И ПРЕДЛОЖИЛ ПРОВЕСТИ ЗДЕСЬ МАГИСТРАЛЬ
Краевед Анатолий Жуков – об истории самого крупного и густонаселенного района Хабаровска Индустриальный район (в народе его иногда называют Индией) расположен в южной части краевой столицы. Первое упоминание о нем датировано 21 мая 1936 года . . . (до 10 ноября 1961-го носил название Сталинский). Но ведь жизнь там кипела и до революции. Об истории этой территории города и поговорим. ЛЕСОЗАВОД И ДАЛЬНЕХОХЛАЦКАЯ СЛОБОДКА В конце 70-х годов в качестве шофера самосвала КрАЗ-256 мне пришлось участвовать в отсыпке берега Амура примерно напротив дендрария. В наших путевых документах это дело называлось «Отсыпка берега около бывшего лесозавода №9 для строительства улицы Парковой». Сегодня от того лесозавода и следа нет. Он был построен хабаровским купцом Василием Федоровичем Плюсниным и открыт в январе 1899 года. В переулке Фабричном сохранилось двухэтажное каменное здание 1908 года постройки. Первоначально там размещался механический цех плюснинского лесозавода, затем его же фабрика папиросных гильз и табака, арендуемая частными предпринимателями Кобецким и Пюскюллю. А с 1960-х годов это было лесоустроительное предприятие. Наименование переулка менялось несколько раз: Новый, Барачный, Фабричный, Ободная… Дендрарий же берет начало от казенного опытного поля, появившегося в 1896 году. Им заведовал в свое время известнейший агроном Степан Васильевич Гагин. При новой власти здесь появился краевой древесный питомник и научная опытная станция, которые с 1940 года стали называться дендрарием. Сразу за опытным полем шла Дальне-Хохлацкая слободка. Она была упразднена в 1951 году и административно вошла в состав Сталинского района Хабаровска. Остатки слободки в виде частного сектора и сейчас можно лицезреть рядом с многоэтажками Прибрежного микрорайона. АРТЗАТОН Отсюда пошла, собственно, история Хабаровска. Тогда здесь была сквозная протока. Еще года за два до основания селения Хабаровка на месте современной РЭБ флота стояла военная судоверфь. Под началом инженер-поручика Егорова на ней строились канонерские лодки, которые затем вооружались морскими орудиями и сплавлялись по Уссури к озеру Ханка, откуда ожидалось нападение маньчжуров. Об этом в 1898 году писал военный журналист, редактор «Приамурский ведомостей» Антон Петрович Сильницкий. После перевода в середине 70-х годов XIX века артиллерийского склада из Николаевска-на-Амуре одна из возвышенностей Хабаровска, на которой разместили все имущество и постройки, а также близлежащая протока стали называться Артиллерийскими. В 1927 году протоку перегородили почти двухкилометровой намытой дамбой. Так появился Артиллерийский затон, в просторечии просто Артзатон. Центральная улица этого городка речников при наводнениях заливалась амурскими водами, почему и называлась Заливной. В октябре 1967 года, к юбилею революции, она получила имя известного большевика Ивана Павловича Шевчука (1892– 1942). Что он сделал для города, сегодня вопрос весьма спорный. КРУГОСВЕТКА И ЕЛАНЬ За Артзатоном начинается частный сектор, до сих пор именуемый старожилами города Кругосветкой. Первое упоминание о ней нашлось в 1889 году. В это время один из топографов Ваниных (их было двое братьев – Василий и Аким/Иоаким Климентьевичи, в честь последнего назван морской порт Ванино на берегу Татарского пролива) в урочищах, которые навали Кругосветкой и Еланью, вел съемки для городских выгонных пастбищ и сенокосных участков. Была и протока Кругосветка, но ее давно замыло. В начале XX века здесь проходила временная грунтовая дорога для гужевого транспорта. Упоминается ветхий мостик через протоку Кругосветку – эта дорога шла к селению Николо-Александровка (с 1917 года Красная Речка). В 1909-м приказом начальника Хабаровского гарнизона окрестности Кругосветки и Елани были закреплены за местным военным обществом любителей охоты. А в 1919 году урочище Кругосветка арендовали хабаровские предприниматели Семен Иванович Щербаев и Афанасий Сафонович Гребнев. До начала 1930-х они вели здесь свое хозяйство, разводили скот и занимались огородничеством. Была у них и мельница – на острове Песчаном (ныне исчезнувшем). ГОРТОП В сентябре 1936 года вышло решение Хабаровского горисполкома разбить здесь индивидуальный поселок «для размещения и дальнейшего переноса сюда домовладений из Дальне-Украинской слободки». Через два года там было уже около 60 хозяйств. В декабре 1938-го пока еще номерные улицы нового поселка получили официальные наименования (по порядку): Проточная, две Ипподромные, две Балтийские, Дальневосточная, Песчаная, Приисковая. А в марте 1951-го Ипподромные переименовали в Тимирязевскую и Докучаева, вторую Балтийскую – в Двинскую. Появилась и новая улица – Демократическая. У Городского топливного треста (Гортоп) находился приплавной участок для сбора плывущих сверху по Амуру бревен. Здесь трудилась артель «Ударник» хабаровского Горпромсоюза. САМИР, ОН ЖЕ МЕЛЬКОМБИНАТ Уже мало кто помнит о корейском поселке Самир (Сам-Ир) – позднее колхоз «Культура», затем «Красный Восток» – состоящем из жилых фанз и конной мельницы. Здесь в 1930-х годах началось строительство мелькомбината и мебельной фабрики «Заря». Много корейцев было репрессировано, выслано в Амурскую область и Северный Казахстан… ПИОНЕРСКАЯ – МОРОЗОВА Одно время активно обсуждался вопрос о вариантах названия проезжей трассы, идущей параллельно улице Краснореченской. Предполагалось продлить ее, соединить участки и назвать Пионерской. Так и поступили. А недавно я нашел документы о начале скаутского движения в Хабаровске. У меня есть сведения и о людях, стоящих у его истоков, которые при новой власти стали пионерами. Сохранились торжественная клятва и гимн скаутов. Умиляет, что товарищ Н.К. Крупская (жена В.И. Ульянова-Ленина) при создании пионерии повторила все почти слово в слово. И уже в наше время, в 1990-е годы, были предложения в связи с отменой пионерской организации переименовать новую магистраль в шоссе Скаутов. Но кто-то сказал, что это звучит нелепо. Хотя первоначальный смысл самого слова «пионер» – военный сапер, и по правилам грамматики название улицы должно было бы звучать как Пионерная… Затем этот вопрос стал открыто обсуждаться в обществе. В 1999 году был даже объявлен конкурс, и я тоже, как краевед, в нем участвовал. Тогда у руля местной власти еще крепко стояли партийные товарищи. Я предложил увековечить память людей, действительно внесших огромный вклад в дело развития города, а именно царских военных инженеров Николая Александрова и Владимира Мооро. Но эта инициатива не прошла. Сегодня в Хабаровске есть переулок им. Павлика Морозова, того самого пионера-героя. А есть улица П.Л. Морозова – участок Пионерской, названный в честь председателя Хабаровского горисполкома 1971–1981 годов. Он то в свое время и предложил провести здесь магистраль.
Анатолий ЖУКОВ, краевед Фото из архива автора
Газета «Приамурские ведомости», № 34 (8423) 2024 года г. Хабаровск |