Истина и мифы о восстании в Бадабере

      26 апреля с.г. исполнилось 30 лет со дня восстания советских пленных в лагере, известном под названием Бадабер в селении Зангали недалеко от пакистанского Пешавара.

      За это время в средствах информации появлялись самые различные, в том числе и противоречивые трактовки этого события. Позиционировался подвиг советских военнопленных, захвативших склад вооружения, отбивших многочисленные нападения моджахедов и пакистанских вооружённых сил,.................

и ценой своей жизни уничтоживших огромное количество оружия, боеприпасов, техники, а также иностранных инструкторов, пакистанских военных и афганских мятежников. Муссировалась и тема предательства одного или нескольких пленных, но нигде ясно не представлялся ни предмет предательства, ни его субъекты.

      Расследования этого события на государственном уровне не осуществлялось, имена остались не установленными, поэтому и наград Советского Союза никто не получил.

      Численность и имена всех восставших точно не установлены. Всего погибших в Бадабере было  не более 12 человек, а общее количество имён, приписываемых к участникам восстания различными авторами приближается к трём десяткам.   

     Некоторые авторы приводят имена участников восстания, не ссылаясь на источники их получения. Имеются случаи, когда со ссылкой на один и тот же источник, преподносится противоречащая друг другу информация.

      К примеру, в 2009 году на телеэкраны вышли фильмы Радика Кудоярова «Тайна лагеря Бадабер» и Сергея Барабанова «Мятеж в преисподней». Оба автора претендуя на документальность, тем не менее, допускают в фильмах довольно сомнительные интерпретации.      

      Так, Радик Кудояров сознательно пытается выставить в качестве участника восстания человека, совершенно непричастного, а Сергей Барабанов утверждает, что свидетель восстания Рустамов Носиржон был узником Бадабера с 1982 года и пробыл в пакистанском плену 12 лет. В действительности же, в 1982 году Рустамов ещё ходил в среднюю школу, в армию был призван в 1984 году, в Бадабер попал только в начале 1985 года, а в плену находился 8 лет, а не 12.

      По разному преподносится авторами и время начала восстания. В фильме Барабанова Рустамов лично рассказывает, что восстание началось, когда все моджахеды были на футболе, а в фильме Кудоярова диктор утверждает, что в это время все моджахеды, около 200 человек молились в мечети. Даже результат футбольного матча между пленными и моджахедами преподносится по-разному. В фильме Кудоярова победили наши, а в фильме Барабанова – моджахеды. 

      Радик Кудояров в своём фильме беззастенчиво приписывает себе и своей съёмочной группе выявление новых фактов и имён о восстании, тогда как на самом деле описываемые им открытия были сделаны задолго до него сотрудниками Комитета по делам воинов-интернационалистов и военным журналистом Евгением Кириченко.  

      Ещё в мае 2007 года Евгений Кириченко опубликовал в «Труде» очерк «Восставшие в аду Бадабера», где наиболее объективно, ссылаясь на конкретные источники, проанализировал и показал картину восстания, назвал новые более достоверные имена. Кстати, Кириченко не выпячивал свои заслуги по поискам свидетеля, и в отличие от автора «Тайны лагеря Бадабер», достоверно указал, что найти свидетеля Рустамова  спустя много лет удалось только при содействии спецслужб и бывшего сотрудника КГБ Музаффара Худоярова. 

       В очерке Евгения Кириченко убедительно опровергается участие в восстании Николая Саминя, которого раньше приписывали к погибшим участникам восстания. Кириченко описал, как свидетель Рустамов, при просмотре документальных кадров, где Саминь тепло общался с Ахмадшахом Масудом и его боевиками, опознал в нём Ахмада, который не был в Бадабере. Со слов Рустамова, Ахмад (Саминь)был в лагере под Джалалабадом, куда Рустамова привезли уже после Бадаберского восстания. Ахмад  даже делал татуировки Рустамову, и эти татуировки Рустамов демонстрировал Евгению Кириченко.

      В фильме Радика Кудоярова «Тайна лагеря Бадабаер», вышедшем через два года после статьи Кириченко, истории Николая Саминя  посвящается целых 5 минут и автор вновь, без ссылки на какой-либо источник, заверяет зрителя, что Саминь погиб в Бадабере. 

