Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»?
13 февраля 1934 года пароход «Челюскин» затонул во льдах Чукотского моря с координатами: 68°18′19.97″ с.ш., 172°49′03.06″ з.д. (68R18' сев. и 172R51' зап. - такие данные получил Яков Гаккель - геодезист экспедиции «Челюскина» 14 февраля 1934 года), на глубине 49,8 м, в 80 милях от мыса Ванкарем. Точные данные удалось установить с помощью наземной радионавигационной системы (РНС) «Марс-75», предназначенной для обслуживания Северного морского пути. Тем не менее, восемьдесят три года пароход окружен разными легендами и до сих пор недоступен для исследователей. Но почему его нельзя поднять? Подъем «Челюскина» был запланирован в 1936 году (начальник Федор Бауман, главный инженер Конслер), но по неизвестным причинам от плана отказались. Сам Отто Шмидт отрицательно отозвался об этой идее: «Предположение ЭПРОН поднять «Челюскина» считаю несерьезным, рекламным (зачеркнуто). Проверьте, сообщите, какими средствами предполагают делать...» - из телеграммы в Севморпуть. В 1974 году экспедиция (начальник Евгений Даниловцев) в Чукотское море на теплоходе «Степан Малыгин» уточнила координаты затонувшего судна. На первый подводный поиск запланировали снарядить экспедицию (организаторы Эдуард Гершевский, Виталий Каштанов) только в 1975 году. Осуществлена она была в 1979 году (начальник Олег Михеев - судно «Максимов», руководитель Валентин Герасимов - судно «Маяк»). Подняты на поверхность спинка кровати, фрагмент леерного ограждения палубы, несколько болтов и гаек. В 1980 году подводная лодка ВМС якобы посетила ориентировочную точку нахождения затонувшего парохода «Челюскин». Один из офицеров подводной лодки - водолаз Генрих Костин сообщил в Магаданский клуб подводного плавания, что через иллюминаторы были видны обрывки тросов зацепленные водолазами за металлические конструкции затонувшего парохода. В 1989 году хабаровская редакция газеты «Молодой дальневосточник» тоже организовывала экспедицию (инициатор писатель Павел Халов, начальник Сергей Мельников, судно «Дмитрий Лаптев»), и даже отправила в Чукотское море собкора «МД» Вадима Наймана, который после выдал в газете публикации. Новая подводная археологическая международная экспедиция «Челюскин-70» (руководитель Олег Кожемяко - тогда губернатор Корякского автономного округа, начальник Алексей Михайлов, ученый секретарь Иосиф Рабинович, судна «Академик Лаврентьев» (2004), «Рогачёво» (2006), организаторы Российская академия наук и Русский подводный музей) в современной России также дважды пыталась найти пароход: в 2004-м и 2006 году. Последняя попытка увенчалась успехом. Водолазы спускались пять раз. «Нормально сохранившийся корпус «Челюскина» лежит на глубине 49,8 метра на ровном киле... Работать на глубине в условиях видимости не более полуметра и при температуре минус полтора градуса, было очень сложно даже при подсветке мощными лампами... Мы продвигались практически на ощупь. Примерно 20 минут находились на грунте, не считая времени всплытия и декомпрессии - корпус парохода виден фрагментарно только там, где был освещен прожекторами, вообще-то он примерно на три метра ушел в ил...», - сообщал СМИ Алексей Кошелев - один из водолазов (еще были Алексей Михайлов, Александр Федосеев) экспедиции «Челюскин-70». В 2007 году в фирме «MAN Diesel SE» - «MAN Burmeister og Wain» - правопреемнике «Burmeister og Wain» (B&W) в Копенгагене (Дания), где в 1933 году и был построен «Челюскин» (первоначальное название «Лена», класс «✠100 А1 strengthened for navigation in ice» - усиленный для навигации во льдах, порт приписки - Владивосток) провели экспертизу поднятых фрагментов корабля: стойки леерного ограждения шлюпочной палубы и вентиляционной решетки. Экспертиза подтвердила: «детали являются оригинальными». С тех пор прошло десять лет - и снова тишина! Последний челюскинец инженер-физик - екатеринбургский профессор Ибрагим Гафурович Факидов, возглавлявший лабораторию электрических явлений в Свердловском институте физики металлов, скончался 5 марта 2004 года. Больше свидетелей нет. Поднимут ли когда-нибудь на свет пароход «Челюскин»?
Пронякин Константин, член Союза журналистов России Анадырь-Хабаровск. Фото автора.
Благодарим Музейный центр «Наследие Чукотки».
