии, эта страна достигла пика своего развития, но, возможно, и надорвалась в своих имперских амбициях. Уже 18 января 1223 г. сын Тамары Георгий IV погиб в битве с монголами корпуса Джэбэ и Субэдэя.

Ему наследовала сестра Русудан, при которой Грузия в 1225-1227 гг. потерпела ряд поражений от хорезм-шаха Джелал ад-Дина Манкбурны (он доставил много хлопот даже Чингисхану и его преемнику Угэдэю), а в 1236-м была разгромлена монголами, власть которых вынуждена была признать в 1240 году.

Внук Тамары Давид VI стал вассалом государства Хулагидов. Наследовавший ему незаконнорождённый сын Георгия IV Давид VII имел не грузинское, а тюркское прозвище «Улу» – «Старший» (поскольку у него был младший соправитель – сын Русудан Давид Нарин). Давид ездил в Каракорум, вынужден был принимать участие в операциях монголов против ассасинов Аламута и в их походе на Багдад. После того как он отказался выделить войска для войны в Египте, монголы разорили Самцхе. Правнук Тамары Деметре II сохранял власть лишь в восточной Грузии и в 1289 году был казнён в ставке ильхана Аргуна. Его младшему сыну Георгию V удалось на некоторое время объединить страну. Ему наследовал Давид IX, при котором Грузия сильно пострадала от эпидемии чумы, на её территорию несколько раз вторгались монголы. При Баграте V и Георгии VII страна была полностью разорена Тамерланом, что привело к распаду государства на несколько слабо связанных между собой царств и княжеств.

Святая Тамара

Православной церковью Тамара была причислена к лику святых, и в Житиях именуется Тамарой Великой.

Формальным поводом для канонизации стали её заслуги в христианизации кавказских племён и строительство новых монастырей, некоторые из которых были основаны за пределами Грузии – например, Иверский монастырь на горе Афон и Петрицонский монастырь в Болгарии. Кроме того, она

«обеспечила епископов и престолы их пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей.»

В «Картлис цховреба» (летописный свод, существовавший с VIII столетия и дополнявшийся до XIII века) можно прочитать:

«Не только в собственном царстве Тамары царило благополучие, но и для всех христиан. И всех, кто насиловал христиан, она уведомляла, чтобы немедленно покорились, имея страх и любовь к ней.»

В настоящее время в Ахалцихе и Тбилиси 14 мая отмечается день царицы Тамары – Тамароба.

Портрет этой царицы можно увидеть и на грузинской купюре достоинством 50 лари.

 

Автор: Рыжов В. А.

 

На фото

9. М. Зичи. Шота Руставели преподносит свою поэму царице Тамаре

10. Царица Тамара на иллюстрации книги Е. Маркова «Очерки Кавказа: Картины кавказской жизни, природы и истории»

11. Царица Тамара на фреске построенной по её приказу церкви в Бетани

12. Золотой крест царицы Тамары, рубины, изумруды, жемчуг

13. Кавказский регион в 1213г.

14. Советская почтовая марка, выпущенная в честь 800-летия Руставели

15. Шота Руставели на фреске монастыря Святого Креста, Иерусалим

16. Георгий IV на фреске монастыря в Бетании

17. Грузинская монета времён царствования Русудан. Изображение Христа с надписью: «Царица цариц, слава мира и веры, Русудан, дочь Тамар, защитница Мессии»

18. Одна из икон Святой Тамары

19. Памятник Тамаре в Ахалцихе

20. Портрет царицы Тамары на грузинской купюре достоинством 50 лари

 

https://topwar.ru/history/