ПО ПРОСВЕТУ ТРАССЫ

Четверть века назад Хабаровск и Комсомольск связала асфальтовая магистраль

Дорога протяженностью 392 километра создавалась много лет. Первые участки прокладывали Троицкий и Селихинский леспромхозы. По узким грунтовкам и деревянным мосткам на незначительной скорости двигались вахтовки и лесовозы.

Только в 1990-е годы зимник, соединявший Нанайский и Комсомольский районы, стал дорогой круглогодового действия.                                                                        

Наступление на марь, которая простиралась от Вознесенского до Лидоги, вело управление механизации №2 из Амурска. Комплексная бригада объединяла бульдозеристов, экскаваторщиков, скреперистов – около 30 экипажей механизаторов. В их распоряжении был табор с жилыми бытовками и дизельной электростанцией. В ремонтной зоне имелся сварочный агрегат.                                                                      

В ЗНАК ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ                                                                       

За три года работы амурчан за пределами города мне довелось неоднократно выезжать к ним с запчастями и всем остальным, что обеспечивало прокладку трассы. Родилась идея запечатлеть на холсте романтику труда. Когда табор перекочевал к старому лесовозному мосту через Анюй, от меня не скрывали, что финиш не за горами. Дорожное полотно, исполненное в бутовом камне, предстояло асфальтировать комсомольчанам и хабаровчанам.                                                                         

Правда, моя картина, представленная в клубе «Строитель», который передали в муниципальную собственность, вызвала раздражение. – Ввод автодороги Хабаровск – Комсомольск прогремел на весь край, и для увековечивания вклада амурчан следовало привлечь членов Союза художников, – было произнесено отчетливо и громко, после чего последовал вопрос: – Сколько тебе надо заплатить, чтобы ты уничтожил свою мазню?..                                                                      

Хотя бригадиру механизаторов Юрию Иванову моя работа понравилась.                                                                        

– Особенно удачно ты изобразил повариху Дарью Семеновну, – сказал он. – Да и ребята выглядят уверенно…                                                                  

В знак признательности Юрий Сергеевич, с которым в управлении механизации №2 «Амурскстроя» мы с 1960-х годов прошли все мало-мальски значимые объекты, вручил мне трехлитровую банку с огурцами. То, что у его жены восхитительные закрутки, знали не только на целлюлозно-картонном комбинате, где она проработала всю жизнь.                                                                 

Но главным подарком Юрия Иванова я считаю знакомство с Алексеем Мироновым – мастером дорожно-строительного управления №4 из Комсомольска. Судьба свела их на пролете от Гура до Анюя. Когда там, как и на всей трассе, связавшей обе столицы края, официальную и индустриальную, уложили асфальт, Миронова направили восточнее Лидоги – туда, где предстояло пробить дорогу к побережью.                                                                        

МЕХАНИЗАТОРЫ ПЕРВОПРОХОДЦЫ                                                                       

Алексей родился в селе Усть-Орочи Ванинского района, окончил факультет дорожного строительства Хабаровского политехнического института. Считает, что с местом работы ему повезло: в дорожно-строительном управлении молодому специалисту оказывали содействие независимо от должности – и рядовые кадры, и первые лица. А когда начались работы на новом направлении протяженностью 347 километров, с выходом в Ванино, ему доверили возглавить изыскательскую группу.                                                                     

– Ну что тебе рассказать о бригаде, сформированной ДСУ-4? – заметил он, когда я достал блокнот рабочего корреспондента. – В нее были включены не только механизаторы, но и вальщики. Ведь по просвету трассы было немало строевого кедрача, мощных лиственниц, березняка. Весь лес трелевался и отвозился на пилорамы.                                                                        

Пни вырывались бульдозерами и экскаваторами. С этого начинается любая стройка, что памятно мне по первым годам Амурска. Город, возникший в середине прошлого века, и шоссе, через четыре десятилетия связавшее причалы и кварталы морского побережья с центром края, объединяло то, что первопроходцами были механизаторы.                                                                           

С наступлением тепла бригада вышла в таежную местность со стороны Ванино. Предстояло отметить вешками маршрут. Прихватили нивелир, теодолит. И как же без дробовика, если в необжитых территориях встречаются звери?                                                                     

Устройство просеки начали с рубки кустарников. Встречали медведей, лосей, изюбров. Вадим Савушкин порывался поохотиться на косолапого в голубичном распадке. Но раздумал: патроны были набиты только дробью, а на хозяина тайги нужна картечь. «И то будет слабо, – подсказал Иван Сундуков. – Лучше берданка или карабин…»                                                                          

Кроме бульдозеров и экскаваторов в парк техники входили лесовозы и автокран. Передвижные бытовки использовались как общежития. До заморозков прошли 70 километров.                                                                       

КАК «ПОДЧЕСАЛИ» СКЛОН

Зима выдалась снежной, но работа мало-помалу продвигалась. Весной добрались до хребта Перевального. Огибать склон, тем самым удлиняя будущую дорогу на несколько километров, посчитали неразумным. Она должна быть прямой, поэтому скалу решено было обрубить.                                                                       

Пригласили бригаду «Амурвзрывпрома». Ею руководил Виталий Дреан. Скалы взлетали на воздух летом и осенью. Склон «подчесали» техникой, сдвинув в марь камни. Значение динамита в продвижении к Лидоге было неоспоримым.                                                                         

Посреди 347-километровой трассы В.В. Козырев и В.О. Короткевич, возглавлявшие ДСУ-4, создали базу обеспечения. Техника и материалы были сосредоточены на ней. А на завершающем этапе строительства укладывался асфальт.                                                                         

– Твоего блокнота не хватит, чтобы записать всех отличившихся, – сказал мне Миронов и стал перечислять. – Прорабы Филиппов и Кучер, бригадиры Каправчук и Маслов, механизаторы Силивончик, Гордеев и Бельды…                                                                        

Я записывал фамилии вальщиков леса, асфальтировщиков – всех, кто упорно работал и верил, что любые трудности преодолимы.                                                                      

На повороте к Лидоге натянули красную ленту. Руководителям и рабочим подали ножницы. Каждый смог отрезать несколько сантиметров на память о важной для края стройке.

Александр РЕУТОВ

Фото из архива ДВХМ

 

Газета «Приамурские ведомости», № 33 (8422) 2024 года

г. Хабаровск