ЛУЧШИЕ ГОДЫ ИХ ЖИЗНИ

Как Хабаровский край построил станцию Сулук на БАМе

Панельные двухэтажки, кирпичные одноподъездные пятиэтажки с островерхими крышами, похожие на замки, – так выглядит Сулук, станция на восточном участке БАМа.

Зачем тогдашний руководитель края Алексей Клементьевич Черный взялся за ее возведение, когда другие регионы Дальнего Востока от этого воздержались? Вероятно, хотел показать пример, поскольку не все работавшие в крае строительно-монтажные поезда, сформированные союзными республиками и российскими областями, соблюдали сроки и качество.                                                                         

Возведение Сулука было поручено тресту «Дальтрансстрой», который в 1973 году ввел в эксплуатацию объект всесоюзного масштаба – паромную переправу Ванино – Холмск. В строительно-монтажный поезд «ХабаровскстройБАМ», созданный в структуре треста, вошел отряд «Хабаровский комсомолец». Парни и девчата из городов и районов края, распрощавшись с уютом обжитых мест, отправились на строительство магистрали, чтобы испытать себя, обрести друзей, открыть новую страницу жизни.                                                                    

СЛЕЗЫ КАПАЛИ                                                                   

В 1969 году Михаил Белый, устроился на «Амуркабель» освоив ведущую в электротехнической промышленности профессию опрессовщика.                                                                   

– На проходной заметил объявление о наборе в отряд «Хабаровский комсомолец». Пришел в комитет ВЛКСМ, там меня знали, – вспоминает Михаил Сергеевич. – В Индустриальном райкоме уточнили: нужны строители. Но это не остановило…                                                                     

Михаил Стрижаков был принят на завод стройматериалов после профильного техникума. Как человеку семейному ему выделили квартиру.                                                                

– Я вырос в сельской местности и город меня тяготил, – не скрывает Михаил Семенович. – Сообщение о формирование отряда «Хабаровский комсомолец» воспринял как возможность вернуться к привычному образу жизни. Жена возражала…                                                                   

И директор завода не отпускал молодого специалиста. Пришлось звать на подмогу краевой комитет комсомола. В отряд было зачислено 56 человек. Каждому, включая четверых девчат, выдали зеленую куртку бойца краевого ударного комсомольско-молодежного отряда. Это воодушевляло и дисциплинировало. Хотя без слез перед отходом чегдомынского поезда не обошлось, что объяснимо: провожали жены и невесты.                                                                    

В Сулуке приятно удивил палаточный городок, электрический свет, заправленные кровати. Это была работа передовой группы во главе с Юрием Сохиным.                                                                         

НОЯБРЬСКИЕ НОВОСЕЛЬЯ                                                                         

Лето сменилось осенью, и парни на себе ощутили, что значит Верхнебуреинский район, приравненный к Крайнему Северу. В палатках включили тепловентиляторы.                                                                         

– Зарядили дожди, – добавляет Стрижаков. – Мокрая одежда не всегда высыхала за ночь.                                                                          

Работали продленными сменами, без выходных. Нытиков и беглецов не обнаружилось. Шла сборка щитовых общежитий – чтобы к 7 ноября переселиться в уютное жилье. Возводилась котельная и другие объекты, которые обеспечат поселок строителей коммунальными удобствами.                                                                          

Михаил Белый был определен в бригаду материально-технического снабжения. Она доставляла грузы от тоннеля, к которому из Ургала была подведена линия еще послевоенного БАМа. А там было так: увидев грузовик на заснеженной дороге через Дуссе-Алинь, водители ждали, когда он поднимется. Двинуться вперед при остановке на перевале было невозможно.                                                                         

Когда главный путь Байкало-Амурской магистрали достиг Сулука, «ХабаровскстройБАМ» обзавелся двумя тупиками. На одном шла разгрузка сыпучих грузов, на другом – сборного железобетона, металлоконструкций и пиломатериалов. Последним сдаточным объектом поселка строителей стал клуб, в который из столовой переместился кинопоказ.                                                               

