Ленин и религия: реалии и фальшивки

Печально, но пальму первенства среди антиленинских мифотворцев сегодня держат некоторые иерархи Русской Православной Церкви.

Безусловно, высшие круги церкви состоят в подавляющем большинстве из людей высокообразованных, причем не только в плане богословском, но и в общекультурном.

Взять, например, Алексея Ильича Осипова, чьи видеоролики я с удовольствием смотрю в Интернете. Он дает объяснения по церковной практике, по толкованию Нового и Ветхого Завета, исходя не только из смысла этих великих книг, но и приводя факты мирской жизни и общемировой культуры. Для меня А. И. Осипов – один из высокоодаренных деятелей, которые просвещают народы нашей страны.

Возможно, он также высказывался и на тему Ленина и советской власти, но, во всяком случае, я с этим еще не сталкивался. А вот некоторые деятели Православной Церкви позволяют себе, мягко говоря, лукавить. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Для начала ознакомимся с широко известной фальшивкой.

Фальшивка

Итак, Ленину приписывают следующее указание: «Необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады. Председатель ВЦИК Калинин, Председатель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ленин)».

Небезызвестный А. Латышев, выдающий себя за беспристрастного историка, автор книги «Рассекреченный Ленин» и статей типа «О рассекречивании трудов Ленина. К 132-летию со дня рождения», о своей «нелегкой, но продуктивной» работе в архивах писал так: «после августовских событий 1991 года, мне выдали спецпропуск для ознакомления с секретными документами о Ленине. Власти думали найти причину переворота в прошлом. Я с утра до вечера сидел в архивах, и у меня волосы вставали дыбом. Ведь я всегда верил в Ленина, но после первых же тридцати прочитанных документов был просто потрясен».

Не скрою, потрясен был и я, что деятели церкви охотно идут на поводу сочинителей фальшивок, не утруждая себя простейшей проверкой. Давайте сделаем за них эту работу, посмотрим, что и как тут наворочено, и как анналы истории превращаются в помойку.

Первый и самый важный аргумент против.

ВЦИК и Совнарком за все время своей деятельности не издали ни одного документа с названием «Указание», только постановления и декреты за подписями глав этих органов. Любой человек может убедиться в этом лично, заглянув в сборники «Декреты советской власти». Более того, в практике советского партийно-государственного делопроизводства вообще никогда не существовало документов с названием «Указание».

1 мая 1919 года М. И. Калинин физически не мог подписать никакое «указание», так как совершал в это время поездку на Восточный фронт. Вероятно, по мнению авторов фальшивки, Калинин отправил свою подпись по Whatsapp. А может, в Telegram? Кто их там знает, этих большевиков, может, они во всю такими программами орудовали?

Порядковый номер 13666/2 подразумевает наличие многих тысяч таких «указаний» в государственном делопроизводстве. Уважаемые фальшивщики, не приведете ли хотя бы десяток таких указаний, а?

По свидетельству директора РГАСПИ К. М. Андерсона, все документы ленинского фонда рассекречены и доступны для исследователей, так как государственных тайн в них не содержится. «Указание Ленина от 1 мая 1919 г.» в РГАСПИ отсутствует. Среди бумаг Ленина, относящихся к 1 мая 1919 года, нет антирелигиозных – это несколько подписанных им постановлений Малого СНК, и все они касаются мелких хозяйственных вопросов.

Отсутствует «Указание Ленина от 1 мая 1919 г.» и в Государственном архиве РФ, где хранятся фонды СНК и ВЦИК, отрицательный отзыв о наличии этого «документа» дали в своих официальных письмах Центральный архив ФСБ России и Архив президента РФ.

Приснопамятный Латышев заодно написал, что якобы в газете «Правда» было некое решение Политбюро от 11 ноября 1939 года, отменившее данное указание Ленина. И тут мы видим, что было решение в данный день! Солнце правды воссияло, не так ли? Да вот беда, 11 ноября 1939 года решения Политбюро действительно были. Однако церковных вопросов они не касались.

Перенесемся на некоторое время назад, посмотрим, что Владимир Ильич думал о религии и иерархах церкви.

О религии и иерархах церкви

Задолго до революции, изучая труды великих философов, Ленин оставил множество пометок на полях книг. Например, изучая Гегеля, Ленин оставляет замечание, которое выдает в нем интерес к умным противникам: «Умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм».

Следует отметить, что ленинские статьи о христианстве не содержат критики Евангелия или церковных догматов. Для него не существовало проблемы исторического Иисуса, поскольку не существовало проблемы существования Бога или религиозных исканий.

Религия по Ленину – всего лишь способ обмануть трудящихся и возможность для богатых держать в покорности бедных. И если взять не само учение Христа, а деятельность официальной церкви, то мы увидим, что да, церковь стояла и стоит на страже интересов крупного капитала. Примерно то же самое писал и великий русский писатель Лев Толстой.