      Радик Кудояров словно опровергает Евгения Кириченко и настаивают на признании Саминя участником восстания. Где истина? Чтобы ответить на этот и на другие противоречивые вопросы автор этих строк в марте 2015 года выехал в Фергану, где встретился с Рустамовым Носиржоном.

      Вместе с Рустамовым мы просматриваем фильм французского автора Виктора Лупана о советских солдатах, оказавшихся в стане моджахедов. Именно в стане, а не в плену, потому как по документальным кадрам братания улыбающегося Николая Саминя с моджахедами, его никак нельзя было назвать пленным. Голос за кадром на языке дари называет имя бывшего советского солдата «Сомин» с ударением на последнем слоге. «Это не Сомин, это Ахмад», - уверенно заявляет Рустамов, знающий дари.    

      «После Бадаберского восстания и гибели всех его участников  меня, перевезли в лагерь под Джалалабадом, – рассказывает Рустамов, - В этом же лагере находился Ахмад с ещё одним русским парнем, имя его уже не помню. Ночью мы все находились в одном охраняемом помещении, а днём эти двое могли свободно передвигаться по всему лагерю. Я тогда даже возмущался, почему меня, тоже советского (шурави), держат под охраной, а эти ведут себя, словно хозяева. Мне объяснили, что Ахмад и его напарник уже давно стали моджахедами, пользуются доверием, и их скоро должны отправить в Америку. Ахмад делал мне татуировки на ноге, на руках и на груди. Он рассказывал, что к моджахедам перебежал добровольно, прихватив с собой автомат и ящик с патронами, чтобы ему поверили. Его целью было попасть на Запад.

      Иногда нам показывали фильмы про события в Афганистане, там были кадры, как моджахеды выходили на боевые операции, уничтожали советских солдат и технику. Ахмад хвастливо комментировал, что он тоже участвовал в операциях, когда был с Ахмадшахом Масудом в Панчшере. Он говорил, что скоро поедет в Америку, где у него будто есть родственники. Накануне своего отъезда из лагеря Ахмад и его напарник организовали угощение по этому поводу, им дали новую добротную одежду. Потом увезли. Сказали, что в Америку».

      После получения таких подробностей нет никаких сомнений по поводу участия, вернее неучастия Саминя в восстании. Но возникает новый вопрос: «Почему автор фильма «Тайна лагеря Бадабер» умышленно пытается навязать иное мнение о Самине, даже после публикации Евгением Кириченко показаний Рустамова в 2007 году?»

       Надеюсь получить какой-то ответ в беседе с Рустамовым. Вместе с ним просматриваем фильм «Тайна лагеря Бадабер». Рустамов, во время просмотра буквально содрогнулся: «Как?! Ведь мне он не говорил, что снимает для фильма!  Летом 2009 года ко мне домой в Ферганскую область приехал человек из Андижана по имени Козим и попросил, чтобы я поехал в Андижан, где меня ждут гости из России, которые хотят расспросить об одном из бывших  пленных, которого я, возможно, знаю. Я приехал в указанный адрес, где находился этот Радик. Он сказал, что приехал по просьбе матери пропавшего без вести солдата, чтобы показать мне фото и узнать, не видел ли я его в плену. Я не опознал эту фотографию. Потом Радик попросил, чтобы я рассказал перед камерой всё, что говорил раньше Худоярову Музаффару и Евгению Кириченко о Бадабере. Я рассказал о восстании. Радик показывал мне те же фотографии Абдурахмона и Исломиддина с европейской журналисткой, которые за 2-3 года до него показывали мне Худояров и Кириченко, я повторил всё, о чём говорил раньше. Радик знал всё это, в том числе и об Ахмаде, которого не было в Бадабере. Я не понимаю, почему Радик перевернул мои слова и показал в фильме, что Ахмад (Саминь) погиб.

      Радик настойчиво просил меня вспомнить то, чего я не рассказывал раньше, но ничего нового я сказать не мог. Никаких открытий во время беседы со мной Радик не сделал, всё было известно до него, теперь я понимаю, что он просто решил снять сенсационное кино и заработать денег. Я очень сожалею, что согласился на съёмки, меня просто обманули. Я  подтвержу эти свои слова на любом уровне и на любом расследовании».