На фотографиях: 1. Пронякин Константин - автор статьи 2. Пароход Челюскин. Фото 3. Челюскинская палатка в музее - свидетель той эпохи 4. Челюскин. Советский Сахалин 27.09.35 5. Челюскин – схема парохода 6. Телеграмма в Севморпуть от Отто Шмидта 7. Собственноручная записка Шмидта * * *
Справка Основные характеристики парохода «Челюскин»: длина - 92 м ширина - 16,5 м глубина - 7,4 м грузовместимость - 4594 полная грузоподъемность судна - 4500 тонн тоннаж брутто - 3607,27 тонн тоннаж нетто - 3088,36 тонн крейсерская скорость - 12,5 узлов * * * Из докладной записки Клуба подводных исследований и путешествий Дворца Культуры им. Ленсовета в Ленинграде в ЦК ВЛКСМ (1975 г.): Состояние судна и его положение на грунте Вероятней всего, что судно засосало в грунт на 5+6 м, то есть по ватерлинию. Мачты поломаны во время катастрофы. Возможны повреждения передней части надстройки (ходовой рубки), трубы, грузовых стрел и палубных механизмов из-за воздействия льда при погружении корабля. Перемещение корабля на грунте под действием паковых льдов и, соответственно, дополнительные разрушения надстройки и корпуса маловероятны, что подтверждается практическим совпадением координат, полученных в 1934 г. Гаккелем (на другой день после катастрофы) и уточненных в 1974 г. Ржавление предполагается незначительным. Каюты ботдека (надстройки), принадлежавшие научным сотрудникам экспедиции, начальнику экспедиции О.Ю. Шмидту, капитану Воронину, а также кают-компанию с библиотекой и радиорубкой ожидается найти неразрушенными. Доступ в эти каюты относительно несложный. Разрушение левого борта сжатием льдов 13 февраля 1934 г. на уровне кают твиндека (под верхней палубой), в принципе, облегчает проникновение аквалангистов в каюты этой палубы. В целом, есть основания полагать, что для обследования поиска и подъема документов и экспонатов корабль находятся в удовлетворительном состоянии. Документы и экспонаты На судне остались: - два вахтенных журнала (в каютах капитана и старшего помощника) - судовая документация (в каюте главного механика) - стационарные передатчики и приемники, измерительная аппаратура (в радиорубке) - судовая библиотека - документы группы зимовщиков, отправляющихся на о. Врангеля (в каюте Ремова В.А.) - продукты питания и часть снаряжения, предназначенного для зимовщиков о. Врангеля - личные вещи челюскинцев (во всех каютах) Можно предполагать, что в кормовом трюме или недалеко от него сохранились останки Б. Могилевича. В настоящее время накоплен значительный опыт подъема и реставрации документов, пролежавших в морской воде несколько десятилетий. Это дает основание считать, что поднятые с парохода «Челюскин» документы могут быть прочитаны. Наиболее благоприятный период проведения экспедиции аквалангистов июль-август начало сентября. Экспедиция по обследованию парохода «Челюскин» технически осуществима, целесообразна и представляет общественный и исторический интерес. * * * Архив В 1936 году эпроновцы начнут подъем «Челюскина» Начальник Дальневосточного ЭПРОНа* тов. Бауман** и главный инженер Конслер составили проект подъема «Челюскина». Проект одобрен главным управлением ЭПРОНа тт. Бауман и Конслер составляют детальный план подъема со всеми необходимыми расчетами. Но плану «Челюскин» будет поднят целиком. Метод подъема смешанный. Основное - это подача воздуха внутрь судна для сжатия воды, если только палуба парохода обеспечит непроницаемость, при которой подача воздуха будет превышать его утечку. Во все трюмы будут введены и продуты мягкие 70 – 100 тонные понтоны, что также даст плавучесть судна на 1500 тонн. По обоим бортам парохода будут проведены понтоны особой конструкции. Дли полной гарантии и успешности поддержания судна будут проведены шесть 200-тонных жестких понтонов, которые по своей конструкции и крепости вполне поддержат пароход на поверхности воды во время буксировки в порт-убежище, если заделка пробоин на месте подъема будет невозможна. Заделку пробоин, люков и отверстий предполагается провести путем замораживания (способ, примененный при подъеме затонувших германских кораблей). Для буксировки парохода до Владивостока заделка пробоин будет проведена путем заварки, с накладной жестких стальных пластырей и подводной бетонировки. Подъем «Челюскина» будет проведен в 1936 году. Наиболее удачное время для подъема июль август, так как район гибели «Челюскина» в это время свободен ото льдов и Чукотское море свободно ото льдов от Берингова пролива до меридиана Колючинской губы и до 70 градусов северной широты. Вес «Челюскина» 2550 тонн. Подъем его будет сопряжен с исключительным напряжением и трудностями. Дальневосточный ЭПРОН намечает закончить подъем «Челюскина» в два с половиной месяца. «Советский Сахалин», 27.09.35.
* Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) - государственная организация в СССР, занимавшаяся подъемом судов и подводных лодок. Основана в 1923 году (приказом по ГПУ от 2.11.1923 г. № 463 опытная глубоководная партия была преобразована в ЭПРОН с подчинением общему отделу ГПУ; экспедиции присваивается ранг пограничной флотилии), в 1932 году - создана Отдельная дальневосточная партия - начальник Ф.М. Бауман, в дальнейшем преобразованная в Тихоокеанскую экспедицию с базированием во Владивостоке, а в 1942-м - преобразована в Аварийно-спасательную службу ВМФ СССР. Отдельная Дальневосточная партия ЭПРОН осуществила сложный подъем парохода «Сишан» (водоизмещение 1200 т), ледокола «Богатырь», спасла транспорт «Сталинград» (водоизмещение 3500 т). ** Бауман Федор Мартынович (1902-1938) - уроженец Енисейской губернии (Красноярский край), проживал во Владивостоке, интендант 1-го ранга (приказ № 01671/п от 20.05.1936 г.), с 30.03.1932 г. начальник Тихоокеанской экспедиции подводных работ - начальник дальневосточных партий ЭПРОНа Морских сил Дальнего Востока (ТОФ). Арестован 21 августа 1937 г., обвинен в шпионской деятельности (архивное дело П-31966), расстрелян 26 мая 1938 г. в Хабаровске. Реабилитирован 18 января 1958 г. |