Письмо в Японию
Ну всё - началось с новой силой! Абэ очень желает до конца своего премьерского срока решить вопрос по Курилам. Гудит Япония: дай им Курилы, и всё тут! Уже и Акт о капитуляции, и Международные Договоры для них не указ. А Россия, мол, насильно присвоила "японские" северные территории. Итак, начну по порядку. Япония... Удивительная страна. Страна контрастов, высоких технологий, научного прогресса. Страна высокой культуры и людей с огромным национальным самосознанием. Но ещё нам известна как страна, претендующая на территории сопредельного государства, то есть на российские. Являетесь ли вы, японцы, хозяевами южных островов Курильской гряды? Если да, то вы должны фигурировать такими неопровержимыми фактами, что Россия не могла бы их опровергнуть. Вот вы говорите, что Курилы ваши. И даже приводите тот факт, что на островах расположены могилы ваших предков. Но почему-то вы не берёте во внимание то, что ещё до прихода ваших предков на южные Курилы эти острова уже использовались одним аборигенным народом - нивхами, которых до недавнего времени называли гиляками. На островах, в том числе и на Курилах, охотились издавна нивхи. На Охотском море есть остров Лангр (нивхское название). Это остров обитания нерп. Есть ещё остров Чкалова. В годы советской власти там жили нивхи. Последней на материк выехала семья Гоган. Эти, и другие острова Охотоморья были обитаемы. Там жили люди ещё задолго до прихода ваших предков на острова, которые впоследствии стали называться Японией. Конечно, сейчас следов захоронения людей, освоивших эти острова задолго до японцев, здесь не найдёшь. Причина в том, что нивхи, по древним обычаям, покойников не хоронили в земле, а кремировали на погребальных кострах. Откуда же прах мог сохраниться на этих древних островах, обдуваемых со всех сторон холодными ветрами?! Из века в век. Так кто же на самом деле были коренными жителями острова Сахалина и Курильских островов? Итак, всё по порядку. Для этого надо всего лишь не полениться, и изучить, хотя бы вкратце, научные труды наших выдающихся учёных. Известный российский ученый Чунер Михайлович Таксами, нивх по национальности, почетный доктор Университета Бордо 2 (Франция), член Финской академии наук, заслуженный деятель науки РАН РФ, профессор, заведующий кафедрой палеоазиатских языков Института народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, в своей научной работе «Нивхи» (Этническая культура нивхов – аборигенов Тихоокеанского Севера и Дальнего Востока) Российская Академия наук, Сибирское отделение, Институт проблем малочисленных народов Севера, (Новосибирск «Наука», 2007 г.), говорит: «Первая научно обоснованная гипотеза о происхождении нивхов была высказана Л.И. Шренком в середине Х1Х в. … … Л.И. Шренк предполагал, что нивхи, населявшие обширные территории Азии, вынуждены были под напором более сильных народов потесниться и даже переселиться с материка на Сахалин. Возвращение части нивхов с острова на материк было вызвано продвижением с юга острова айнов, теснимых японцами». Прошу обратить внимание на то, что, как указывает ученый Л.И. Шренк, нивхи уже жили на территории современного проживания нивхского этноса – по берегам Амура и на острове Сахалин. «По мнению М.Г. Левина», - далее подчеркивает Ч.М. Таксами, - нивхи – древние аборигены Нижнего Амура и Сахалина – являются прямыми потомками неолитического населения, расселенного в прошлом (до появления здесь тунгусо-маньчжуроязычных групп) на более обширной территории… Культура нивхов, сохранившая этногенетические связи с культурой эпохи неолита и бронзы, обнаруженной на Нижнем Амуре, свидетельствует о том, что ряд элементов их материальной культуры и ритуальные обряды аналогичны встречающимся у других коренных народов, расселенных в прибрежной полосе. Вполне возможно, что это историко-этнографическое единство распространялось и на более обширную область, до Тихоокеанского побережья Северо-Западной Америки, Северной Японии и других отдаленных районов. Это говорит о том, что культура древних нивхов развивалась не изолированно. Следует полагать, что нивхи контактировали с племенами других этносов в далекие от нас исторические времена. Так, есть указания на то, что в древности существовали контакты между носителями культуры дземон, предками айнов и другими племенами островов Тихого океана. Этот вывод, по мнению А.П. Окладникова, может быть распространен и далее – на Австралию и Вьетнам. Нивхи занимали территорию географически весьма выгодную, обладающую так называемым ключевым положением, расположенную на важной водной магистрали. Амур и связанная с ним система рек, озер и морских путей играла большую роль в культурном общении между материком и островными землями, между северными и восточными районами Азии. Предки нивхов взаимодействовали с народами Тихоокеанского побережья. Исследования археологов, этнографов и лингвистов подтверждают, что в далекие от нас времена между коряками и нивхами были тесные контакты. На северном побережье Охотского моря были обнаружены неолитические, но еще докерамические стоянки на островах Ольском и Недоразумения… … Важное место в хозяйстве нивхов занимал морской зверобойный промысел. Практически эта отрасль хозяйства имела для нивхов значение не меньшее, чем рыболовство… … В прошлом у нивхов встречались большие лодки, в которые садилось около 20 гребцов». Айны, по мнению Б.