      Фильм Сергея Барабанова «Мятеж в преисподней» больше понравился Рустамову, если не считать ошибок в датах и времени его пребывания в плену. Кроме того, Рустамов заявил, что в футбол наши пленные всё-таки выиграли, а не проиграли моджахедам, как показал Барабанов. «Барабанов был в Ташкенте, когда меня пригласил председатель Объединения афганцев Узбекистана Талат Мурадов. Я не хотел сниматься, сказал, что просто расскажу всё без камеры. Но они убедили меня, заверив, что об этом просит лично генерал Руслан Аушев. Они даже позвонили Аушеву, который по телефону попросил меня рассказать о восстании перед камерой. Проведение съёмок мне объясняли необходимостью установить имена погибших. Только после этого я согласился на схёмки».

      Действительно, фильм Барабанова представляется более точным и честным, авторы без сокрытия указывают в титрах и год создания фильма – 2009. В кадрах мелькают фотографии, запечатлевшие газету с очерком Е.Кириченко в «Труде» 2007 года. Причастность к организации съёмок  руководителей ветеранских организаций может свидетельствовать о легальном осуществлении съёмок в Узбекистане.

      В фильме же Кудоярова никаких дат в титрах не находим, автор сознательно запутывает ход событий, построив сценарий так, словно общение исследователей с Рустамовым происходит впервые, словно именно их съёмочная группа вычислила и нашла Рустамова, провела опознание, установила и Варваряна, и Шевченко, и Каната, и другие подробности. «Мы не можем раскрывать все детали наших поисков, чтобы не навредить Рустамову», утверждает автор фильма. Это утверждение прямо противоположно действиям автора. Так, Кудояров посещает в Афганистане семью совершенно не причастного к восстанию Эрматова Касыма, осужденного на 18 лет и находящегося в тюрьме в Узбекистане.   В 2005 году Эрматова арестовали в Пакистане и передали в Узбекистан, как террориста, связанного с Аль-Каидой. Далее Радик Кудояров приезжает в Андижан и Фергану в частном порядке, где осуществляет съёмки фильма, не имея соответствующей аккредитации или разрешения властей на осуществление трудовой деятельности на территории Узбекистана. В съёмки втягивает граждан Узбекистана, не раскрывая истинных целей своего визита. Получается, что эти граждане и Рустамов невольно помогают Радику в его незаконной деятельности.  Затем всё это транслируется в фильме по каналу, который смотрят не только в России, но и в Узбекистане.

       В России, если иностранец незаконно осуществляет трудовую деятельность, то его штрафуют и выдворяют. Подобные правила существуют и в Узбекистане, поэтому узбекские власти могли вполне законно наказать автора и содействующих ему лиц. И как, после этого, Р.Кудояров ещё может утверждать, что они не хотели навредить Рустамову?    

      Но если стремление Радика присвоить себе чужие лавры можно как-то объяснить отсутствием журналистской этики и элементарным плагиатом, то его утверждение о роли Саминя не поддаётся никакому журналистскому объяснению, разве что спецслужбы, и не только российские, ведают или проведают об этом.  

      Кстати, о спецслужбах. Уже не секрет, и мы слышали об этом из уст бывшего высокопоставленного  чина ЦРУ, что американцы тогда активно снабжали моджахедов Афганистана оружием и ракетами, тратя на эти цели по 2 миллиона долларов в день. Не надо обладать большой фантазией, чтобы понять, откуда на склады Бадабера и других лагерей прибывало бесчисленное количество оружия и боеприпасов. К 1985 году эта линия была уже поставлена на отлаженный поток. В Бадабер приезжали американские правозащитники и журналисты, которые без ведома ЦРУ и пакистанских спецслужб и носа бы не смогли туда сунуть.

      Но из фильма Р.Кудоярова выходит, что американские спецслужбы только после взрыва узнали о существовании этого лагеря. За кадром голос диктора приводит документ ЦРУ, в котором отмечается «… Через наши источники в одном из отрядов оппозиции были получены сведения о том, что партия исламского общества Афганистана под руководством Раббани организовала в местечке Джангали лагерь для хранения артиллерийских боеприпасов...». Это сообщение косвенно как бы исключает участие ЦРУ и в организации лагерей, и в поставках оружия. Между кадрами авторы «Тайны лагеря Бадабер» ненавязчиво преподносят зрителю следующие посылки: «Американцы не причастны к созданию и содержанию лагерей подготовки боевиков афганской оппозиции, к поставкам оружия в эти лагеря, Николай Саминь погиб в Бадабере, а не вывезен в Америку». 

