НАПРЯЖЕНИЕ БЫЛО КОЛОССАЛЬНОЕ

Накануне очередной годовщины начала Великой Отечественной «ПВ» рассказывают о тихоокеанском маршруте ленд-лиза

После Победы, которую в наступившем году отметили в 78-й раз, наши западные союзники предпочли холодную войну. Тогда же председателем Госплана СССР Николаем Вознесенским была сформулирована официальная оценка ленд-лиза. «…Удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4%», . . .

– констатировал он в монографии, изданной в 1948 году.

ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ НА ТИХИЙ ОКЕАН

У ленд-лиза было три пути: тихоокеанский, иранский, арктический. С блеском написанное Валентином Пикулем документальное повествование «Реквием каравану PQ-17» закрепило в сознании миллионов соотечественников позицию зарубежной историографии, которая арктические конвои представляет решающим звеном поставок.

Правда в том, что дорога от восточного побережья США в Мурманск и Молотовск (ныне Северодвинск) из-за блокады, организованной германским флотом, была самой опасной. Около 15% отправленных в июле – декабре 1941 года грузов не достигло советских портов.

В ноябре 1941 года начал действовать иранский маршрут, для чего войска Великобритании и СССР вошли в Иран. Однако доставке грузов по Каспийскому морю мешала авиация противника, атаковавшая суда до конца 1942 года. Таким образом, лишь тихоокеанский маршрут оказался более менее безопасным.

Этим путем была транспортирована почти половина следовавших из США грузов, что вдвое больше поставок как по арктическому пути, так и по иранскому. Но поскольку тема ленд-лиза в Советском Союзе оставалась табуированной, в полной мере не были оценены усилия тысяч дальневосточников – моряков, портовиков, речников, железнодорожников. Именно они доставили из Америки к российским причалам и дальше – в действующую армию и на тыловые предприятия 8,224 млн тонн грузов.

– Переориентировать союзнические поставки на Тихий океан пришлось, потому что Мурманск и другие северные порты с начала войны оказались, по существу, в прифронтовой полосе. Противник уничтожал железнодорожные подходы, а их восстановление требовало дополнительных ресурсов, материальных и людских, – акцентирует внимание хабаровский военный историк полковник в отставке Александр Филонов.

ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

Но где швартовались суда Дальневосточного пароходства с союзнической помощью, если Находки, Ванино, Восточного – ведущих сегодня портов тихоокеанского побережья – тогда, в сущности говоря, не было? К тому же Курильские острова и южная часть Сахалина принадлежали Японии, что давало ей возможность контролировать подходы к Владивостоку.

Отношения между СССР и Японией основывались на соглашении о нейтралитете, подписанном 13 апреля 1941 года. Но не каждый переход от берегов Америки завершался благополучно, и памятник погибшим морякам во Владивостоке напоминает об этом.

Часть продовольствия и техники направлялась в Магадан. Там хозяйничал «Дальстрой» – крупнейший лагерь Наркомата внутренних дел, пополнявший золотой запас страны на просторах Колымы. Кое-что перепадало Чукотке – как выражались тогда, оловянному цеху.

Грузы, перевезенные в Петропавловск-Камчатский океанским флотом, принимали малотоннажные суда, которые доставляли все в Николаевск-на-Амуре. Были также прямые рейсы из Америки, но и тогда перевалка осуществлялась дважды. В Николаевске – на плавсредства Амурского пароходства. В Хабаровске и Благовещенске – в вагоны. Деталь, тогда очевидная, теперь подзабытая: грузчиками в портах работали женщины.

– Напряжение было колоссальное. Поток ленд-лиза в портах не успевали перегружать. К тому же на Дальнем Востоке, за тысячи километров от передовой, существовала угроза диверсий. Это не преувеличение, а реальность: взрыв в порту Николаевска-на-Амуре лишил жизни конкретных людей, – продолжает Александр Филонов. – Многочисленные проверки, включая послевоенные, подтвердили: как минимум две торпеды взорвались неслучайно. Затонули пришвартованные подводные лодки. А рядом стоял пароход, под завязку груженый боеприпасами. Если бы он от детонации взорвался, не осталось бы ни порта, ни города!

УЭЛЬКАЛЬ И ОСТАЛЬНЫЕ

Особая страница ленд-лизовских поставок – обустройство и эксплуатация воздушной трассы Аляска – Сибирь, по которой в октябре 1942 года начался перегон самолетов. В считанные месяцы на пространстве бездорожья и малолюдья было сооружено 16 аэродромов.

Ближайшим к Америке населенным пунктом было село Уэлькаль. Правда, обустройство аэродрома в нем осложнила ледовая обстановка в Беринговом море, задержавшая подход судов. Разгрузка «Волховстроя» и других пароходов велась круглосуточно. Шторм опрокидывал кунгасы и катера. Люди, работавшие по 16–18 часов, вытаскивали из ледяной воды бочки с топливом, пиломатериалы и прочие грузы.

В селе Марково аэродром пришлось размещать на огородах. Когда его заваливало снегом, за лопату брались все – от пионера до лагерника. Так происходило в Хабаровском крае, в состав которого тогда входили Чукотка и Колыма, в Якутии. Вплоть до Красноярска – конечной точки воздушной трассы, по которой за три неполных года перегнали 7 928 самолетов.

Не менее впечатляют другие цифры союзнических поставок. Красная армия получила 12,7 тыс. танков, 375 тыс. грузовиков. Военно-морской флот – 105 противолодочных кораблей. Наркомат путей сообщения – 11 тыс. товарных вагонов. Впрочем, иностранная статистика – не лучшее свидетельство трудового подвига соотечественников, причастных к выполнению ленд-лизовских соглашений.

А что известно о военно-лоцманской службе Николаевского порта, проводившей караваны судов через минные поля, которые были выставлены в Татарском проливе? В Уссурийске была налажена сборка поступавших по ленд-лизу паровозов – что сохранено Дальневосточной железной дорогой в качестве напоминания об историческом партнерстве?

За 82 года, прошедших с начала Великой Отечественной, кажется, все сказано о трудном пути к Победе и о тех, кто ее приближал. Но скольким поколениям еще вникать в неизвестное, возвращать забытое!

 

Михаил КАРПАЧ

Фото из архива редакции

 

Газета «Приамурские ведомости», № 24 (8362) - 2023 года

г. Хабаровск