Куда пропал первый самолёт ДВК?

Первым самолётом Дальневосточного края, который вышел на первую пассажирскую линию Хабаровск - Сахалин 9 января 1930 года, стал «Юнкерс Ф.13» (Junkers F.13) с бортовым номером СССР-127 -  немецкий пассажирский самолёт разработки и производства компании «Юнкерс» (экипаж - 2 чел., пассажиров - 4 чел., кабина и места как в легковом автомобиле, крейсерская скорость - 140 км/ч, практическая дальность - 1,4 тыс. км, потолок - 4 тыс. м). Именно на нём Михаил Водопьянов открыл «Трассу героев». Вот бы эту машину на пьедестал! Но где она?

Самолет Junkers F-13 был построен в 1923 году и куплен российским (акционерным) обществом добровольного воздушного флота «Добролёт» для «Центральной комиссии улучшения быта учёных», поэтому первоначально назван «Наука» (ЦЕКУБУ). Летал на линиях общества «Укрвоздухпуть». В феврале 1924 года конфискован для нужд ВВС для борьбы с басмачеством в Таджикистане, а с августа 1929 года  вновь вернулся в систему «Добролёт» с бортовым номером СССР-127. С 1930 года этот самолёт работал в «Дерулюфт» (совместное советско-германское авиатранспортное предприятие), а в 1935 году попал в аварию и был списан.

Легендарного самолёта нет, но его судьба завидна – он отработал на только что открываемых новых авиалиниях с грунтовыми аэродромами  13 лет, так что, по тогдашним меркам, первый самолёт ДВК – долгожитель!

 

Пронякин Константин Анатольевич, главный редактор газеты «Приамурские ведомости», член Союза журналистов России

«Приамурские ведомости», №1-2020