      Печально, что, спекулируя на тему восстания, некоторые авторы преследуют свои личные, собственнические, а порой и политические цели. 

      До того, как нашёлся свидетель восстания Носиржон Рустамов, эта тема отображалась несколько метафорично и даже определенным образом мифологизировалась.

      Так, со ссылкой на очерк журналиста «Красной звезды» А. Олейника «Тайна лагеря Бадабера» или вообще без ссылки, в различных материалах приводилось следующее донесение полковника Ю. Тарасова от 25 мая 1985 года главному военному советнику в Афганистане генералу армии Саламанову Г И: «23 мая 1985 года из Пакистана прибыл агент ... , имевший задачу добыть данные о происшествии в лагере афганских беженцев Бадабера. О выполнении разведывательного задания источник доложил следующее: 26 апреля в 21:00 , когда весь личный состав учебного центра был выстроен на плацу для совершения намаза, бывшие советские военнослужащие сняли шесть часовых у складов артвооружения (АВ) на сторожевой вышке и освободили всех пленных. Полностью реализовать свой замысел им не удалось, так как один из числа советских военнослужащих по кличке Мухаммад Ислам в момент восстания перебежал к мятежникам. (в некоторых источниках «три таджика перебежали к мятежникам» - В.Б.)

       В 23:00 по приказу Б. Раббани был поднят полк мятежников Халеда-ибн-Валида, позиции пленных окружены. Лидер ИОА предложил им сдаться, на что восставшие ответили категорическим отказом. Они потребовали выдачи сбежавшего солдата, вызвать в Бадаберу представителей советского или афганского посольств.

      Раббани и его советники приняли решение взорвать склады АВ и уничтожить таким образом восставших. В 8:00 27 апреля Раббани приказал открыть огонь. В штурме, кроме мятежников, участвовали артиллерийские подразделения и боевые вертолеты пакистанских ВВС. После нескольких артиллерийских залпов склады АВ взорвались. В результате взрыва погибли: 12 бывших советских военнослужащих (имена, звания не установлены); около 40 бывших военнослужащих ВС Афганистана (имена не установлены); более 120 мятежников и беженцев; 6 иностранных советников; 13 представителей пакистанских властей, 28 офицеров ВС Пакистана. Были уничтожены 3 РСЗО «Град», примерно 2 млн ракет и снарядов различного типа, около 40 арторудий, минометов и пулеметов. Взрыв и возникший затем пожар уничтожили ряд построек, в том числе и тюремную канцелярию, в которой, кроме всего прочего, хранились документы со списками узников. По данным источника до правительства Зия¬уль-Хака доведено, что восставшие пленные сами подорвали себя на складах АВ».

      Из этого, явно приукрашенного и неправдоподобного донесения, возникает больше вопросов, чем ответов. Оно напоминает десятки подобных донесений в период афганской кампании, когда сообщалось, к примеру, об уничтожении значительного количества мятежников и даже самого Ахмадшаха Масуда в Панчшере, но они вскоре чудесным образом Ахмадшах и моджахеды воскресали и продолжали свою борьбу.

       Видимо, в первоначальном виде фигурировал один снятый часовой, а пока информация шла к вышестоящим инстанциям, приписали ещё пять. Причём все шесть, якобы, были на сторожевой вышке. Как же они туда вместились? Интересно, сколько человек и каким образом снимали этих шестерых, если потом они ещё и освободили остальных пленных, которых, по словам агента, было не меньше сорока, и которые потом погибли?  Каков же был замысел восставших, если его не удалось полностью реализовать, потому, что кто-то перебежал к мятежникам уже во время восстания? Какова связь между его побегом и их замыслом?  Если восстание уже началось, то могла ли повлиять на реализацию этого замысла потеря одного  сбежавшего бойца? 

      Рустамов рассказал по этим вопросам, что в день восстания Абдурахмон снял единственного часового у арсенала и позвал остальных русских, которые были на футбольном поле. Началась неразбериха, тревога, восставшие вооружились и стали поднимать оружие на крышу арсенала. С ними был и Исломиддин (Михаил Варварян).  Но потом Исломиддин перебежал от них к моджахедам. Он мог бы не участвовать в восстании с самого начала, и если бы заранее предупредил моджахедов, то восстание и не началось бы. А он перебежал уже когда все восставшие были на своих позициях на крыше, поэтому на ход восстания его бегство не оказало никакого влияния. Разве что, он мог  надеяться на сохранение жизни. А может быть побег входил в планы восставших, ведь должен был кто-то, потом рассказать об этом миру. Дальнейшая судьба Исломиддина Рустамову не известна, после того, как их вывезли с Бадабера они не встречались.

