ОТ БАРОНА КОРФА ДО КОМИССАРА ПОСТЫШЕВА
Как в царские времена и первые годы советской власти в Хабаровске праздновали Новый год?
Хотите верьте, хотите нет, но 100 с лишним лет назад в домах хабаровчан так же пахло мандаринами и елками, как и сегодня, а люди дурачились, наряжались в странные костюмы или самые нарядные платья и улыбались в камеру. Об этом рассказал краевед почетный гражданин Хабаровска Александр Филонов.
НОВЫЙ ГОД – ДОВЕСКОМ
– До 1917 года Новый год в Хабаровске особенно не ценили. Нет, конечно, все понимали: в ночь с 31 декабря на 1 января меняется календарный год – дело важное. Но не настолько, чтобы озарять весь город огнями фейерверков, – поведал Александр Михайлович. 1 января было нерабочим днем. Но шумные застолья хабаровчане устраивали на пять дней раньше – 25 декабря по старому стилю, отмечали Рождество. Кстати, елка и Дед Мороз считались непременными атрибутами именно Рождества, а Новый год шел как бы довеском.
30 декабря в здании Общественного собрания (Театр юного зрителя) собирались дети, учащиеся городских училищ. Елку для них устраивало городское управление, за немалые по тем временам деньги – 200 рублей!
В новогоднюю ночь, ровно в 00:00, раздавался залп из пушки, поднимались бокалы и произносились тосты за здоровье государя. Потом начинались танцы. Первой исполнялась так называемая семейная кадриль, на которую мужья приглашали своих жен, одетых в роскошные бальные костюмы с цветами. Эту традицию ввел барон А.Н. Корф.
А еще была лотерея-аллегри. Устанавливались барабаны, из которых участники брали «билетики счастья». Все они были выигрышными, но призы – чисто символические. Ведь деньги, вырученные с лотереи, шли на благотворительность. Сам бал длился до 5 часов утра, после чего все разъезжались по домам, чтобы вечером 1 января вернуться – уже на бал-маскарад. Утром 1 января проходила божественная литургия в Успенской соборной церкви, на месте которой позже построили Успенский храм. На службе присутствовали генералы, чиновники и простой народ.
НА ЕЛКЕ – ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА
Городскую елку устанавливали на катке у Алексеевской гимназии – ныне это центр технического творчества, который рядом с театром драмы. Елки стояли также в учебных заведениях. В Хабаровске насчитывалось без малого два десятка приходских училищ, в которых учились дети из бедных семей. И в каждом из них на деньги благотворителей устанавливали елку, раздавали подарки. Все расходы ложились на плечи купцов, хозяев кондитерских и булочных. Например, на Рождество-1895 инженер путей сообщения Н.Ф. Дормидонтов организовал рождественскую елку для детей села Переяславка, взяв на себя все расходы.
С 1894 года в Хабаровск стали приезжать нанайцы, которые на запряженных собаками нартах катали всех желающих. Впервые это развлечение было введено при генерал-губернаторе С.М. Духовском.
Интересно, что хабаровчане соревновались в величине и красоте убранства зеленых красавиц. Потолки тогдашних квартир позволяли устанавливать внутри настоящих хвойных великанов. Елки стоили достаточно дорого – от 10–20 рублей за деревце.
Не всем по карману были и новогодние игрушки – их изготавливали вручную. За один раскрашенный стеклянный шар приходилось выложить 1–2 рубля! Верхушку елки украшали восьмиугольной Вифлеемской звездой, а ветки – конфетами и игрушками из папье-маше. Те, кто мог себе это позволить, вешали на ветки стеклянные шары. Считалось дурным тоном наряжать дерево прошлогодними украшениями. Кульминацией утренника была раздача подарков от Деда Мороза. Как правило, его роль играл отец семейства. К слову, румяный бородач век назад ходил по домам в одиночку: Снегурочка присоединилась к нему лишь в 30-х годах XX века.