О. Пилсудского, пришли с юга. Доказательства этому он находил в их языке, богатом гласными, и в одежде. Он писал, что «айнский халат с открытой шеей и грудью показывает, что морозы и холодные ветры Сахалина не были знакомы отдаленным предкам айнов. Гиляки передавали мне сохранившееся у них предание, что при первом соприкосновении с айнами гиляки были поражены отсутствием в костюме первых штанов, и что эта часть платья была перенята затем племенем волосатых южан у гиляков». Для истории народов, населявших и населяющих Сахалин, чрезвычайно важно, что археологическими раскопками на острове и в низовьях Амура обнаружены не металлические, а каменные – неолитические орудия. Первым исследователем, обнаружившим и описавшим следы неолита на Сахалине, был И.С. Поляков, путешествовавший по острову еще в 1881 – 1882 годах. «Очевидно, что уже с давних времен, - писал он, - человек населял устье Александровской долины и пользовался ее естественными произведениями с тем или другим успехом, хотя первобытные обитатели здешнего края, как это было некогда почти повсюду на земном шаре, не знали металлов и заменяли их в домашнем обиходе разного рода каменьями, - одним словом, это были жители каменного века». Бронислав Пилсудский в своих материалах пишет: «Айны – это загадочный народ, возбуждающий среди антропологов интерес, возможно, острейший, нежели любой другой, - обреченная раса. Хотя ныне, за последние двадцать лет, благодаря плодотворным усилиям японского правительства и многих выдающихся частных лиц этой нации они не вымирают, однако погибают в смысле характерных черт своей расы. Они быстро и не без желания поддаются ассимиляции своими более цивилизованными соседями, которые, вдохновленные стремлением искупить вину за зло, причиненное их предкам, постоянно предпринимают что-либо для их защиты и с началом достопамятной эпохи Мэйдзи возвысили их до гражданства с собой. От этого огромного племени, - возможно, самого древнего из всей белой расы, - которое играло прежде столь важную роль на Дальнем Востоке, сегодня сохранился лишь остаток, около 20 тысяч человек, рассеянных по самому северному острову Японии – Хоккайдо (или Йезо), Южному Сахалину (называемому по-японски Карафуто) и одному из Курильских островов – Шикотану. В 2003 году Сахалинским книжным издательством в г. Южно-Сахалинске была издана книга Чарльза Генри Хоуза «На восточной окраине». Ч. Хоуз прибыл в пост Александровский 7 сентября 1901 г. ко времени прекращения навигации на материк. Поэтому решил сосредоточиться на знакомстве с сахалинскими нивхами, совершив сплав по Тыми к устью реки. Ч. Хоуз пишет: «Откуда пришли айны, и можем ли мы считать их аборигенами Сахалина? Эта народность, обитающая среди представителей монголоидной расы, в корне отличается от них обильной волосатостью и совершенно иным этническим типом внешности, что обычно сбивает с толку этнографов в попытке как-то классифицировать айнов. Некоторые из их обрядов идентичны обрядам народов Севера, но обычай украшать себя татуировкой роднит айнов с рядом первобытных народов Океании. Кроме того, наличие на юге Японии старых айнских географических названий позволяет считать, что они двигались по Японским островам к северу в направлении Эдзо. Возможно, появление айнов на Сахалине можно объяснить миграцией с Эдзо какой-то их части под давлением японских завоевателей. Есть версия и о приходе айнов с материка (из района нынешнего Приморского края). У сахалинских айнов, как и у их собратьев на Эдзо, есть мифы о племенах, обитавших в земляных жилищах задолго до их прихода. В качестве доказательства они показывают на сохранившиеся до наших дней ямы и кучи хозяйственного мусора вблизи айнских деревень Сираока и Тихменево на восточном берегу Сахалина. Там обнаружены орудия из обсидиана и диорита и черепки глиняной посуды. Известно, что айны не изготавливали орудия из обсидиана или диорита, и эти материалы не сахалинского происхождения. Более того, айны отрицают принадлежность найденных глиняных черепков к их традиционной культуре. А мифических обитателей земляных жилищ они называют тоньчи или тойчи… Если же говорить о том, что айны были первыми жителями Сахалина, то это вызывает сомнения. Как мы видим из научных работ приведенных авторов, первыми (со слов сахалинских айнов), Сахалин заселяли тончи, которые и были предками нивхов. Если опять же говорить об айнах, и утверждать, что они были первыми жителями острова Сахалин, то легкая одежда южного типа, никоим образом не