      Наши пленные думали, что если привлечь к себе внимание пакистанских властей, то таким путём можно будет получить свободу. Они надеялись, что представители властей прибудут на выстрелы, убедятся, что в лагере есть граждане СССР, и вывезут их из Бадабера. Поэтому они стреляли по окрестностям, чтобы шумом привлечь внимание пакистанской стороны.    

       Пакистанские военные или вертолёты в штурме не участвовали, поэтому и жертв среди них не могло быть. К месту события пакистанские представители действительно прибыли, но уже после взрыва. На тот период, пока они разбирались в лагере, меня и Исломиддина увезли в другое место, чтобы скрыть от пакистанцев нахождение «шурави» в лагере.   Потом привезли опять, и заставили помогать в сборе остатков тел погибших, которые закопали в яме за пределами лагеря, а не в воронке от взрыва, как утверждается в фильме Барабанова.

      Всё закончилось в тот же день 26 апреля, а не на следующий день, как показано в фильмах и в донесении. Погибло 11 наших солдат и несколько моджахедов. Гибель 40 афганцев и 120 моджахедов – это, конечно, миф. Взорвался весь арсенал с оружием и боеприпасами, были и ракеты, но не в таком количестве, как описывается в донесении. Рустамов даже рассмеялся, когда я ему перевёл это донесение полковника Тарасова. 2 миллиона ракет, 40 арторудий и установки «Град» там просто не уместились бы.

      Некоторые исследователи высказывают предположение, что руководителем восстания мог быть Виктор Духовченко. Сомнительная версия. Духовченко пропал в ночь на 1985 год в Баграме. Если предположить, что он, как и Рустамов был переправлен в Пешавар и 1-2 месяца проходил фильтрацию, то в лагерь он мог попасть в феврале-марте. А в апреле уже было восстание. Двух месяцев явно недостаточно, чтобы пройти через такую стрессовую ситуацию, как обращение в ислам, изучить каноны, войти в доверие к моджахедам, да ещё и сплотить вокруг себя единомышленников. Рустамов, к примеру, попал в лагерь в январе 1985 г., и все находившиеся там будущие участники восстания уже давно были обращены в ислам, знали  дари, совершали пятикратный намаз (молитвы). Вновь прибывшие пленные, подобно Рустамову, первоначально содержались в кандалах и не могли передвигаться свободно.

      В отношении же лидера Абдурахмона, Рустамов отметил, что тот был шофёром, перевозил продукты и чай, попал в плен на границе с Ираном, и некоторое время обучался исламу в среде шиитов, поэтому в Бадабере иногда спорил с Исломиддином (Варваряном-прим.В.Б.), отстаивая некоторые шиитские нормы, хотя в лагере проповедовался только ислам суннитского толка. Под эти признаки лидера Абдурахмона однозначно подпадает служащий СА водитель Николай Шевченко, пропавший при выполнении рейса в Герат в 1982  году.

      Одним из мучеников Бадабера был казах, которого называли Канатом. В результате взрыва он получил смертельный удар балкой по голове. Канат был единственным из погибших, чьё тело не было разорвано, он был похоронен целым. Канат до плена проживал в Казахстане, в неволе он иногда пел на свой лад зазывные казахские песни.    

      Казахстанские ветераны-афганцы приложили немало усилий в установлении Каната. Из числа пропавших без вести в Афганистане казахстанцев они выделили троих, подпадающих под признаки Каната. Это Куат Бекболатов, Токмуханбет Карабалаев и Болагазы Джумагулов. В 2010 году ветераны организовали в Астане встречу родственников пропавших без вести с Рустамовым. По фотографиям Рустамов не смог опознать Каната, сетовал на то, что в плену все были суровыми мужчинами, носили бороды и усы, а на снимках были изображены молодые, безусые, жизнерадостные парни. Общаясь с братом Токмуханбета Карабалаева, Рустамов отметил, что он похож на Каната по своему телосложению и манерам, но не по глазам. Наиболее созвучно и близко к Канату было имя Куата Бекболатова. В плену Куата могли называть Канатом. А сестра Джумагулова Болагазы Роза рассказала, что у брата был близкий друг по имени Канат, они призывались на службу в одно время и очень дружили. Не исключено, что Болагазы мог назваться в плену именем близкого друга. Болагазы тоже любил иногда петь песни.