Обычай наряжать елку был лишь в городских семьях: в селах праздник считался «барским».
НА ВОЕННОЙ ГОРЕ В БАЛАГАНЕ
Заглянем в устав Хабаровского общественного собрания. Членами «оного не могли быть лица женского пола; не достигшие совершеннолетнего возраста, за исключением лиц, имеющих классные чины; воспитанники всех учебных заведений, нижние воинские чины и юнкера; лица, подвергшиеся суду». Пребывание в Собрании разрешалось до 23:30. Остающиеся дольше этого посетители платили штраф в пользу организации: за первые полчаса – 30 копеек, за вторые – 90 копеек, за третьи – 2 рубля 10 копеек, за четвертые – 4 рубля 50 копеек, за пятые – 9 рублей 30 копеек, за шестые – 18 рублей 90 копеек, за седьмые – 38 рублей 10 копеек.
Из газеты «Приамурские ведомости»: «В Хабаровском общественном собрании во время предстоящих праздников Рождества Христова назначены: членский маскарад, танцевальный вечер (за бокал шампанского уплачивается 1 рубль по подписному листу у швейцара собрания); устраивается вечер в помощь нуждающимся учащимся».
Кстати, мода на восточный календарь была уже тогда. Китайский Новый год начал отмечаться в Хабаровске с первых дней основания. «В середине января, в день китайского Нового года, мимо нашего дома проходила большая китайская процессия: несли громадного бумажного дракона величиной в 15 сажен, освещенного внутри китайскими фонарями. Это страшилище извивалось во все стороны и раскрывало огромную пасть. Как раз перед нашими окнами остановились два китайца, костюмированные зелеными львами, при звуках дикой музыки они начали между собой драку, – писала Варвара Федоровна Духовская, супруга приамурского генерал-губернатора. – Проносились также паланкины, будто бы с сидящими в них китаянками. А это китайцы, одетые в женские костюмы, несут на плечах паланкины, и устроено так, что ног их не видно. На Военной горе в открытом балагане любители-китайцы дают драматические представления. Пьесы по большей части исторические, действие происходит три тысячи лет назад. Актеры денег за представление не берут, считая это за бесчестие, и перед этим балаганом стоит несметная толпа китайцев…»
ПАРТИЙНЫЙ ДЕД МОРОЗ
Перемены, произошедшие в нашей стране после революции 1917 года, затронули буквально все сферы жизни. В середине 1920-х в Советском Союзе началась активная кампания по искоренению религиозных предрассудков: под запрет попали Дед Мороз и елка, которые считались символами Рождества.
– В канун 1924 года по Хабаровску прокатилась антирождественская кампания. Газеты называли праздник «поповским и буржуазным пережитком». То тут, то там устраивались «комсомольские елки», на которых высмеивались рождественские обычаи и те, кто их соблюдает, – продолжил Александр Филонов.
В 1929 году руководство страны приняло решение отменить выходной 1 января. Однако ж в конце 1935 года началось возрождение традиции. Правда, праздновали теперь не Рождество, а Новый год.
Заглянув в архивы, узнаем, что человеком, вернувшим праздничную елку в обиход, был хорошо известный нам Павел Петрович Постышев – первый комиссар Дальнего Востока. 28 декабря 1935 года он, к тому времени ставший большим партийным начальником, обратился со страниц газеты «Правда» с призывом организовать для детей новогоднюю елку. Эта статья считается началом кампании по «реабилитации» Нового года. Вскоре ЦК ВЛКСМ выпустил распоряжение «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового, 1936 года».
Граждане вновь стали наряжать елку, а в 1937 году советские дети впервые познакомились с Дедом Морозом и Снегурочкой — сказочный волшебник вместе с внучкой появился на Всесоюзной новогодней елке в московском Доме Союзов. Ну а в 1949-м 1 января снова стало нерабочим днем…
Александр САВЧЕНКО Фото из архива Александра Филонова |