«От врагов Христовых не желаю интересной прибыли»
Евреи в РоссииЕврейские общины на побережье Кавказа и Северного Причерноморья появились ещё в эпоху Скифии и греческих государств. В частности, в Боспорском царстве (нынешний Крым и Тамань) жили потомки евреев, которые ушли в изгнание во время ассирийского и вавилонского пленений. Затем на север переселялись евреи из Византии и Арабского халифата. Они стали играть лидирующую роль в Хазарском каганате, который контролировал торговые пути между Азией и Европой. Еврейские купцы рахдониты доминировали в работорговле. В этот же период еврейские общины обосновались в Киеве, Чернигове и Владимире-Волынском. По мнению ряда исследователей, особенно сильные позиции у евреев-ростовщиков и торговцев были в Киеве. Великий русский князь Святослав Игоревич разгромил Хазарский каганат (Как дружины Святослава разгромили государство хазар), который паразитировал на торговле людьми и контролировал устья Волги и Дона. Евреи утратили военную силу, но по-прежнему проживали в Причерноморье, сохранили заметные финансово-экономические позиции в регионе. Занимались торговлей и ростовщичеством в южнорусских городах и в Крыму. В Крыму они участвовали в этногенезе крымских татар, передав им традиционный промысел – ловлю и продажу людей. В европейских государства евреев регулярно подвергали репрессиям и изгоняли, что было связано как с религиозными причинами (христианство против иудаизма), так и экономическими, когда местным жителям не нравилась быстрота и основательность захвата иудеями ведущих экономических позиций. Правители часто сначала поддерживали хорошие отношения с еврейскими общинами, используя их как свой «кошелёк». Но, когда давление общества становилось сильным, либо долг неподъемным, издавали антисемитские законы. Схожая ситуация была и на Руси. Некоторые киевские князья и их администрация потворствовали ростовщикам (предшественники банкиров). Ростовщическая деятельность евреев стала предпосылкой ряда восстаний, в частности, в Киеве в период Владимира Мономаха. Людей загоняли в кабалу неподъемными процентами, а затем продавали в рабство вместе с семьями. Наведя порядок в Киеве, князь Владимир Мономах ограничил деятельность ростовщиков (Устав о резах), облегчив положение простых людей. Русский историк Василий Татищев, имевший доступ к источникам, которые не дошли до нашего времени (либо были скрыты), сообщал, что Владимир Мономах созвал княжеский съезд у Выбочича. Совет постановил «Ныне из всей Русской земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впускать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать».
Но в целом финансово-экономическая и религиозная деятельность евреев на Русской земле была сильно ограничена. В Литовской Руси и Польше евреи стали селиться, когда их изгнали из стран Западной Европы. Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали на территорию Руси только временно по торговым делам. Московские великие князья и цари не позволяли евреям поселяться в их землях. Так, Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в Русском царстве. Императрица Елизавета подтверждает запреты московских великих князей и царейПравительство царя Алексея Михайловича изгоняло еврейские общины из освобожденных городов Белой и Литовской Руси. В присоединенной Малороссии (Русская украйна) евреи также лишались права на постоянное проживание. Собственно, это было им только на пользу. Так как казаки и крестьяне во время антипольских восстаний вырезали в первую очередь шляхтичей и евреев, членов их семей. Евреи при панах играли роль управленцев, которые высасывали все соки из трудового населения. Плюс ещё одна ненавистная людям деятельность – кабатчики-ростовщики. В самой Москве были евреи – принявшие православие (выкресты). Они проживали в Мещанской и Иноземной слободах. При царе Петре I некоторые евреи-выкресты, к примеру Пётр Шафиров, занимали высокие посты в государстве. Но Пётр по-прежнему отклонял просьбы еврейских торговцев о въезде в Россию. Де-факто евреи уже жили в Российском государстве, в западных приграничных землях, в Малороссии. По смерти Петра I 20 апреля 1727 года императрица Екатерина I издала указ о высылке всех евреев из пределов Российской империи (великороссийских и малороссийских городов). Этот указ повторила 13 декабря 1742 года Елизавета Петровна: «из всей Нашей Империи, как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сёл и деревень, всех мужска и женска пола Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со объявления сего Нашего Высочайшего указа, со всем их имением немедленно выслать за границу, и впредь оных ни под каким видом в Нашу Империю ни для чего не впускать; разве кто из них захочет быть в Христианской вере Греческого исповедания…» В декабре 1743 года Сенат предложил временно пускать евреев в Россию с целью развития торговли и получения прибыли. Русская императрица ответила: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». То есть в этот период основной причиной запретной политики в отношении евреев была религиозная. Стоит отметить, что в XVIII веке слово «жид» означало принадлежность к определённой национальности и религии. Позднее стали официально использовать слово «еврей». После разделов Речи Посполитой в составе Российской империи оказались области с заметными большими еврейскими общинами. Поэтому Екатерина Великая указом от 28 декабря 1791 года определила территорию, где им было дозволено жительствовать и заниматься промыслом. Черта еврейской оседлости включала Литву, Белоруссию, Новороссию и части Малороссии. Большинство евреев были приписаны к мещанскому сословию или третьей, низшей гильдии купеческого сословия. При этом в данное время власти практически не вмешивались во внутренний мир еврейских общин. У них были свои суды, синагоги со школами. После вхождения в Россию в черты оседлости была включена Бессарабия и Царство Польское. При Александре II разрешение проживать за пределами черты оседлости получили купцы первой гильдии. Затем ограничения были сняты с евреев с высшим образованием, врачей, цеховых ремесленников, отслуживших рекрутов. В целом еврейский вопрос стал одной из предпосылок, которые дестабилизировали Российскую империю (но не главной, как считали и считают некоторые патриоты). На Западе использовали этот вопрос во время информационной войны против России.
На фото: 1. Парадный портрет Елизаветы Петровны кисти Шарля ван Лоо 2. Жидовские ворота, соединяющие город Ярослава и Копырев конец. Фрагмент диорамы в Национальном музее истории Украины 3. «Жертва фанатизма». Картина Николая Пимоненко |