       Тяготы плена в Бадабере разделяли украинец Николай Шевченко, белорус Александр Зверкович, казах Канат, узбек Носиржон Рустамов, армянин Михаил Варварян, татарин Равиль Сайфутдинов, чуваш Владимир Шипеев, русские Сергей Левчишин, Николай Дудкин, Матвеев, Игорь Васьков и Сергей Коршенко. Может кто-то ещё.

      Продуктивным и заметным итогом восстания стало уничтожение огромного арсенала моджахедов. Оружие не достигло своего конечного пункта и не послужило делу уничтожения наших солдат в Афганистане. Восставшие, конечно, предусматривали такой вариант развития событий, но всё же сознательно пошли на смерть. И только одно это даёт им право называться героями.

      Более точно установить личности погибших в Бадабере может только эксгумация и анализ ДНК. Рустамов уверенно заявляет, что, если попадёт в Зангали, то укажет точное место, где закопаны Канат и участники восстания.

       Тридцать лет прошло. Единственному свидетелю восстания Носиржону Рустамову уже пятьдесят. Годы берут своё, и пока он в здравом уме, можно ещё организовать экспедицию в Зангали. Но это уже зависит от воли государственных мужей и не только России, но и Пакистана, Казахстана, Украины и Белоруссии. Ведь надо договариваться и обеспечить безопасность экспедиции в неспокойном пешаварском регионе. Остаётся надеяться, что когда-нибудь имена героев будут установлены точно и их подвиг будет оценен по заслугам.

 

Худояров Музаффар, ветеран органов госбезопасности.

P.S. По просьбе автора статьи поменяли в подписи псевдоним на настоящую фамилию.

г. Самара

На фотографиях:

1. Автор с Левчишиным Н. и Никишиным Ю.Ф.

2. Извещение на Ливчишина Сергея

3. Орден и Указ о награждении

4. Рустамов Н.

5. Сергей Левчишин

6. Решение собрания

7. Стенд

Комментарии

Восстание в Бадбере

Дорогие друзья!

Вы не пробовали разыскать автора материала? И не старайтесь. Журналиста с такими именем и фамилией просто нет.

Это материал - обман. Его размещалась и убирали не раз. Уважайте себя, не публикуйте пасквили.

С пожеланием профессиональных успехов,

Радик Кудояров

Уважаемый Радик

Уважаемый Радик Кудояров.

Редакция не занимается розыском авторов статей, мы - редакция, а не детективное агентство.

За достоверность информации несёт ответственность автор, а не мы.

Мы сотрудничаем с газетой "Самарские сослуживцы", от них и получили эту статью. Они размещали её в своей газете  №3 или №4 за 2015 год.  Можете задать им свои вопросы.

С уважением, редакция журнала "Аргументы времени"

Радик. Если вы способны

Радик. Если вы способны читать внимательнее, то заметили бы, что редакция опубликовала даже фото автора, который не скрывается и имеет право публиковаться под псевлонимом. Это совершенно объективный материал, и вполне понятна ваша болезненная реакция на правду и на критику в ваш адрес в этой моей статье. Я отвечаю за каждую строчку в своей статье, а если вы что-то считаете обманом и пасквилем, то укажите конкретно и обращайтесь ко мне лично или в суд, но не занимайтесь убиранием статьи с различных изданий и оскорблением журналиста и редакции. Худояров Музаффар, ветеран органов госбезопасности.

Уважаемая редакция. Благодарю

Уважаемая редакция. Благодарю за публикацию моей статьи Истина и мифы о восстании в Бадабере". Чтобы не давать таким людям, как Радик Кудояров, повода для претензий и обвинений в обмане и пасквиле, прошу, по возможности, рекомендовать эту мою статью для публикации в любом периодическом издании, но не под псевдонимом, а под моей настоящей фамилией. Мои контакты есть в "Самарских сослуживцах".

С уважением - автор статьи М.Худояров