– Столярку поставлял Хорский деревообрабатывающий комбинат. Изделия были безупречного качества, – отмечает Стрижаков, работавший в бригаде плотников, которая настилала полы, вставляла окна, навешивала двери.                                                                       К нему приехала жена с сыном. Медработник по образованию, она устроилась в амбулаторию.                                                                    

Распрощался с холостяцким житьем-бытьем и Белый. С будущей женой он познакомился в чегдомынском поезде, когда возвращался из отпуска. Обратил внимание на девчат в зеленых куртках – пополнение отряда «Хабаровский комсомолец». Среди них была Ирина Моргунова. Она работала швеей в ателье. Освоила профессию штукатура в учебном центре «Дальтрансстроя», как и другие сверстницы, которые решили поехать на БАМ. Стремление быть там, где труднее, – характерная черта поколения 70-й широты (как звучало в песне, хотя понятно, что имелись в виду 1970-е годы).                                                                

– В Чегдомын в ЗАГС нас отправилось трое – Коля Орлов, Вова Лебедев и я. Естественно, с невестами. Четыре с лишним часа туда – столько же обратно. Вернулись к полуночи – и за столы, которые были накрыты в столовой. Гуляли всем отрядом до утра!.. – улыбается Михаил Сергеевич.                                                                         

СТРОЙКА КИПЕЛА ПРИ –40

Я приехал в Сулук с редакционным удостоверением, когда «ХабаровскстройБАМ» переходил на объекты поселка железнодорожников. Каменщик Анатолий Кончин показал мне термометр у водозабора, кладку стен которого вела его бригада. Ртутный столбик показывал –40. Неподалеку кипела стройка – возводился жилмассив железнодорожников. Механизаторы готовили котлованы для укладки фундаментов, монтажники и сварщики устанавливали панели.                                                                       

Начальник «ХабаровскстройБАМа» Сергей Иванович Ступин, развернув проект детальной планировки станции и поселка на столе, говорил о неординарности строительства в условиях вечной мерзлоты… Командир «Хабаровского комсомольца» Сергей Манойленко попросил через газету поблагодарить директора киносети Верхнебуреинского района Ивана Братчикова. Фильмы в Сулуке демонстрировались те же самые, что в Хабаровске.                                                                   

По прошествии лет мне представляется, что начальник «ХабаровскстройБАМа» и командир «Хабаровского комсомольца» дополняли друг друга. Прошедший Великую Отечественную Ступин был неразговорчив, но спрос учинял без снисхождения. В Сулуке не перемерзали сети, не вырубало свет, чем возмущались в других поселках строителей.                                                                         

А Сергей Манойленко по характеру был комиссаром. Он не делил дни на рабочие и выходные, дела – на производственные и общественные. Заострял вопросы без оглядки на инстанции, и это не все принимали.                                                                      

БЕЛЫЙ, НЕ ПОДВЕДИ ЧЕРНОГО!                                                              

На районном смотре художественной самодеятельности, приуроченном ко Дню Победы, Стрижаков читал стихотворение поэта-фронтовика Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной…». А сколько известных людей приезжало на БАМ!.. Запомнилась встреча с прозаиком Владимиром Карповым. Он писал о Великой Отечественной, поскольку сам ее прошел. Более того – был удостоен звания Героя Советского Союза. Аплодисментами встречал Сулук Елену Драпеко, сыгравшую роль Лизы Бричкиной в фильме «…А зори здесь тихие». Обилие военной тематики не вызывало отторжения: страна жила в условиях противостояния с Западом. И бамовцы знали о стратегическом значении строящейся магистрали.                                                                              

Не обходилось и без шуток. Когда Алексей Клементьевич Черный представил космонавта Владимира Иванченкова, тот приветствовал парней рукопожатием. В ходе знакомства они называли свои фамилии. Представился и Михаил Белый. Иванченков тут же выдал каламбур: «Белый, не подведи Черного!»                                                                   

…После завершения строительства Стрижаков вернулся на завод стройматериалов. Белый работал на Сахалине, после чего возвратился в Хабаровск. Не самая большая часть их жизненного пути пришлась на БАМ, но оба убеждены: это были лучшие годы.

 

Михаил КАРПАЧ

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 18 (8407) - 2024 года

г. Хабаровск