Отношение Ленина к Православной Церкви, да и религии в целом – это очень сложная тема. Здесь нужно делать выводы только на основе фактов и документов. Да, порой он непримирим в своих высказываниях. Но следует учесть, что подобные эскапады Ленина на эту тему были единичными.

Кроме того, следует держать в голове тот факт, что шла Гражданская война, в которой непримиримость сторон доходила до уродливых крайностей. Вспомним хотя бы церковные отряды, состоявшие из вооруженных деятелей церкви, не стеснявшихся применять оружие против собственного народа.

Но даже обстоятельства ожесточенной Гражданской войны не лишили вождя способности трезво и практично мыслить. Историк Валерий Алексеев установил: осенью 1919 года благодаря личному вмешательству Ленина был отпущен на свободу епископ Михей (Алексеев).

Выходит, Ленин боролся не столько с конкретными людьми, сколько с официальной идеологией Православия. Не будем говорить сейчас об ошибочности или правильности его идеалов. Лучше вспомним о его великих планах воспитать нового человека с мировоззрением, основанным на позитивном знании, чему церковь была реальным и потенциальным противником. Заметьте, что в своей основе Ленин подходил к воспитанию новой личности, исходя из интерпретированной версии Десяти заповедей.

Разумеется, некоторые читатели попытаются меня опровергнуть, это их право. Но если внимательно проанализировать наследие Ленина и наследие Нового Завета, то вы обнаружите, что конечная цель – воспитание свободного человека. Если убрать из кодекса строителя коммунизма артикулы, связанные с коммунизмом, то во многом они совпадут с учением Христа.

Что же писал Ленин о людях верующих?

Работая над тем, чтобы привлечь рабочих в партию, он писал: «Мы, безусловно, против малейшего оскорбления их религиозных убеждений». Допускал даже членство священников в партии большевиков, если те склонялись к добросовестному участию в партийной жизни. Эти цитаты вы сможете найти в полном издании сочинений Ленина (5-е изд. Т. 17, С. 422).

Для Ленина марксистское понимание свободы совести было исходным для решения вопроса об отношении пролетариата к религии. Свобода совести при этом понималась одновременно как свобода вероисповедания и как свобода отказа от всякой религии. И для осуществления этой свободы законодательство никого не должно ограничивать в религиозном отношении права граждан в зависимости от их религиозных убеждений.

Изменились ли принципы Владимира Ильича после прихода к власти?

И да и нет. Да, в том смысле, что он стал действовать, исходя из изменившихся условий. А то, что Ленин был великим теоретиком и прагматиком, не вызывает сомнения. Отсутствие коренных изменений в методах и политике по отношению к церкви ярко выразилось в его выступлении на I Всероссийском съезде работниц в 1918 году, где он сказал:

«Бороться с религиозными предрассудками надо крайне осторожно: много вреда приносят те, кто вносит в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения».

Полный текст речи можно найти в ПСС (5-е изд. Т. 37, С. 186).

В 1919 году при разработке программы РКП(б) он писал, что необходимо избегать «всяких оскорблений чувств верующей части населения».

В 1921 году он написал секретарю ЦК ВКП(б) Вячеславу Молотову, разъясняя ошибочность спешки или крайностей в делах религиозных:

«В газетах напечатано письмо или циркуляр ЦК насчет 1 мая, и там сказано: разоблачать ложь религии или нечто подобное. Это нельзя. Это нетактично. Именно по случаю Пасхи надо рекомендовать иное: не разоблачать ложь, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии».

В книге В. Т. Логинова «Сим победиши» приводятся и иные факты, говорящие об отношении Владимира Ильича к религиозным людям, в частности, в отношении разрешения празднования Пасхи. Желающие узнать подробности, всегда могут прочесть об этом.

Ещё один значительный факт, пройти мимо которого просто нельзя.

В апреле 1919 года рабочие Курской железной дороги обратились к Ленину с просьбой отменить закрытие церкви. Ленин адресовал прошение в Наркомюст с пометкой разобраться справедливо и беспристрастно. В результате VIII отдел Наркомюста 23 апреля 1919 года сообщил Управлению делами СНК, что

«если железнодорожная церковь при станции Курска представляет отдельное здание, то препятствий к передаче ее в распоряжение групп верующих не имеется».

В 1922 году советскую власть ожидала огромная беда – наступил голод. Отчаянно изыскивая средства для покупки продовольствия за границей, было выпущено специальное постановление об изъятии церковных ценностей. При этом государство пыталось подойти к решению задач, исходя из интересов всех сторон.

Не будем касаться перегибов, которые произошли при реализации данного постановления, поскольку это тема для другой статьи, упомянем только одно широко известное событие: город Шуя, где верующие сопротивлялись изъятию церковных ценностей, причем пролилась кровь участников большевистской кампании.

Тут мы согласимся с критиками Ленина, что ответ на данные события был весьма жестким. Посмотрим, что именно написал Ленин.

«Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления».

Давайте попытаемся понять логику Владимира Ильича.