способствовала нормальной жизни в суровых условиях Сахалина. Как показывает жизнь, все северные народы, будь то чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, ительмены, нивхи (все они относятся к палеоазиатской группе) прекрасно приспособились к северным условиям. Одежда соответствовала суровому климату. О японцах, как, якобы, жителях северных территорий, вообще ничего не говорится. А вот о том, что они вытеснили айнов сначала со всей территории Японии, а затем и с последнего острова Японии – Хоккайдо, материалов вполне хватает. Японцы с уверенностью заявляют, что Курильские острова (четыре острова) принадлежат Японии, и, поскольку айны сегодня являются жителями Японии, то и, по их убеждению, эти острова должны принадлежать Японии. А как быть с теми нивхами, которые и в тридцатые годы, и в сороковые годы прошлого века были насильно вывезены японцами на Хоккайдо, в город Абоссири? Значит, если судить по логике японцев, то и Россия может предъявить свои права если не на всю Японию, то хотя бы на остров Хоккайдо? Нивхов, относящихся к коренным малочисленным народам Севера Российской Федерации, насчитывается всего-то немногим больше пяти тысяч человек. Когда-то было очень много, и заселяли люди этого народа большие территории азиатских просторов. Но так распорядилась история, что народ не мог и не может восстановиться в силу многих причин, в том числе и после геноцида японских захватчиков с конца ХIХ - начала ХХ века, когда они целыми стойбищами уничтожали аборигенное население, проживавшее в границах современного Сахалина, южных островов Курильской гряды и Охотского побережья. За неповиновение. За гордость. За то, что нивхи жили на территории, богатой красной рыбой и калугой, и мешали Японии осуществить план по расширению зоны своего влияния. Во время II Мировой войны также немало нивхов полегло от японских милитаристов при освобождении Китая, Сахалина и Курильских островов. И сегодня, как и десятки лет назад, Япония с новой силой посягает на исконно российские острова. Не учитывая то обстоятельство, что Курильские острова до прихода на Дальний Восток первых русских переселенцев, давным-давно использовались нивхами, как территории традиционного природопользования. Значит, и острова эти - самые что ни есть российские. Топонимика - сильнейшая наука. С её помощью можно объяснить многие вещи в нашей жизни. Например, что такое Курильские острова? Курилы - от слова курить? Нет, и ещё раз нет! По-нивхски это РОТ БОГА. Потому, что древний человек видел кратеры вулканов, напоминающие рот человека. А как переводится слово Итуруп? Это один из курильских островов, переводится как "Разговаривающий остров", где Итть - говорить, Ур - остров. Остров "Симушир" переводится как Отец (прародитель), поставивший остров на огонь. Сим от Симдь - ставить что-либо на огонь, Ур - остров, Ир - отец, прародитель (устаревшее). Остров Шикотан - дословно "Ты Буян". Кунашир - правильно Кунгаушир, дословно "Остров-стрела для убиения зверей Создателя). Парамушир - "Лодка-остров Прародителя". Онекотан - "Амбар для провизии Буяна". Харимкотан - "Погребальные костры Буяна". А остров Сахалин по-нивхски - Лер Миф (Играющая земля). Потому что с Большой земли, т.е. с материка в хорошую погоду виден Сахалин. И остров от преломления солнечных лучей и испарения морской воды как бы витает в воздухе, перемещаясь в пространстве то вверх, то влево или вправо. Данные объяснения хранятся в генетической памяти нивхов, которые затем были описаны в книге Игоря Меркушева "Путешествие в грозное царство Котлана и трёх кенгов". Господа японцы! Вы никогда не задумывались о том, почему и Сахалин, и Курильские острова так и не стали территориями, подконтрольными Японии? Вы пошли по тому же пути, по которому шли предки современных американцев. Сколько коренных жителей - индейцев различных племён, было уничтожено выходцами из стран Европы? Десятки миллионов. А сколько вы уничтожили айнов, нивхов? И вы об этом не говорите ни слова. Вы до сих пор не извинились перед небольшим, малочисленным народом за геноцид, за физическое уничтожение и использование людей в качестве рабов на своих промыслах. Сколько было людского горя... Русский первопроходец Геннадий Иванович Невельской открыл морской путь на Амур. Здесь он повстречался с интересными людьми. И добился их расположения человеческим отношением, лаской и дружелюбием. За что благодарные потомки нивхского народа, хотя и прошло столько времени, до сих пор помнят и чтят русского адмирала.
Вот вы, японцы, что вы знали обо всём об этом? Для удовлетворения своих имперских амбиций вы талдычите о Договоре 1855 года, да всё обижаетесь за 1945 год. Вы получили то, чего вы сами добивались. А заглянуть глубже, познать больше - не хотите. Это не соответствует вашим интересам.
Евгений Павлович Гудан, известный ульчский писатель, член Союза журналистов Российской Федерации село Богородское, Ульчского района, Хабаровского края |