В разрушенной и обескровленной стране разразился ужаснейший голод, для ликвидации которого не было значительных средств. И в этот самый момент средства требовались не только для помощи голодающим, но и на государственное, хозяйственное строительство. Но в любом случае Ленин исходил из необходимости избежать большего кровопролития.

В конце концов, либералы и антикоммунисты с удовольствием смакуют расстрелы октября 1993 года, когда в борьбе за власть Ельцин не побоялся крови и требовал пролить ее как можно больше. И пролил ее намного больше, чем большевики в событиях в Шуе в 1922 году.

По результатам судебного процесса в Шуе расстреляли троих. А если взять общее число жертв по всей стране, то это, согласно последним данным, составляет несколько десятков человек. Намного меньше, чем в событиях 1993 года.

При этом подтверждений того, что Ленин настаивал на расстрелах верующих и служителей церкви за одни лишь убеждения или принадлежность к церкви, историки не нашли, хотя архивные фонды давно уже открыты. Чего нет, того нет, не обессудьте. Учите матчасть.

А ведь были и случаи, когда советское государство и церковь нормально взаимодействовали. Я даже не говорю о Великой Отечественной войне, когда Православная Церковь внесла достойный вклад в нашу Победу, а также про 1943 год, когда Сталин, как верный ученик Ленина, восстановил Патриаршество.

В архивах есть интересные данные о том, как по приговору ЧК был задержан и расстрелян вор-рецидивист Александр Васильев, ограбивший часовню Алексеевского монастыря в Арзамасе. Кстати, в 1920 году монахини этого монастыря произвели масштабный сбор средств и пожертвований в пользу раненых бойцов Красной Армии, за что им от имени советской власти была даже публично выражена благодарность.

И когда я читаю высказывание Дмитрия Смирнова о том, что при Сталине расстреляли примерно 300 тысяч одних только священников, мне становится стыдно за этого достойного деятеля церкви, к сожалению, оставившего наш мир несколько лет назад. Здесь снова приходится учить матчасть.

Какие же выводы следует сделать, исходя из вышеприведенных фактов?

Выводы

Не отрицая того, что Церковь действительно пострадала от действий советской власти, в том числе и посредством бессудных расстрелов, во многом Ленин был не столько противником-антихристом, желавшим уничтожения Церкви сейчас и немедленно, сколько прагматиком, пытавшимся воспитать свободного человека. Об этом люди будут спорить еще долго, но закончить я хотел бы высказыванием Патриарха Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин).

Но перед цитатой, следует особо отметить, что Тихон был весьма активным антисоветчиком. В результате чего на одном из судебных процессов, проходивших в Москве, он выступал в качестве свидетеля. Пытаясь уйти от ответственности за те эксцессы, которые были спровоцированы духовенством во исполнение его предписаний, он перекладывал всю вину на непосредственных участников эксцессов.

Однако факты и документы, представленные суду, с неопровержимостью доказали, что злостный саботаж мероприятий советского правительства по борьбе с голодом осуществлялся епископатом и духовенством по прямому указанию главы церкви. По делу патриарха Тихона началось следствие, а сам он был изолирован. Тем не менее, несмотря на все это, патриарх Тихон пришел к выводу о том, что найти общий язык с советской властью вполне возможно.

А теперь та самая цитата.

«Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ...

Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе»

В завещании патриарха было указано следующее:

«Призывая на архипастырей, пастырей и верных нам чад Благословление Божие, молим вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против Святой Веры, подчиниться Советской власти не за страх, а за совесть...

Мы призываем всех возлюбленных чад богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи Рабоче-Крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага.

Призывая церковноприходские общины и особенно их исполнительные органы не допускать никаких поползновений неблагонамеренных людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть – действительно народная Рабоче-Крестьянская власть и потому прочная и непоколебимая».

Можно сколько угодно говорить о том, что его «заставили» написать подобное, но вся жизнь и дела патриарха не позволяют согласиться с этим. Не такой он был человек, не прогибался под власть, а делал то, что считал важным и нужным.

Работы

В заключение несколько работ Ленина, в которых желающие смогут найти некоторые ответы на вопрос об отношении Ленина к религии:

1. Классы и партии в их отношении к религии и церкви.
2. «Либералы и клерикалы» // ПСС. 5-е изд. Т. 21. С. 469.
3. «Духовенство и политика» // ПСС. 5-е изд. Т. 22. С. 80. 1912.
4. Государственно-церковный альянс Российской империи воспринимался им остро критически. «Мы требуем, – писал он, – полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием…» (ПСС. 5-е изд. Т. 12. С. 145). Никакое насилие не предполагалось.
5. «Социализм и религия», вышедшая в 1905 году, вождь развенчал благотворительность крупных собственников, совершаемую по религиозным мотивам, как попытку оправдать хищнический бизнес (ПСС. 5-е изд. Т. 12. С. 143).
6. Об отношении рабочей партии к религии.

Автор: Андрей Бирюков

https://topwar.ru/history/